2015-02-04T03:44:02+03:00
Комсомольская правда

Непослушных детей бесполезно наказывать

Их нужно лечить. Иначе к 15-ти он может стать наркоманом или алкоголиком

К пяти годам Виталик был грозой всего детского сада. Очаровательный малыш с ангельским выражением лица сводил с ума всех воспитателей и родителей его одногруппников.

Каждый вечер маме мальчишки приходилось выслушивать массу претензий:

- Виталик опять сорвал занятия – бегал между столами, мешал детям…

- Виталик не дал заснуть моей дочке по время «тихого часа»…

- На прогулке чуть не разломал беседку…

Молодая мама выслушивала все упреки стойко и хладнокровно. Ведь она знала, что по дороге домой ей придется не раз услышать «Ай, какой нехороший мальчик. Не слушает маму» или «Что ж вы так избаловали сына! Ремнем не пробовали воспитывать?» На самом деле никакой ремень или авоська (как советовала одна из бабушек) на Виталика никогда не действовали. «Я же вижу, что он сам не рад тому, что так себя ведет, - сокрушалась мама. – Но словно ничего с собой поделать не может. Я уже перестала его наказывать. Бесполезно. Правда, если с ним посидишь, позанимаешься, Виталик может и картинку нарисовать, и сказку послушать. Но только очень недолго – минут пять, и он опять куда-то бежит, лезет, что-то ломает. Но, главное, я так устала. Он ни минуты не может быть один – мое внимание ему нужно едва ли не каждую секунду…»

Через год, когда Виталик пошел в школу, выяснилось, что детсадовские проблемы были только цветочками. Во-первых, с первых дней учебы мальчишка оказался на предпоследней парте, на которой легче всего спрятаться от глаз учительницы. Первый раз его вызвали к директору через две недели – весь урок он стучал пеналом по парте, не реагируя на замечания. Еще через месяц на ковре оказалась мама – Виталик подрался с одноклассником, причем пострадавший мальчик едва не получил сотрясение мозга.

- Ничего не понимаю, - удивлялась директор школы, - при зачислении мы тестировали всех детей. Виталик показал достаточно высокий уровень развития. Он очевидно смышленый ребенок, но учиться то ли не хочет, то ли не может…

Самое неприятное случилось в конце учебного года. На родительском собрании класса все родители дружно пригвоздили несчастную маму Виталика к позорному столбу – девочек он бьет, с мальчишками дерется, на уроках шумит, балуется и отвлекает весь класс от учебы.

- Мы не хотим, чтобы он учился с нашими детьми, - прозвучал приговор. Во второй класс Виталик пошел уже в другую школу.

На сегодняшний день Виталик с грехом пополам учится в пятом классе, сменив за эти годы уже три школы. Баловаться на уроках он перестал, но оценки в тетрадках выше «четверки» появляются крайне редко.

- На самом деле в ситуации со злополучным Виталиком сам ребенок виноват меньше всего. Оказывается, подобные проблемы – это болезнь, диагноз которой выставляет только врач и он же назначает лечение. Это заболевание называется «функциональная неготовность». У нас в стране этот диагноз можно поставить 33 процентам шестилеток, - утверждает ведущий научный сотрудник Института охраны материнства и детства Маргарита Девялтовская. - Цифра чудовищная. Но что такое «функционально не готовы»?

- Речь идет о детях, которые не могут концентрировать внимание, сосредотачиваться так долго, как этого требуют школьные занятия. К школе не готова нервная система. У наших детей много пограничных нервно-психических состояний.

- Что относится к этим пограничным состояниям?

- Как правило, у матерей этих детей были какие-то проблемы при беременности или при родах. Это привело к гипоксии нервной системы, она стала более чувствительной и не готова нормально переносить любые нагрузки. Такой ребенок постоянно куда-то бежит, не может две минуты посидеть спокойно на стуле, требует бесконечного внимания к себе. Кстати, у них очень высокий коэффициент интеллекта, поэтому учиться они могли бы очень хорошо.

- Но мы привыкли радоваться тому, что малыш растет активным, подвижным и любознательным.

- Главное отличие – непродуктивная активность малыша. А у его мамы обычно уже есть неврозы, ведь дети беспрестанно требуют внимания, они нуждаются в постоянном эмоциональном контакте и ласке. Они абсолютно не могут быть одни. Поэтому бывает, что сначала лечится ребенок, а потом мама.

- Чем опасно такое состояние?

– В школе этот ребенок с первых дней учебы все время отвлекается и отвлекает других детей, учительница не довольна и ставит на него клеймо непослушного. У него идет реакция отторжения – ему и так тяжело. Когда это начинается с первого дня учебы, все идет по нарастающей. Ребенок не усваивает материал, плюс он начинает самоутверждаться за счет других моментов – балуется, привлекает к себе внимание, дерется. - Как-то помочь таким детям?

- С этими детьми могут работать врачи трех специальностей – педиатры, невропатологи и психиатры. У меня есть целый проект по работе с такими детьми. Результаты очевидны – за год (с 5 до 6 лет) такого ребенка можно сделать активным, но хорошо усваивающим материал, с большим интересом к школе. Изначально мы малыша тестируем, делаем энцефалограмму, в зависимости от того, что обнаружено, подбирается начальный курс медикаментозной терапии. Как правило, терапия мягкая – гомеопатические препараты, препараты, которые улучшают обмен нервной системы, затем подключаются ноотропы. Параллельно учим родителей, как заниматься дома или в садике. Порой нужны занятия с логопедом, а хороший логопед работает и как психолог. Идивидуальные занятия с психологом не меньше двух раз в неделю. И физическая реабилитация – массаж, физиопроцедуры, бассейн…

Но для каждого ребенка программа составляется индивидуально. Кому-то достаточно одного года, другому нужно два года, и тогда он идет в школу несколько позже. С кем-то нужно продолжать занятия и во время учебы в школе.

- А если мама поймет, что у ее 9-летнего сына все проблемы вызваны именно подобными расстройствами, еще не поздно обращаться к специалистам?

- Это предельный возраст. Вся щадящая коррекция, та, которая не предполагает применение медикаментов и ориентирована на развитие навыков ребенка мягкими методами, возможна до 8 лет. Тогда его проблемы уйдут бесследно. Но с 15-летним подростком уже что-то сложно сделать. Причем часто видно, что если бы с ним начали работать в 5 лет, он стал бы отличником, а сейчас речь идет о том, сможет ли он учиться в обычной школе.

КАК РАСПОЗНАТЬ “ПРОПАЩЕГО” РЕБЕНКА?

В 5 лет нормальный ребенок должен уметь нарисовать человечка – ручки-ножки, лицо, волосы, глаза и так далее..

Пятилетний ребенок в состоянии концентрироваться на 20 минут – рисовать, лепить, рассматривать картинки, слушать сказку или собирать мозаику.

БУДЬ В КУРСЕ

Диагнозы “гиперкинетическое расстройство” и ему подобные выставляются с 5 лет до 11 лет. «Гиперкинетические» дети требуют индивидуального педагогического подхода – в школе ребенок должен сидеть рядом с учителем, работать только через поощрение, каждый урок педагог должен уделять внимание.

Таким детям рекомендованы занятия в спортивных секциях, но не связанных с соревновательным моментом – лучше всего плавание.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ РОДИТЕЛЯМ?

В первую очередь в поликлинику по месту жительства. К педиатрам, невропатологам, психотерапевтам. Всю работу с ребенком должен возглавлять врач. Он подбирает команду специалистов – невропатологов, психотерапевтов, психоневрологов. Только логопед или психолог проблему не решит.

ЧТО ЕЩЕ МЕШАЕТ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ?

На втором месте - нарушения развития языка и речи. Бывают парадоксальные ситуация, когда в 5 лет ребенок вообще не разговаривает. А родители просто ждут, когда он заговорит. Здесь работа логопеда обязательна и бывает необходима медикаментозная коррекция.

Нарушения развития языка и речи имеют основу в проблемах нервной системы. Как раз язык и речь прямым образом связаны с психическими фукнциями, с мелкой моторикой, поэтому у таких детей часто возникают проблемы с письмом, чтением. У ребенка с речевыми проблемами зачастую нарушен контакт со сверстниками. При школьных нагрузках речевые проблемы усиливаются.

Эмоциональные расстройства – истерики, капризы, агрессия. Часто родители считают, что ребенок просто капризный и избалованный и если на него накричать, поведение исправится. Но если причина в особенностях нервной системы, от ребенка поведение не зависит. Тут без лечения не обойтись.

Много сейчас невротических состояний, тиков, которые иногда не замечают даже родители. У ребенка может быть, к примеру, длительный кашель, который не поддается лечению по несколько месяцев. То, что это невротическое состояние, приходит в голову в последнюю очередь. На самом деле достаточно две недели подавать успокаивающее, чтобы все прошло.

КСТАТИ

В Москве проводили исследования, которые показали, что среди детей с гиперкинетическими расстройствами к подростковому возрасту отставание идет на три-четыре года. В 9-м классе могут усваивать материал, который дают 6-классникам. А к подростковому возрасту добавляются другие проблемы – алкоголизм, наркомания. Ведь хоть в чем-то такой подросток хочет чувствовать себе уверенно. Поскольку в учебе уверенно себя чувствовать он не может, пытается утвердиться в другом. А у половины детей с такими проблемами развиваются невротические состояния, расстройства личностные...

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также