• КП в социальных сетях:
  • Вктонтакте БелКП
  • twitter_belkp
  • facebook Komsomolskaa-pravda-v-Belarusi
  • odnoklassniki group kpru

Посол Польши в Беларуси Лешек ШЕРЕПКА: «В начале 90-х Польша сделала ставку на то, чтобы дать людям возможность заработать денег. Сегодня возглавляет ЕС»Комментарии: 22

Посол Лешек Шерепка во многих странах работал как раз в разгар кризиса.
Подружись с нами:

В начале 90-х он начинал карьеру в Варшаве, в 1998-м приехал в Россию, которая только пережила дефолт, в 2008 - 2009 годах работал в Украине, где курсы валют менялись каждый день, в 2011-м Лешек Шерепка был назначен послом в Беларуси. В Минске с дипломатом мы поговорили о том, как переживала кризисы его родная Польша.

«Замечательно, когда люди не ждут помощи от государства»

- Для Польши самым сложным был кризис 80-х - начала 90-х годов, в магазинах были пустые полки, ничего нельзя было купить! Мы понимали, что нужно полностью поменять систему - политическую, экономическую, социальную. И поляки пошли на шоковую терапию. Знаете, как говорят: в России был шок без терапии, а у нас был и шок и терапия, - рассказывает господин посол.

- В Беларуси любят вспоминать, как в начале 90-х поляки приезжали к нам, чтобы что-то купить. Теперь вот мы к вам ездим, вернее, ездили, до кризиса...

- Это хорошо, что кто-то пытается поехать и что-нибудь купить. Это здоровое проявление конкурентоспособности и предприимчивости людей. Мы в начале 90-х ездили не только в Беларусь, мы ездили на Запад, зарабатывали деньги, потом их пересылали в Польшу. Для многих людей эти деньги стали первичным капиталом, благодаря которому они потом открыли предприятия в Польше. Это замечательно, что люди пытаются найти какой-то выход, не ждут помощи государства. Когда семь лет назад Польша вошла в Евросоюз, многие поляки уехали в Великобританию, они зарабатывали деньги, чтобы потом построить дома, улучшить свой уровень жизни.

- А возвращаются поляки обратно, вкладывают деньги в экономику своей страны?

- Кто-то возвращается, кто-то - нет. Когда Европа открыта, когда нет барьеров между странами, человек может выбирать, где он будет жить, а где работать и зарабатывать деньги. Некоторые решили вкладывать деньги в Великобританию, там делать бизнес, некоторые решили вернуться. Свободное перемещение капитала по Европе - это хорошо, мы не против этого.

- Во время кризиса начала 90-х на что сделала ставку Польша?

- Мы сделали ставку на то, чтобы дать людям возможность зарабатывать деньги, чтобы не мешать им, чтобы снять все барьеры в экономике. Мы понимали, что должны отказаться от прошлого. Прошлая система была построена на госсобственности, и мы не обращали внимания на рентабельность, на производительность труда, на энергоемкость. Экономика была неэффективна. Поэтому надо было отойти от прошлого и сделать так, чтобы работать остались только те предприятия, которые реально могли заработать деньги, остальные закрылись. Была огромная безработица - это был шок. Но постепенно экономика начала нормально работать.

«Безработица стала проблемой там, где были колхозы»

- Долго этот шок продлился?

- Кто-то может сказать, что он и сегодня длится. Но я считаю, что год-два. Мы очень быстро перешли к новой системе.

- Была ли какая-то программа для людей, которые оставались без работы: их переучивали, им что-то доплачивали?

- Это была одна из основных задач государства - сделать так, чтобы эти люди нашли новую работу, чтобы они могли заняться своим собственным бизнесом. Сегодня Польша - это страна, где малый и средний бизнес делает большую часть экономики. Люди регистрировались предпринимателями, начинали работать на себя. Когда мы говорим о безработице, то это немного раздутые цифры, потому что часто люди регистрировались как безработные, чтобы получить бесплатное медицинское страхование. На самом деле многие работали, не зарегистрировавшись, зарабатывали деньги за границей. Конечно, были регионы, где безработица действительно была проблемой. Там и сейчас это проблема. Это регионы, где были социалистические колхозы. И когда советская система рухнула, там было очень тяжелое положение. В таких регионах люди не подготовлены к новой жизни. Они ждут помощи со стороны государства.

- Даже сейчас?

- Да. Это в основном северо-запад страны, земли, которые после войны стали частью Польши. Там государство пыталось внедрить социалистический труд на земле. Там были, по вашим меркам, совхозы, которые потом не выдержали нормальных рыночных условий. Там были проблемы, там есть проблемы, в том числе и с такими социальными болезнями, как алкоголизм.

- Фермерство в Польше было развито даже в советские годы?

- У нас всегда было развито сельское хозяйство, и даже при советской власти в Польше были частные фермерские хозяйства. Когда мы вступали в Евросоюз, именно фермеры больше всего опасались, что у них будут проблемы. А сейчас, когда мы уже семь лет в Евросоюзе, оказывается, что эта группа заработала самые большие деньги от вступления в ЕС. Они получают европейские субсидии на каждый гектар земли, у них есть дополнительные рынки сбыта, они себя очень хорошо чувствуют. В советские годы фермерские хозяйства были маленькими, по нескольку гектаров. Сейчас они укрупняются.

Польские фермеры выиграли от вступления в Евросоюз, как никто другой. Они получили субсидии и рынки сбыта.
Польские фермеры выиграли от вступления в Евросоюз, как никто другой. Они получили субсидии и рынки сбыта.

«В Польше яблоками занимаются целые регионы»

- Не скучаете по польским продуктам в Беларуси?

- Я любитель того, что производится в деревне, особенно фруктов, и особенно яблок. В Польше выбор разных сортов яблок значительно больше, чем у вас, качество выше, а цены в два раза ниже.

- Почему так, у вас ведь фермеры больше зарабатывают, и цены должны быть выше?

- У нас есть культура производства яблок. Я не видел у вас садов, которые производят яблоки. А в Польше целые регионы этим занимаются. У нас есть Институт яблок, сотрудники которого думают, как эти яблоки лучше производить. Развита индустрия, механизация труда, потому, наверное, производство получается дешевле. У нас есть индустрия, которая может сохранить яблоки весь год. Я могу сейчас пойти в магазин и купить хорошее яблоко в Польше. Да, оно сейчас в два раза дороже, чем в сентябре, потому что надо его сохранять. Но оно есть. А у вас с этим проблема.

«Злотый девальвировали, но цены не изменились»

- Есть мнение, что именно благодаря сельскому хозяйству Польша хорошо перенесла мировой кризис.

- Я с ним не согласен, потому что сельское хозяйство - это небольшая часть нашей экономики. Она не может влиять на всю экономику. А почему мы так хорошо перенесли мировой кризис? Дело в том, что мы немного опоздали в развитии. Это был прежде всего финансовый кризис, а мы еще не до конца ввели эту финансовую систему, например, процесс кредитования у нас более строгий, чем на Западе, биржа только развивается, люди еще не купили все, что они хотели купить. К тому же у нас рынок девальвировал злотый. Он постепенно стал дешевле по отношению к другим валютам, и Польша могла больше экспортировать, потому наши товары были дешевле, чем в других странах. А люди неохотно покупали импортные вещи, потому что они стали дороже.

- Белорусы бы и рады сейчас покупать меньше импортного, но мы многие продукты не производим - те же памперсы, медикаменты, фрукты и т.д. Наладить в Польше производство необходимых в ежедневной жизни продуктов - это была инициатива бизнеса или правительства?

- Мы пытались поощрять предприимчивость людей. Они занимали свободные ниши и пытались наладить производство, государство не слишком регулировало эти процессы. У нас открыта граница, мы можем импортировать вещи из разных стран, значит, больше конкуренции, а когда есть конкуренция, ниже цены. У вас же ограничены возможности привоза, и когда государство пытается контролировать, регулировать такие вещи, то это негативно сказывается, в том числе и на ценах.

- Как люди реагировали на девальвацию злотого?

- Люди всегда недовольны, когда теряют деньги, когда не могут провести недельку-две за границей, потому что там все стоит дороже, чем в Польше. Особенно девальвация ударила по людям, которые брали кредиты в валюте - в евро, в долларах, в швейцарских франках. Но девальвация не повлияла существенно на цены внутри страны, так что пережили ее спокойно.

«Во время кризиса все ведут себя одинаково»

- Какая сейчас средняя зарплата в Варшаве?

- Около 1,5 тысячи долларов, по Польше где-то около 1200. Но Варшава сейчас не лидер по зарплатам. Лидер - это Катовицэ, потому что там есть новые производства. Туда пришли инвестиции, и там сейчас предлагают зарплаты выше, чем в Варшаве.

- На чем сейчас Польша в основном зарабатывает?

-Прежде всего, на услугах (рестораны, гостиницы, медобслуживание и т.д.) и на предпринимательстве. Большие советские производства больше не играют роли, но Польша производит автобусы, запчасти к машинам. Мы в Европе лидер по производству бытовой техники - телевизоров и холодильников. В год производим миллион автомобилей, это не польские марки, а «Фиат», «Дженерал Моторс», «Опель».

- Как вы считаете, какие производства нужно развивать в Беларуси?

- Вам лучше всего пригласить инвесторов, создать для них хорошие условия - это первое. А второе - поощрять малый и средний бизнес, чтобы люди могли зарабатывать деньги. И не надо опасаться того, что кто-то придет и купит Беларусь. Мы сейчас живем в таком мире, где все покупают и продают, и это нормальный процесс. Нельзя отстраняться от этих процессов и создавать изолированную экономику. Это тупик.

- Вы работали во многих странах, когда те переживали кризис. Что бы вы сейчас посоветовали белорусским семьям, как им себя вести в такой ситуации?

- Я думаю, что все люди ведут себя одинаково во время кризиса: пытаются тратить поменьше, часть денег откладывать и искать дополнительные заработки.

Также по теме
Поделитесь с друзьями:
  • Нравится
Показать код

Загружается, подождите...

Загружается, подождите...

Комментарии22

Оставить комментарий справка

Войдите в социальную сеть myKP, чтобы оставить комментарий
и получить больше возможностей
my.kp.ru
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!
Для входа в myKP можно использовать учетную запись одной из социальных сетей:
Опубликовать комментарий анонимно
  • продолжение20.07.2011, 13:27

    Остаётся только сожалеть,что из-за отсуствия перспектив в родной стране,люди довольно массово уезжают в другие страны.
    Ещё для общей информации: посещение ребёнком футбольной секции стоит около 80 дол.в месяц, бассейн и др тоже самое. Некоторые школы работают на 5 смен, последняя смена оканчивает занятия ок. 18.00.(результат того, что нестроились новые школы и ликвидации некоторых школ в 90-х). В классах до 35 учеников.
    Об уровне образования в таких условиях остаётся только догадываться.
    Пломба у обыкновенного местечкового стамотолога( страховка не компенсирует) стоит 40 евро. В клинике соответствено значительно дороже. Электроэнергия на 2 чел. в месяц при стандартных электроприборах- не меньше 30 дол. Люди стараются пораньше ложиться спать, экономят на электричестве сильно. У некоторых вообще постоянно тёмные окна. Зато замечательно живётся госадминистрации,партийным деятелям и всякой масти властям.

  • продолжение20.07.2011, 12:52

    Вне всяких сомнений,что большой плюс Польши - это семьи,которые относительно в большинстве своём крепки и устойчивы морально. Мужчины помогают воспитывать детей,проводят с ними много времени- гуляют на свежем воздухе после работы, возят в сад и тд. Поэтому,несмотря на неблагоприятные экономические условия, демография не так уж плоха.Даже в 90-х,
    когда без работы оставалось пол-страны,
    дети и так рождались. Тесная связь между поколениями, совместные семейные праздники
    (не обязательно с присувствием спитного) тоже этому способствуют. Поляки- мужчины,в большинстве своём, заботливые отцы и неплохие мужья.

  • продолжение20.07.2011, 12:24

    Молодые поляки в основном уезжают в Ирландию,
    Англию, Германию (в Ирландии их очень много)- там для них открыт рынок труда. В других странах ЕС тоже есть, но меньше.Уезжают с семьями и без. Не только рабочие специальности, но и врачи, компьютерщики, химики,инженеры.
    В Ирландии,к примеру ,получают пособие на детей,если там работают,а оно выше польской зарплаты. Многие мужчины живут и работают за границей,а семьям присылают деньги на содержание,так дешевле получается. Но кто пожил,к примеру,в Германии на родину возвращаться не хочет.
    Валютные запасы Польши пополняются в значимой части благодаря тому,что валюта поступает от поляков,пребывающих в качестве гасарбайтеров за рубежом. Даже если у них и не очень великолепно всё складывается за рубежом,возвращаться не спешат,ничего хорошего их дома не ждёт.А уж безработица это точно.
    Из этого всего положительный момент это то,что у молодёжи есть шанс уехать в развитые страны ЕС.

  • продолжение19.07.2011, 19:19

    Ещё одна очень неприглядная вещь, в Польше государственную скорую к ребёнку не вызовёшь,даже если платишь страховки(довольно высокая сумма). Это обьясняют тем, что в скорой нет врача-педиатра. Министерством было одобрено в связи с экономией расходов на медицину.
    Как правило, даже ночью,предлагают везти ребёнка самому в больницу. Там очередь, как минимум час-два с больным ребёнком надо прождать. Недавно,был случай, умер 10-месячный малыш. Вызов частной скорой,несмотря на оплачиваемые страховки, стоит ок 80 дол.,это без особого лечения,просто осмотр. В довольно больших деревнях нет даже намёка на медпункт, а детского окулиста нет даже в 40000 городках. Надо ехать в более крупный. У знакомых был случай,ребёнку в глаз попал осколок от пластика,пришлось ехать в областной центр и ждать полдня приёма.
    Так что про многое посол забыл сказать,хотя,возможно что о таких проблемах ему не известно. Мало бывает в Польше.

  • а если дать адекватную оценку19.07.2011, 17:33

    И если уже о еде,то в Польше абсолютно невкусные молочные продукты, масло ужасного качества (никогда хорошего не было. нет сливок, а сметана - одна химия.
    Думаю,посол с удовольствием кушает бел. продукты.
    В Польше разбитые узкие дороги преимущественно с глубокой колеёй, без обочины и пешеходы ходят краем. Иногда трактор километров 5 ведёт за собой целый караван машин,ведь не обгонишь - узко и так все тащатся. Немного начали в Варшаве строить дороги, но до Минска им ещё очень далеко, иногда просто непонятно как до такого состояния можно было всё запустить. Пока ЕС даёт деньги что-то сделают,потом опять застой. Так что, не всё так красиво, да и зарплаты брутто,которые подаёт статистика, это минус 30%.

  • а если дать адекватную оценку19.07.2011, 17:18

    Начиная с апреля все продукты и услуги в Польше сильно подорожали,НДС от 23%.Кило гречки с нецелых 2,0евро подорожало до 3,0евро за кг. Тоже самое кас. сахара и др. Не подорожали только соевые колбасы да такие же сосиски,но мяса в них нет ни грамма.Хорошие стоят от 7,0 до 10,0евро.
    Литр бензина стоит почти 1,5 евро.Головка салата в магазине - 1 дол. Такие вот цены в центральной области,под Варшавой. Воспиталка в детсаду зарабатывает 500 дол. или же нецелых 400 евро.,меньше чем пособие в развитых странах ЕС.
    Причём комунальные оплаты за 50 м квартиру,(речь идёт о собственой квартире,не о сьёме) составляют не меньше 160дол, без учёта электрич. и газа. Детсад гос. ок 200 дол.,частный -в среднем 300. Бывают дороже и чуть дешевле. В госсад не попасть, в группах до 30 чел. Без помощи родителей молодым семьям в Польше не прожить. Многие уезжают за границу, потому, что нет работы,даже низкооплачиваемой. Хорошо что едут,иначе был бы копец.Так что,кроме яблок, послу похвалиться особо нечем.

  • Русак11.07.2011, 20:37

    Похоже,братья по разуму. Нашли, чем гордиться-доверили в Евросоюзе оглашать результаты голосования(это называется возглавлять ЕС)

  • гоша08.07.2011, 11:33

    польша - лучшая страна в мире.кто с этим не согласен просто там не бывали.а пану лешеку здоровья и удачи

  • Фома07.07.2011, 16:41

    Если хорошо поискать, то центр мира окажется где-то в районе Варшавы. И динозавры произошли от поляков.

  • интурист07.07.2011, 15:21

    ни кто ни гого в ВТО не примет! А в90 годы мы всё что можно вывезли в польшу за даром.

  • Западны беларус07.07.2011, 9:18

    Такое ощущение, что Вы, Ирина, были в какой-то другой Польше. О беларусах особо не нужно заботиться, тем более давать советы польскому послу в Беларуси, мы уж сами определимся куда нам нужно. Кстати, Вы не против желания России вступить в ВТО, а ездить без виз в Европу?

    • Гость19.07.2011, 17:43

      Дорог в Польше действительно нет и вы как западный беларус должны об этом знать. К примеру, в Варшаве масса таких улиц,где на тракторе только и проедешь. А в некоторых маленьких городках осенью грязи как на болоте. В плане дорог Польше далеко до Беларуси.хотя и строит их за деньги из ЕС.

  • ирина-207.07.2011, 9:06

    каждый на отдыхе выбирает как провести время - один лазит по помойкам-другой по музеям -третий по казино. Все зависит от внутреннего мира человека. Удачных находк Ирине на помойках стран Азии.

  • поляк07.07.2011, 6:53

    из Беларуси. большего мусора, чем польская дорожная и не только, не встречал. согласен с Ириной. моя вся родня в Польше. Все не так красиво и просто. Лучше чем дома нет нигде. Жить надо своим умом а не чужими советами - а то загнешься.

  • Ирина06.07.2011, 18:51

    Только приехала из отпуска-на машине накрутили от Питера 4.5тыс.км через Беларусь,Украину Венгрию,Польшу и Прибалтику.Так вот- большей помойки,чем Польша,среди этих стран нет!!Не надо говорить,что нужно Беларуси,г-н посол,займитесь своими дорогами и инфраструктурой!

    • OLGA HH06.07.2011, 21:02

      Уж не знаю как Вы ехали через Польшу, если увидели там помойку. Каждый год еду через эту страну и все чисто, аккуратно, отличный придорожный сервис.Дороги не очень, но это временно, автобаны строятся. С Россией и Украиной ну никак не сравнить, да и Беларуси еще далековато до Польши.

    • Тут07.07.2011, 18:50

      "Не нужно говорить, что нужно Беларуси" - золотые слова! Вот вы у себя в Питере, г-жа Ирина, и занимайтесь дорогами и инфраструктурой, поверьте, у вас они тоже не фонтан. А мы в Беларуси как-нибудь сами сдюжим, без ваших ценных советов.

    • Не важно07.07.2011, 22:08

      Я -западная беларуска. В своё время,съездила 3 паспорта на Польшу и с Вами полностью согласна.Только слово помойка толкую в переносном смысле.Большой рынок ,а не страна.Пусть господин посол не даёт свои советы-лично для меня это очень унизительно.Один знает ,как яблоки выращивать-принципиально не покупаю,а премьер советует...Почему то все знают,как нам,беларусам,жить и что продавать!С уважением....

    • дороги и вправду ужасные19.07.2011, 17:39

      Сколько помню в Польше отвратительные дороги или же вернее,их нет совсем. Ни на трассах,ни в населённых пунктах. Причём люди,всю жизнь не видя лучшего, даже не понимают как должно быть и "прыгают" весело по бездорожью. Уже несколько лет как ЕС их строит в Польше,но принимания во внимание просто ужасное состояние запущенности в дорожной сфере - это капля в море.

  • PL06.07.2011, 17:48

    tolko zarplaty,o kotoryh rech' v statje, ukazany bez vychetov i nalogov (brutto), realnye zarplaty na ruki na 30% menshe

    • Тут07.07.2011, 18:55

      да ну, что вы? а у нас от зарплаты - ровно половина налогов и вычетов (12% подоходный, 1% пенсионный, 34% фонд соцстрахования). Только вот зарплаты не 1,5-2 тысячи долларов, а 200-300, при европейских ценах

    • к слову19.07.2011, 17:51

      В Польше зарплата в 2000 тысячи долларов - большая редкость. Ещё вопрос о какой зарплате речь,брутто или нетто.Основная масса, если получает на руку 500 долл, очень рады. А вот комунальные услуги, например метр холодной воды - 3долара. А бензин без пары центов - два доллара. А детсад гос. около 200 дол. Разживётесь!





Колумнисты
SELECTORNEWS

Загружается, подождите...

Загружается, подождите...