Сегодня 19 Апреля

Знания школьников по физике собираются повышать с помощью новой мебели Комментарии: 30

Почему все хорошее в школе бывает только в планах?

Недавно меня попросили прокомментировать новость о том, что в этом году 222 школьных кабинета физики по всей стране будут оснащены самым современным оборудованием и что вслед за кабинетами физики большие инвестиции ждут кабинеты химии и биологии. Я не задумываясь ответил, что ничего из этого проекта не получится - в лучшем случае ничего не произойдет, в худшем - бессмысленно потратят государственные деньги, причем в большом количестве.

Мой пессимизм базируется на логике физика-экспериментатора: если какое-то событие многократно повторяется при небольших изменениях в начальных условиях опыта, то существует некоторая закономерность, поняв которую, можно предсказать результаты будущих экспериментов.

Перечислим эти эксперименты, тем более что все мои прогнозы сбылись, так как каждый раз я предсказывал, что ничего путного из заявленного проекта не получится (похвастаться здесь нечем - такие прогнозы дают все, кто знаком с реальной ситуацией в образовании).

- Несколько лет назад было проанонсировано создание электронных учебников для школы. Учебников нет, только недавно некоторые отсканированные школьные учебники были выложены в свободный доступ.

- Несколько лет назад обещали раздать планшеты всем школьникам. К счастью, этого не случилось.

- Создание отрядов стоп-менов. Бессмысленная акция завершена за месяц.

- Создание электронной системы зачисления в вузы. Продолжают кормить «завтраками».

- Несколько лет подряд обещают принять новые, более справедливые Правила приема в вузы. Общественное обсуждение Правил приема в вузы должно было состояться осенью 2012 года (так было обещано). Ни обсуждения, ни Правил, хотя уже идет вторая половина учебного года.

- Введение школьного экзамена по английскому языку. То, как планируется его организовать, свидетельствует об абсолютной профанации этого начинания.

А еще под каждую реформу создавались новые учебники и программы, про которые сложно говорить, оставаясь в рамках нормативной лексики.

(Кстати, в учебнике для 9-го класса по физике я обнаружил на стр. 44 рисунок, где, по мнению авторов учебника, изображен точильный станок. На самом деле это жесткий диск от компьютера, переделанный под точильный камень, а картинка взята из серии шуточных фотографий на тему «Что можно сделать из старых компьютеров и прочих девайсов». Профессор В.Н.Наумчик, комментируя эту фотографию из учебника, сказал мне, что «…винчестер - это сердце компьютера, и подобное использование этого устройства - форменное издевательство. Авторам шуток это позволено, они фантазируют. Для авторов учебника такое поведение недопустимо, оно воспитывает у учащихся дурные вкусы. Сделать из винчестера точилку равносильно тому, что предложить из учителя физики сделать шашлык».)

Вернемся к экспериментам над школьниками и учителями. Последний успешный эксперимент в системе школьного образования состоялся более 10 лет назад, когда в стране была введена система централизованного тестирования. У ЦТ много недостатков, но оно победило массовую коррупцию на вступительных экзаменах в вузы. К тому же часто в вину ЦТ незаслуженно ставят многие недостатки всей системы образования. Возьмусь утверждать, что ничего лучшего организовать сейчас у нас на вступительных экзаменах невозможно.

За последние лет десять нет ни одного успешного проекта в школьном образовании - ни толкового учебника, ни хорошо разработанного учебного курса, ни обучающей компьютерной программы - ничего, пусто. Только: «Слова, слова, слова...» и еще бумаги, бумаги, бумаги. Обратите внимание, что все хорошие новости о школе мы узнаем в будущем времени. Вы когда-нибудь слышали новости о школьном образовании такими, какими они должны быть - в прошедшем времени? Конечно, слышали, но все они были плохими:

- проходные баллы в пединституты падали на протяжении десяти лет, пока не исчезли совсем, и теперь в пединституты берут всех подряд. А я помню, что раньше не только в пединститутах, но и в педучилищах были конкурсы медалистов;

- средние баллы на ЦТ несколько лет неуклонно уменьшались и только сейчас стабилизировались на нижней отметке, причем в основном за счет значительного упрощения тестов;

- репетиторство (альтернативное среднее образование) пришло уже даже в начальную школу и массово требуется школьникам с 1-го по 11-й класс.

Вернемся к оборудованию 222 кабинетов физики всем необходимым. Надеюсь, что денег на этот проект все-таки не дадут, так как их планируют потратить бессмысленно и беспощадно. В рамках проекта собираются в кабинетах и лаборантских заменить старую мебель на новую, поставить в кабинетах принтер, сканер, новый телевизор, компьютер, интерактивные доски. Но какое отношение все это имеет к физике? Нужно различать ТСО (технические средства обучения) и оборудование для демонстрационных экспериментов и лабораторных работ. Именно его не хватает в школах, так как то оборудование, которое сейчас есть в школе, устарело или сломалось. Новое оборудование поставлялось, но, как свидетельствуют мои коллеги, оно не соответствует школьной программе и бессмысленно пылится на полках (кстати, вспомнил об оборудовании на модернизируемых промышленных предприятиях, которое годами простаивает).

Поэтому живые эксперименты и лабораторные работы практически исчезли из школы, а физика все больше превращается в латынь - некий набор непонятных фраз и формул, которые необходимо выучить.

При этом все оборудование, скорее всего, будет закуплено за границей (зайдите в магазин школьного оборудования и принадлежностей «Глобус» - там почти все импортное и по фантастическим ценам). А ведь у нас еще лет 30 назад на физическом факультете БГУ были созданы недорогие, но очень хорошие комплекты приборов по большинству разделов школьной физики. Это оборудование создавалось и в других белорусских вузах, а также известными учителями физики, например Ю.Д.Лещинским.

Посчитаем. В СМИ сообщается о выделении на этот проект 150 млрд. рублей, то есть 18 миллионов долларов. Получается около 80 тысяч долларов на одну школу. Я обратился за комментарием к своему университетскому учителю профессору В.Н.Наумчику, который уже длительное время безуспешно пытается заинтересовать руководителей нашего образования производством этих приборов у нас в стране. Он сказал мне, что полный комплект нового оборудования и приборов для кабинета физики, по его оценке, стоит приблизительно 5 тысяч долларов. Получается, что за эти деньги мы могли бы оснастить ВСЕ школы (возможно, за исключением малокомплектных) нужным оборудованием для кабинетов физики, и еще бы деньги остались для кабинетов химии, биологии, да и современных лингафонных кабинетов в школах у нас критически мало. Причем было бы создано собственное производство, рабочие места, сэкономлена валюта. Пора начать вкладывать деньги не в парты, а в оборудование и технологии, которые помогут интеллектуальному развитию ребенка.

Но я увлекся. Чудес не бывает! А вот всякого рода комиссиям можно будет показывать по две (так запланировано!) интерактивные доски в классе, для полномасштабного использования которых нужно еще создать серьезное методическое и программное обеспечение. Насколько я знаю, сейчас эти доски в тех школах, где они есть, используют от случая к случаю, например, по случаю приезда проверяющих.

Интересный вопрос: как будут выбраны эти 222 школы? Логично предположить, что оборудование будет передано во все гимназии, их у нас в стране приблизительно столько и есть. Но где найти 222 учителя физики, подготовленных к работе с таким оборудованием, да еще притом что хороших учителей и так с каждым годом становится все меньше? Сейчас в Минске, по моим оценкам, физика на приличном уровне преподается не более чем в десяти школах (гимназиях, лицеях). А еще для этих кабинетов надо где-то найти 222 высококвалифицированных лаборанта. Мне кажется, что это вообще нереальная задача, так как человек, умеющий обслуживать такое оборудование, никогда не согласится это делать за… (в этом месте я хотел указать зарплату лаборанта, но все мои коллеги - учителя физики, к которым я обратился за информацией, ответили, что лаборанта у них нет). Кроме того, нужно написать специальные учебники для учеников, изучающих физику на повышенном уровне, создать для них специальные программы...

Может быть, в состав чудо-оборудования для кабинетов физики входит волшебная палочка, благодаря которой на счет три все это появится?

Мои коллеги, которым я показывал черновик статьи, с ужасом говорили: «А вдруг ОНИ прочитают и назло тебе что-нибудь из своих бессмысленных начинаний доведут до конца?» И вообще, пусть хоть что-нибудь хоть кому-нибудь дадут! Но надо понимать, что если проект состоится, то лет десять на реально необходимое для кабинетов естествознания оборудование государство средств больше не выделит.

 

Вернуться на главную
Показать код
Комментарии 30
Загружается...
Новости сми
Новости сми
Новости сми

Загружается, подождите...

Загружается, подождите...


Новости сми