Сегодня 31 Октября

Знания школьников по физике собираются повышать с помощью новой мебели Комментарии: 30

Почему все хорошее в школе бывает только в планах?

Недавно меня попросили прокомментировать новость о том, что в этом году 222 школьных кабинета физики по всей стране будут оснащены самым современным оборудованием и что вслед за кабинетами физики большие инвестиции ждут кабинеты химии и биологии. Я не задумываясь ответил, что ничего из этого проекта не получится - в лучшем случае ничего не произойдет, в худшем - бессмысленно потратят государственные деньги, причем в большом количестве.

Мой пессимизм базируется на логике физика-экспериментатора: если какое-то событие многократно повторяется при небольших изменениях в начальных условиях опыта, то существует некоторая закономерность, поняв которую, можно предсказать результаты будущих экспериментов.

Перечислим эти эксперименты, тем более что все мои прогнозы сбылись, так как каждый раз я предсказывал, что ничего путного из заявленного проекта не получится (похвастаться здесь нечем - такие прогнозы дают все, кто знаком с реальной ситуацией в образовании).

- Несколько лет назад было проанонсировано создание электронных учебников для школы. Учебников нет, только недавно некоторые отсканированные школьные учебники были выложены в свободный доступ.

- Несколько лет назад обещали раздать планшеты всем школьникам. К счастью, этого не случилось.

- Создание отрядов стоп-менов. Бессмысленная акция завершена за месяц.

- Создание электронной системы зачисления в вузы. Продолжают кормить «завтраками».

- Несколько лет подряд обещают принять новые, более справедливые Правила приема в вузы. Общественное обсуждение Правил приема в вузы должно было состояться осенью 2012 года (так было обещано). Ни обсуждения, ни Правил, хотя уже идет вторая половина учебного года.

- Введение школьного экзамена по английскому языку. То, как планируется его организовать, свидетельствует об абсолютной профанации этого начинания.

А еще под каждую реформу создавались новые учебники и программы, про которые сложно говорить, оставаясь в рамках нормативной лексики.

(Кстати, в учебнике для 9-го класса по физике я обнаружил на стр. 44 рисунок, где, по мнению авторов учебника, изображен точильный станок. На самом деле это жесткий диск от компьютера, переделанный под точильный камень, а картинка взята из серии шуточных фотографий на тему «Что можно сделать из старых компьютеров и прочих девайсов». Профессор В.Н.Наумчик, комментируя эту фотографию из учебника, сказал мне, что «…винчестер - это сердце компьютера, и подобное использование этого устройства - форменное издевательство. Авторам шуток это позволено, они фантазируют. Для авторов учебника такое поведение недопустимо, оно воспитывает у учащихся дурные вкусы. Сделать из винчестера точилку равносильно тому, что предложить из учителя физики сделать шашлык».)

Вернемся к экспериментам над школьниками и учителями. Последний успешный эксперимент в системе школьного образования состоялся более 10 лет назад, когда в стране была введена система централизованного тестирования. У ЦТ много недостатков, но оно победило массовую коррупцию на вступительных экзаменах в вузы. К тому же часто в вину ЦТ незаслуженно ставят многие недостатки всей системы образования. Возьмусь утверждать, что ничего лучшего организовать сейчас у нас на вступительных экзаменах невозможно.

За последние лет десять нет ни одного успешного проекта в школьном образовании - ни толкового учебника, ни хорошо разработанного учебного курса, ни обучающей компьютерной программы - ничего, пусто. Только: «Слова, слова, слова...» и еще бумаги, бумаги, бумаги. Обратите внимание, что все хорошие новости о школе мы узнаем в будущем времени. Вы когда-нибудь слышали новости о школьном образовании такими, какими они должны быть - в прошедшем времени? Конечно, слышали, но все они были плохими:

- проходные баллы в пединституты падали на протяжении десяти лет, пока не исчезли совсем, и теперь в пединституты берут всех подряд. А я помню, что раньше не только в пединститутах, но и в педучилищах были конкурсы медалистов;

- средние баллы на ЦТ несколько лет неуклонно уменьшались и только сейчас стабилизировались на нижней отметке, причем в основном за счет значительного упрощения тестов;

- репетиторство (альтернативное среднее образование) пришло уже даже в начальную школу и массово требуется школьникам с 1-го по 11-й класс.

Вернемся к оборудованию 222 кабинетов физики всем необходимым. Надеюсь, что денег на этот проект все-таки не дадут, так как их планируют потратить бессмысленно и беспощадно. В рамках проекта собираются в кабинетах и лаборантских заменить старую мебель на новую, поставить в кабинетах принтер, сканер, новый телевизор, компьютер, интерактивные доски. Но какое отношение все это имеет к физике? Нужно различать ТСО (технические средства обучения) и оборудование для демонстрационных экспериментов и лабораторных работ. Именно его не хватает в школах, так как то оборудование, которое сейчас есть в школе, устарело или сломалось. Новое оборудование поставлялось, но, как свидетельствуют мои коллеги, оно не соответствует школьной программе и бессмысленно пылится на полках (кстати, вспомнил об оборудовании на модернизируемых промышленных предприятиях, которое годами простаивает).

Поэтому живые эксперименты и лабораторные работы практически исчезли из школы, а физика все больше превращается в латынь - некий набор непонятных фраз и формул, которые необходимо выучить.

При этом все оборудование, скорее всего, будет закуплено за границей (зайдите в магазин школьного оборудования и принадлежностей «Глобус» - там почти все импортное и по фантастическим ценам). А ведь у нас еще лет 30 назад на физическом факультете БГУ были созданы недорогие, но очень хорошие комплекты приборов по большинству разделов школьной физики. Это оборудование создавалось и в других белорусских вузах, а также известными учителями физики, например Ю.Д.Лещинским.

Посчитаем. В СМИ сообщается о выделении на этот проект 150 млрд. рублей, то есть 18 миллионов долларов. Получается около 80 тысяч долларов на одну школу. Я обратился за комментарием к своему университетскому учителю профессору В.Н.Наумчику, который уже длительное время безуспешно пытается заинтересовать руководителей нашего образования производством этих приборов у нас в стране. Он сказал мне, что полный комплект нового оборудования и приборов для кабинета физики, по его оценке, стоит приблизительно 5 тысяч долларов. Получается, что за эти деньги мы могли бы оснастить ВСЕ школы (возможно, за исключением малокомплектных) нужным оборудованием для кабинетов физики, и еще бы деньги остались для кабинетов химии, биологии, да и современных лингафонных кабинетов в школах у нас критически мало. Причем было бы создано собственное производство, рабочие места, сэкономлена валюта. Пора начать вкладывать деньги не в парты, а в оборудование и технологии, которые помогут интеллектуальному развитию ребенка.

Но я увлекся. Чудес не бывает! А вот всякого рода комиссиям можно будет показывать по две (так запланировано!) интерактивные доски в классе, для полномасштабного использования которых нужно еще создать серьезное методическое и программное обеспечение. Насколько я знаю, сейчас эти доски в тех школах, где они есть, используют от случая к случаю, например, по случаю приезда проверяющих.

Интересный вопрос: как будут выбраны эти 222 школы? Логично предположить, что оборудование будет передано во все гимназии, их у нас в стране приблизительно столько и есть. Но где найти 222 учителя физики, подготовленных к работе с таким оборудованием, да еще притом что хороших учителей и так с каждым годом становится все меньше? Сейчас в Минске, по моим оценкам, физика на приличном уровне преподается не более чем в десяти школах (гимназиях, лицеях). А еще для этих кабинетов надо где-то найти 222 высококвалифицированных лаборанта. Мне кажется, что это вообще нереальная задача, так как человек, умеющий обслуживать такое оборудование, никогда не согласится это делать за… (в этом месте я хотел указать зарплату лаборанта, но все мои коллеги - учителя физики, к которым я обратился за информацией, ответили, что лаборанта у них нет). Кроме того, нужно написать специальные учебники для учеников, изучающих физику на повышенном уровне, создать для них специальные программы...

Может быть, в состав чудо-оборудования для кабинетов физики входит волшебная палочка, благодаря которой на счет три все это появится?

Мои коллеги, которым я показывал черновик статьи, с ужасом говорили: «А вдруг ОНИ прочитают и назло тебе что-нибудь из своих бессмысленных начинаний доведут до конца?» И вообще, пусть хоть что-нибудь хоть кому-нибудь дадут! Но надо понимать, что если проект состоится, то лет десять на реально необходимое для кабинетов естествознания оборудование государство средств больше не выделит.

 

Вернуться на главную
Комментарии 30
Загружается...