2016-08-24T02:34:45+03:00
Комсомольская правда
74

В Беларуси ввели налог на воду, туалетную бумагу и мыло?

За то, что в офисе стоит кулер с водой, а в туалете есть бумага и жидкое мыло, нужно платить отдельный налог.За то, что в офисе стоит кулер с водой, а в туалете есть бумага и жидкое мыло, нужно платить отдельный налог.Фото: Иван ПРОХОРОВ

Законодатели уверены, что питьевая вода в бутылках и другие блага цивилизации - не обязательные условия для работы

- Вчера приходила проверка. Сказали, что мы с начала года не платим налог на… питьевую воду для сотрудников. Насчитали и налог, и штраф. А еще сказали, что налоги надо платить и с туалетной бумаги, покупаемой для офиса, - в растерянности позвонил в редакцию директор одной частной фирмы.

В такую новость мы вначале не поверили. Представить себе офис, где нет кулера с водой, уже невозможно. Иногда сотрудникам предприятие закупает чай, кофе и печенье. Да и западную привычку иметь чистые туалеты с туалетной бумагой, жидким мылом, бумажными полотенцами переняли все частные, а порой и государственные компании.

В Фонде социальной защиты населения «Комсомолке» рассказали, что действительно с бутилированной воды предприятие должно производить страховые взносы: в ФСЗН в размере 34%, в Белгосстрах в размере 0,08%, а также из заработной платы сотрудника удерживается 1%.

Что это значит на деле? Бутылка воды в 19 литров сейчас стоит около 45 тысяч рублей. Покупая одну бутылку для сотрудников, фирма должна заплатить 17 тысяч рублей в ФСЗН, 36 рублей - в Белгосстрах и еще удержать дополнительный процент из зарплаты сотрудника. То есть бутылка воды, которая раньше обходилась фирме в 45 тысяч рублей в месяц, сейчас подорожает до 62 тысяч рублей. Да еще и сотрудники будут платить за воду из своего кармана.

Надо сказать, что подобные налоги были и раньше. Дело в том, что есть постановление Совмина №115 от 25 января 1999 года. В документе - перечень выплат и затрат, с которых предприятие не должно производить никаких отчислений в ФСЗН. Этот перечень постоянно сокращается: еще в прошлом году он состоял из 26 пунктов, в этом осталось всего 8. Время от времени поднимается вопрос о том, чтобы и вовсе отменить перечень и осуществлять дополнительные выплаты со всего, на что тратится фирма - даже с путевок в санатории и материальной помощи.

И если раньше та же бутилированная питьевая вода и другие блага современного офиса относили к затратам на оздоровительные или культурно-массовые мероприятия, то сейчас этой строчки в документе нет.

- А туалетная бумага, мыло - это все теперь тоже будет облагаться налогом? - уточнили мы в ФСЗН.

- Да. Эти дополнительные для комфорта сотрудников средства не являются обязательными для осуществления их профессиональной деятельности. Это дело работодателя, обеспечивать вас туалетной бумагой или нет.

Пункт, который спасал фирмы наличием питьевой воды, исчез из перечня в декабре прошлого года. Но разъяснения по нему поступили в правовые базы бухгалтеров в этот понедельник. И с этого дня на бухгалтерских форумах кипят нешуточные страсти. Пока одни вспоминают Оруэлла, другие дают подсказки, как можно обойти существующий закон: можно каждый месяц составлять приказ по предприятию - для нужд посетителей было закуплено 50 бутылок питьевой воды. В этом случае налог с нее платить не надо, но предприятию придется закупать водичку из собственной прибыли - на нужды предприятия сумму уже не спишешь. Кстати, все эти отчисления в Фонд соцзащиты населения пойдут на пенсии, больничные и различные пособия.

Что интересно, в 2005 году Фонд соцзащиты населения уже давал разъяснения по поводу бутилированной питьевой воды. Тогда чиновники говорили, что бутилированная вода не относится к видам выплат в денежном и натуральном выражении, начисленных в пользу работников. Поэтому страховые взносы в Фонд не зачисляются. Подобные разъяснения давали чиновники и в последующие годы. Что изменилось в подходе к воде сейчас, и почему она вдруг стала доходом, совершенно не ясно.

Есть еще одна загвоздка в этом законе: как производить все эти расчеты? Ведь стоимость всей воды, которую выпивают на предприятии, можно разбить на всех сотрудников, а можно прибавить к доходам одного человека. И это увеличит его доход для начисления пенсии – при ее расчете учитываются все доходы, которые облагаются взносами (например, наша зарплата).

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: налоги»

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24