2016-07-15T15:38:57+03:00
Комсомольская правда
4

Спинная жижа vs головная гуща

Фото: film.ruФото: film.ru

«День независимости 2» или «Приходит дракон» — кто кого?!

Белорусский кинопрокат — явление стоическое и едва ли не контркультурное. Логику попадания в него до сих пор не удалось выяснить никому из смертных. А потому в списках с равной вероятностью могут не значиться как кассовые шедевры, так и лютый артхаус. За самой крупной рыбой наши кинотеатры обычно пытаются следовать, однако сеть уж больно крупноячеистая — многое проскальзывает. С другой стороны, иногда в нее попадает что-то настолько диковинно-глубоководное, что только диву даешься. Текущая неделя — отличное тому доказательство: за внимание аудиториии среди прочих воюют типический летний блокбастер «День независимости: Возрождение» и авторская иранская чудь «Приходит дракон». Одно крутят чуть не все экраны столицы и посмотрят его чуть больше чем все. Второе сиротливо ютится двумя сеансами в «Победе», и каждый идет примерно для двух зрителей. Ситуация предсказуемая. А вот надо ли так?! Давайте разбираться вместе.

Афиша.

Афиша.

ЦИТАТА: "Засадим им по самые звезды!"

Спустя 20 лет после нападения инопланетян планета Земля буквально купается в шоколаде. Никто не воюет, все друг друга раз в неделю по селектору любят, Америкой правит женщина, а наука и техника рванула в заоблачные дали. Теперь с помощью инопланетных технологий человечество одной левой бороздит космос, правую придерживая на спусковом крючке гигантских межгалактических пушек — на всякий случай. Случай случится аккурат на годовщину: небо потемнеет, компьютеры взбесятся, а толстая кишка космоса сбросит на Луну шарообразный космолет. Доблестные пограничники тут же его и собьют, но Федот окажется не тот…

Проблемы начнутся несколько позже, когда на Землю присядет еще одно НЛО —размером с Тихий океан. Правда, поведет незваный гость себя не так уж и тихо: поломает Лондон, утопит Флориду и начнет со страшной силой буровить земную кору. Вот тут-то человечеству и понадобятся герои, старые и новые. И смекалка понадобится. И задор. И 3D-очки — зрителям.

Впрочем, без последних можно и обойтись. По меркам 200-миллионного бюджета (в котором миллионы отнюдь не белорусские) в новом фильме Эммериха преступно слабое 3D. Все, что выпадает с экрана на колени к первому ряду вполне можно уместить в 10-минутный ролик. Остальное же отлично смотрится и без неудобных очков. Вот и получается, что измерение вроде и третье, но надо оно тут как собаке пятое седло.

Что же до всего прочего, то это вполне себе традиционный Эммерих — громкий, дорогой, сердитый и достаточно глупый, чтобы физики и лирики синхронно рвали друг на друге волосы во время просмотра. Много спецэффектов, хрестоматийные разрушения, перманентно выпученные глаза и цифровые жути, вчистую переигрывающие живую человечину.

Поскольку это сиквел, то все снято по золотому голливудскому стандарту: те же щи, только гуще и в профиль. Корабли стали больше, пришельцы злее, люди самопожертвеннее. А так — первую серию перед сеансом лучше не пересматривать — уж больно тут все похоже. Причем похоже еще и примерно на десяток легендарных образчиков кинофантастики — от «Звездных войн» и «Чужих» до «Звездного пути» и «Светлячка».

Старая гвардия в лице Пуллмана, Голдблюма, Фихтнера и Херша радует уже одним своим присутствием. Молодежь в основном пыжится и прячется за пикселями. Шарлота Генсбур и вовсе не понимает, зачем она здесь, поскольку роль ей написать забыли. Уилл Смит грустно улыбается с фотографии. Вот и получается, что на первый план выходят мастера по спецэффектам, которые ничем особым опытного зрителя удивить, увы, не могут. Ну да, бдыщ-бдыщ. Ага, пиу-пиу. А дальше что? А дальше хэппи-энд, наступающий почему-то на 15 минут раньше заявленного хронометража.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

В итоге имеем очень средненькое кино с сильным привкусом плагиата и пластмассы и минимумом новых идей. Мозги для него не нужны — можно обойтись хрусталиками и попкорном. Скорее всего, вы забудете его раньше, чем дойдете до машины. И тем не менее, вы его посмотрите. Ибо реклама. Ибо бюджет. Ибо Эммерих. Ибо…ибо.

ЦИТАТА: "Покури, иначе ты меня не поймешь!"

Совсем по-другому обстоит дело с нашей темной лошадкой — мистическим нео-нуаром иранского режиссера Хагиги. Фильмом, который взорвал мозг жюри на прошедшем Берлинале. Впрочем, какое широкому белорусскому зрителю дело до мозга, жюри и Берлинале, не так ли?!

Афиша.

Афиша.

На забытый богом иранский остров приезжает холеный гэбэшник из столицы. Приезжает с апломбом — в шляпе, на рыжем «Шевроле» и в темных очках. На дворе 1965-й, и шахскому режиму не нужны лишние вопросы. Задача у парня простая: зафиксировать самоубийство ссыльного политпреступника и тайком похоронить бедолагу. Однако простота окажется хуже воровства, а совы — совсем не тем, чем кажутся. И политический, вроде, умер не сам. И местность какая-то странная. И люди тоже не очень. Когда же новоприбывший вернется с двумя друзьями и начнет в прямом и переносном смысле копать вглубь, привычная мозгу система координат съедет куда-то набок и уже оттуда, сбоку, будет корежить несчастных героев вдоль и поперек. Зрителю, в общем, тоже будет не легче.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Вот уж коктейль так коктейль! Самогон с денатуратом, сдобренный абсентом, кокаином и малиновым вареньем. Замучаетесь градусы считать — причем еще в дебюте. Иранское кино — вообще вещь труднообъяснимая. Учитывая то, каким гонениям там подвергается любой режиссер, не снимающий бравурные поделки во славу правящей верхушки, если уж кто и прорывается на Большую Землю, то исключительно гении. Просто персидские гении — это отдельный случай. Понять их невозможно, а вот наслаждаться — всегда пожалуйста!

Режиссер Хагиги как раз из таких. Фильмы его смотрятся с упоением. Но в любой момент это упоение способно перейти в остервенение, поскольку в хитросплетении метафор сам черт сломит не только ногу, но и шею. Мистика, нуар, триллер, детектив, мокьюментари, шпионский роман, фольклорные сказки — маскируясь под жанровое кино, Хагиги втягивает зрителя в сомнительный лабиринт, выход из которого, похоже, не предусмотрен. Загадки, домыслы, документальщина — и все это под грифом «Основано на реальных событиях». Впрочем, тут режиссер лукавит: реальные факты лишь вплетены в аворский вымысел. Просто сделано это так причудливо и талантливо, что и в самом деле задаешься вопросом, а был ли дракон? Но ни фильм, ни режиссер не дают ответа.

Зато они дают невероятную картину иранской жизни (и смерти), нарисованную гениальным оператором и озвученную каким-то демоническим местным композитором. Последний, к слову, писал музыкальное сопровождение под влиянием композиций небезызвестного Трента Резнора. В результате под саундтрек хочется либо медитировать, либо умереть — причем и то и другое обязательно нужно делать с помощью 9-дюймовых гвоздей.

Подобрать аналогии режиссерскому стилю очень сложно. Это такой Ходоровски, которого Линч полгода держал в темном подвале, раз в неделю заставляя пересматривать «Настоящего детектива» и незаметно окуривая опиумом. Причем снимал картину Алехандро не сам, а с помощью Балабанова, которому все перипетии вкратце изложил кто-то похожий на Оливера Стоуна.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Скажете, бред?! Вот и я примерно о том же. Но оторваться невозможно. Так же, как и понять все предложенные метафоры, намеки, аллюзии, цитаты и двойные донья. Дракон? Верблюд? Младенец в пустыне? Ловец акул (он же окулист)? То ли это какие-то внутренние темы, вроде борьбы с кровавым шахским режимом, сейсмофобии и поиска несуществующих кошек в темных комнатах. То ли оголтелая синефилия, под руководством которой каждый кадр слизан из творений предшественников. Смотрится шикарно, а вот кто вам скажет, что все это понял, тот всенепременно тролль, лжец и, возможно даже, девственник.

В любом случае это кино не простое и не массовое. И посмотрят у нас его даже не тысячи — сотни. И вот это как раз обидно. Впрочем, каждому свое. Кому-то и свиной хрящик — арбуз.

А вам?

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24