2016-10-05T22:06:44+03:00
Комсомольская правда
17

Контролер о своей работе: «Поначалу плакала вечерами. А потом перестала приносить домой свои обиды»

Пойманные с поличным «зайцы» то и дело конфликтуют, плачут, а порой бросаются с кулаками.Пойманные с поличным «зайцы» то и дело конфликтуют, плачут, а порой бросаются с кулаками.Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Представители одной из самых стрессовых профессий рассказали журналисту «Комсомолки», как они с одного взгляда, брошенного в салон троллейбуса, вычисляют зайцев [фото]

Четыре женщины становятся напротив дверей троллейбуса в ожидании выскакивающих зайцев. Проходит минута - и вслед за контролерами из транспорта выходит понурый мужчина в татуировках до локтей.

- Не отбивался и не отнекивался. Быстро оформили штраф и разошлись, - вздохнула с облегчением Алла.

В Беларуси нет единой системы контроля общественного транспорта. Например, в Витебске работают кондукторы, в Гродно и Минске - контролеры. Как совершать поверку проездных документов, решают горисполкомы.

Служба контроля появилась в Гродно с первыми троллейбусами в 1974 году. Принцип работы за 40 лет практически не изменился. Вот только количество контроллеров убавилось. Пассажиропоток в последние лет 10 значительно снизился, и на маршрут стало выходить меньше троллейбусов. Все чаще белорусы предпочитают ездить на автомобиле. Сейчас в Гродненском троллейбусном депо работают всего 18 контролеров, из них только четверо - мужчины. Администрация уверяет: текучки кадров нет, в основном все работают больше 10 лет.

Львиная доля сотрудников в профессии более 10 лет! Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Львиная доля сотрудников в профессии более 10 лет!Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

- Специальных требований к найму контролеров нет, - рассказал Юрий Никифоренко начальник службы контроля и безопасности движения троллейбусного депо. - Единственное, что требуется, - это стрессоустойчивость. С кандидатами работают психологи, каждые три года мы проводим переаттестацию.

«Проверять билетики привел муж. Он у меня водитель»

В ожидании следующего троллейбуса контроллеры обсуждают домашние дела и последние новости. Женщины вспомнили, как пришли в профессию:

- Искала постоянную, надежную работу, с отпускными и больничными, - рассказывает Елена. - Отец, водитель троллейбуса, предложил сходить на собеседование в депо. Вот уже 10 лет как тут работаю. А сестра моя пошла по стопам папы - стала водителем, пять лет крутит баранку троллейбуса.

- А меня привел муж. Оба работаем в депо. Он водитель, а я контролер, - улыбается Янина. Женщина уже 17 лет проверяет билетики у пассажиров.

Служба контроля в Гродно появилась с первыми троллейбусами в 1974 году. Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Служба контроля в Гродно появилась с первыми троллейбусами в 1974 году.Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

На жилетке главного контролера бригады прикреплена камера. Теперь общение с пассажирами регистрируется. Женщины очень довольны нововведением, работать стало спокойнее. Безбилетники стали вести себя сдержанней. А раньше сотрудники депо работали вместе с милицией. В крайних случаях строптивых зайцев усмиряли милиционеры. Сейчас контроллеры работают без поддержки стражей порядка.

- Входя в троллейбус, подсознательно хватаюсь за поручень. Бывали случаи, когда безбилетник силой выталкивал контролера и убегал, - признается Янина.

Пока мы общались, подошел еще один троллейбус, и контролеры вывели еще двух зайцев - иностранных студентов. Те переступают с ноги на ногу и невнятно что-то бормочут.

- Эти ребята часто попадаются, - комментирует Алла. - Приезжие студенты то ли не знают, то ли не хотят оплачивать проезд. Но ведут себя спокойно. Неконфликтные…

Теперь общение с пассажирами регистрируется на видеокамеру. Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Теперь общение с пассажирами регистрируется на видеокамеру.Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Каждый из контролеров - немного психолог

По реакции пассажиров контролеры научились делить их на типажи. И к каждой категории лучше применять свой подход. Молодые девушки расстраиваются до слез - их нужно понять и успокоить. А есть категория задир, которым сочувствовать ни в коем случае нельзя - сразу сядут на голову. Тогда контролеры включают начальника - строго объясняют, что пассажир неправ. Чувствуя металл в голосе, пассажир сдается.

- Чтобы не нагнетать конфликт, лично я стараюсь всегда шутить. Если человек говорит, что потерял билетик, терпеливо говорю: да вы не переживайте так, лучше поищите в другом кармане, - рассказывает Алла.

Хватает и просто вспыльчивых пассажиров, которые поначалу отказываются платить штраф.

- Забыл, потерял, не успел - оправдываются они. Иногда начинают орать на контролеров. Достучаться до таких очень сложно. Обычно я даю возможность безбилетнику выговориться, просто стою, смотрю на него и молча слушаю. Мы понимаем, что ситуации могут быть разные - может, у человека проблемы в семье или на работе, - рассказывает Елена. - Каждый из контролеров немного психолог. Конфликтный пассажир, видя спокойную реакцию, обычно сам постепенно успокаивается. Вот тогда можно объяснять ему, что вообще-то он нарушил правила. Бывает, накричавшись, безбилетники еще и извиняются и уже спокойно платят штраф.

В стрессовых ситуация помогают коллеги и юмор Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

В стрессовых ситуация помогают коллеги и юморФото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Больше всего стыдно за мужчин в костюмах, которые нелепо оправдываются

- Как только заходим в троллейбус, сразу окидываем взглядом салон троллейбуса. Думаете, мы не видим, как суетятся те, кто не пробил талончик, кто начинает кучковаться у компостера? По человеку всегда видно, врет он или правду говорит, - делится наблюдениями Алла.

А вот по социальному статусу и возрасту сложно предугадать, кто из пассажиров оплатит штраф, а кто начнет ссору.

- Иногда простой мужичок навеселе улыбнется и спокойно заплатит штраф. А дама в явно дорогой статусной одежде, которая непонятно как залетела в общественный транспорт, вдруг начнет хамить и обзывать. А еще очень стыдно бывает за серьезных мужчин в костюмах, которые нелепо оправдываются и сочиняют что-то про потерянный талончик, - добавила Янина. - Но бывают пассажиры, которых я действительно боюсь. Смотришь в глаза и понимаешь - от этого можно ждать чего угодно. Если такой безбилетник начинает надвигаться на меня с кулаками, я отхожу в сторону. Здоровье дороже…

По социальному статусу и возрасту сложно предугадать, кто из пассажиров оплатит штраф, а кто начнет ссору. Предубеждения в этом случае не уместны. Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

По социальному статусу и возрасту сложно предугадать, кто из пассажиров оплатит штраф, а кто начнет ссору. Предубеждения в этом случае не уместны.Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

- Поначалу плакала вечерами. Столько наслушаешься про себя неприятного, что потом сидишь перед телевизором и в голове прокручиваешь злые слова. А сейчас научилась пропускать оскорбления мимо ушей. В нашей профессии нельзя относиться к этому всерьез, - делится Янина. - Домой мы стараемся не приносить негатив. Если произошло что-то из ряда вон неприятное, обсуждаем с коллегами на месте и тут же забываем. Мы очень все сдружились за годы работы, даже праздники вместе отмечаем. А еще юмор спасает. Потрепали нам, конечно, люди нервы. Иной раз сядешь, задумаешься о жизни, и так грустно становится! Но работа есть работа… Кто-то должен ее делать.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24