2016-10-06T14:53:18+03:00
Комсомольская правда
1

В Мир вернулась уникальная коллекция портретов Радзивиллов

Портрет Франциски Урсулы РадзивиллПортрет Франциски Урсулы РадзивиллФото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Почти два века эта серия портретов была за пределами Беларуси [фото]

О существовании этих картин стало известно лишь пару лет назад. До недавнего времени произведения искусства висели в частной коллекции, в темном коридоре дворца Шиллингсфюрст.

Кто скопировал старые картины?

В сентябре музей «Замковый комплекс «Мир» заключил впечатляющую сделку с владельцем картин князем Константином Гогенлоэ-Шиллингсфюрстом. 18 портретов представителей известнейшего белорусского рода оказались на исторической родине. Судьба картин похожа на детектив. Дело в том, что это не совсем оригиналы картин, а копии, написанные много лет назад при таинственных обстоятельствах…

Эта история началась еще в XIX веке. Наследница Мирского замка Стефания Радзивилл вышла замуж за российского аристократа. Лев Петрович Витгенштейн не был богат, как его супруга, и походил родом из куда более простой семьи.

- Мы полагаем, что Лев Петрович увидел шикарную коллекцию портретов в Несвижском замке. Оригиналы портретов не были собственностью Стефании, и у него зародилась идея создать свою галерею портретов предков жены, скопировав картины. Обладая такой коллекцией, он тем самым подчеркивал бы высокое происхождение Стефании и их детей, - рассказала директор музея «Замковый комплекс «Мир» Ольга Попко.

На портрете Анна Радзивилл из рода Гаштольдов Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

На портрете Анна Радзивилл из рода ГаштольдовФото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

В то время хозяева Несвижских имений Радзивиллы жили в Берлине и мало интересовались своими владениями. Витгенштейн арендовал их замок. И в 1834 году отправил оригиналы портретов в Вильно якобы на инвентаризацию. Идея реставрации родилась в его голове, только когда картины прибыли в Вильно и стало очевидным их плохое состояние. Конечно, проще было выписать художника в Несвиж и не рисковать произведениями искусства при переезде. Но в Вильне можно было найти художников, которые не только отреставрировали бы портреты, но и сделали с них копии.

На протяжении нескольких лет реставрацией занимался Марцелий Янушевич. Предположительно, он и является одним из авторов копий. Остальные художники неизвестны, но эксперты установили: над портретами трудились не менее четырех художников.

В 1839-м в Вильню пришло письмо от владельцев картин с просьбой вернуть их обратно. Они и не догадывались, что с каждой из них уже сделали копию. Лишь в 1877 году копии портретов впервые упоминаются в списке имущества дворца Верки, что под Вильно. Где находились картины до этого времени, неизвестно.

18 портретов представителей известнейшего белорусского рода оказались на исторической родине. Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

18 портретов представителей известнейшего белорусского рода оказались на исторической родине.Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Радзивиллов XVII - XVIII веков «приукрасили»

С именем следующей владелицы связано путешествие картин в Германию. Дочка Стефании Мария вышла замуж за будущего немецкого канцлера Хлодвига Гогенлоэ. Она стала гражданкой Германии и была вынуждена продать все имения, находящиеся на то время на территории Российской империи. Из поместья Верки, которое являлось одним из самых важных имений Радзивиллов того времени, портреты переехали в Баварию в замок Шиллингсфюрст… До 2014 года коллекция никогда не публиковалась в каталогах, а ее история была неизвестна…

Нынешняя экспертиза выявила, что три портрета из коллекции были написаны в XVIII веке. В Мире предполагают: эти картины оригинальные. Судя по всему, их подменили в то время, когда писали с них копии, не все оригиналы вернули владельцам.

- Витгенштейна не стоит обвинять в том, что он украл портреты XVIII века. Владельцы относились к ним наплевательски. Вероятно, он спросил, можно ли взять картины, а те махнули рукой и разрешили, - комментирует Ольга Попко.

Всего коллекция насчитывает 20 портретов, 18 из которых уже в Мирском замке. Дело в том, что при подготовке к выставке в 2014 году по ошибке в список не внесли один портрет. И эта картина осталась в замке Шиллингсфюрст. Еще один из портретов продали с аукциона, он попал в частную коллекцию одного из потомков Радзивиллов.

Интересная особенность: авторам, которые делали копии исходных картин, не понравилась грубая манера их написания в XVII - XVIII века, и они их «приукрасили». Радзивиллы стали выглядеть красивей, чем в первоначальной версии. Можно сказать, персонажам на портретах добавили лоска.

Дворец Шиллингсфюрст. Фото: Ольги Попко

Дворец Шиллингсфюрст. Фото: Ольги Попко

Коллекция могла стоить гораздо больше

По иронии судьбы заказанные копии попали в Беларусь лишь через 180 лет. Сначала, в 2014 году, с позволения князя Константина их впервые привезли на выставку в Мирский замок. И с этого времени администрация музейного комплекса вела активные переговоры о продаже коллекции. Хотя изначально владелец портретов относился скептически даже к выставке в Беларуси.

- Мы обнаружили эту коллекцию в августе 2012 года, а выкупили ее лишь в сентябре 2016-го, - вспоминает Ольга Попко. - Более четырех лет уговаривали владельца. Несколько раз ездили в Шиллингсфюрст. Со временем, познакомившись с нами и увидев Мирский замок, князь стал относиться к нам с большим доверием. Как многие иностранцы, которые никогда не были в Беларуси, собираясь сюда, он очень волновался. В итоге приезд князя на открытие выставки был переломным моментом в заключении сделки.

Князь Константин сказал: «Я вижу, картинам здесь место». После того как о портретах узнала общественность, появились и другие претенденты на их покупку. Но князь принял решение продать их в Беларусь, понимая, что коллекцию увидят тысячи людей. Сегодня уникальную коллекцию сотрудники Мирского замка по праву считают своей жемчужиной.

- Сумма приличная, но могла быть гораздо больше, - поделилась с нами директор музея. - Но у нас уже есть экспонаты, стоимость которых эквивалентна стоимости всей коллекции портретов. В Портретном зале висит гобелен, который стоит немногим меньше этих 18 полотен. Могу сказать так: это самый большой счет, который я подписала, будучи директором Мирского замка. Но сумма могла быть и больше. То, что находится в музеях, купить невозможно - а частные коллекции потихоньку перетекают в музей. Портреты Радзивиллов существенно повышают статус нашего музея.

Мирский замок Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Мирский замокФото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Портреты вернулись в Беларусь через почти 200 лет

Подобного собрания картин нет даже в Вильнюсе. Оригиналы портретов находятся в Минске, Варшаве и в частных руках, но целостная коллекция не представлена нигде.

Копии не только удивительным образом появились на свет, но и на родину вернусь весьма необычно. За период независимости Беларуси не было еще прецедента, чтобы музей напрямую покупал коллекцию за границей. Согласно белорусским законам, государственный музей может приобрести только те произведения, которые находятся на территории Беларуси. Дело в том, что произведения искусства должны осмотреть наши эксперты, комиссия Министерства культуры. Подобную процедуру невозможно организовать, если картины продаются на аукционе, например, в Лондоне.

- Пока коллекция в 2014 году была на выставке, мы на всякий случай провели экспертизу. Меня уговаривали сделать копии картин, но я отказалась. Где-то в глубине души я надеялась, что нам удастся выкупить эти портреты, - вспоминает Ольга Попко.

Во многом поспособствовали сделке личные качества князя Константина. По происхождению он австриец, аристократ - он думал не столько о своей выгоде, сколько о будущем наследия Радзивиллов.

Пока не все картины из коллекции предоставлены на обозрение белорусов. 6 из них требуют реставрации - шелушится красочный слой.

Занимаясь изучением истории создания копий, в немецком архиве Ольга Попко нашла переписку администраторов княжеских имений в Несвиже и Вильно зимой 1834 года:

Из Несвижа писали: - Стараюсь упаковать картины так, чтобы во время перевозки они не были испорчены. Но картины совсем хрупкие… Дай бог, хорошо, если доедут.

Из Вильно последовал ответ: - 12 пачек картин прибыли. Одна из них испортилась. Когда нужно будет возвращать портреты, закажите для них деревянные ящики по размеру.

Спустя почти 200 лет портреты вернулись в Беларусь. Картины доставили в деревянных ящиках, сделанных индивидуально по параметрам каждой картины. Коллекция совершила обратный путь по той же дороге, по которой когда-то оригиналы уехали в Вильнюс.

Кто из Радзивиллов изображен на портретах?

Среди 18 портретов два ростовых - князя Михала Казимира Рыбоньки и Анны Людвики - его второй супруги. Из знаменитых Радзивиллов на них изображены Николай Радзивилл Старый, Николай Радзивилл Черный, Софья Радзивилл из рода Монвидов и другие.

Жигимонт Кароль Радзивилл Фото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Жигимонт Кароль РадзивиллФото: Алиса ЧЕКАТОВСКАЯ

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24