2016-10-10T14:30:57+03:00
Комсомольская правда
6

Почему к нам так и не пришли обещанные мировые бренды

Белорусы отложили шопинг долучших времен.Белорусы отложили шопинг долучших времен.Фото: Павел МАРТИНЧИК

Кошельки у белорусов пустые, но торговые центры в Минске строить все равно будут. Чем в них будут заманивать? И как работает «синдром помады»?

Большая часть белорусов включили режим жесткой экономии и отложили шопинг до лучших времен. Те, у кого деньги есть, ходят по излюбленным местам или ездят по заграницам. Предприниматели жалуются на непосильную арендную плату и тяжелые условия работы. А торговым центрам, хоть и полупустым, работать все равно приходится.

«Нам что, торговых центров не хватает?»

Уже скоро в Минске отроются несколько торговых центров: Dana Mall возле Национальной библиотеки, Green City около станции метро «Каменная Горка» и Galleria Minsk напротив Дворца спорта.

- Лучше бы детский садик и поликлинику построили. Кто по торговым центрам ходить будет? Людям зарплату не платят, - слышу разговор недалеко от станции метро «Восток», возле стройки нового торгового центра (ТЦ).

Многие минчане с этим солидарны. Магазины закрываются даже там, где поток покупателей есть всегда. - взять хотя бы «МОМО». Местами пустуют и относительно новые центры, так, в «Титане» многие помещения до сих пор не дождались новоселов.

В конце мая мэр Минска Андрей Шорец рассказал, что по количеству торговых площадей Минск уже опередил Варшаву, Будапешт, Бухарест, Вильнюс и даже Мадрид. Каждый год в столице выстраивают еще по 100 тыс. кв. м. торговой инфраструктуры, и к 2020 году торговую сеть обещают удвоить.

В кризис пустуют и старые,и новые торговые центры Фото: Павел МАРТИНЧИК

В кризис пустуют и старые,и новые торговые центрыФото: Павел МАРТИНЧИК

- Неужели тех, которые уже есть, не хватает?

- В Минске 84 торговых центра. Для среднеевропейской по масштабам столицы цифра внушительная, но если сравнить ТЦ, которые открылись десятки лет назад, и новые бизнес-центры, это две большие разницы, - рассказывает заместитель начальника отдела организации торговли и общественного питания Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Александр Фролов. - Возьмем «Импульс». Там торговые боксы по несколько квадратных метров. Ни продавца, ни покупателя это уже не устраивает. Современность требует совершенно других условий. ТЦ должны быть рассчитаны на всю семью, работать в формате «прогулка выходного дня». Там должны быть и магазины, и досуг для всей семьи: кинотеатры, салоны красоты, детские центры, кафе, рестораны, концертные площадки… Как раз таких ТЦ у нас немного. В ближайшие годы будем продолжать их строить. С их появлением будет развиваться здоровая конкуренция, уровень обслуживания станет выше, а цены - более гуманными.

Европейские эксперты подтверждают: включение развлекательной составляющей в ТЦ может привлечь еще около 40% покупателей.

- Разумеется, создание дополнительной инфраструктуры требует от инвесторов вложений. Опыт наших российских коллег говорит, что эти средства с лихвой окупаются, - дополняет Александр Александрович. - За счет того, что в ТЦ можно и пошопиться, и отдохнуть, люди проводят в них больше времени и оставляют больше денег. Новые ТЦ в Минске будут именно такими.

- А что будет с устаревшими?

- Придется подстраиваться под современные условия, искать пути привлечения клиентов и удержания арендаторов. Первых развлекать, вторым - предоставлять более выгодные условия: снижать арендную плату, менять товарный профиль, к примеру, ТЦ «Паркинг», который сегодня успешно функционирует как специализированный мебельный магазин,- добавил Александр Фролов.

Почему предприниматели жалуются, но магазины не закрывают?

Идем в торговые центры. Предприниматели говорят одно и то же. Первое: из-за обязательной сертификации товаров ценник пришлось поднять, а денег у белорусов нет, кризис. Выручка - мизерная. Второе: слишком высокая арендная плата.

- Какая, сказать не могу, но работать в таких условиях нельзя, - опять почти под копирку говорят предприниматели.

- Эту информацию и предприниматели, и арендодатели распространяют очень неохотно,- подтверждает начальник отдела аренды и имущества Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома. Галина Мартынова.- Знаю, что в «Короне» за 1 кв. м просят 50,5 доллара без разбивки, то есть сумма для разных арендаторов может быть от 10 до 100 долларов. В «Столице» - а это госпредприятие - арендная плата считается в рублях. Самая дешевая - 20 руб. 40 коп. за размещение инфокиосков. Самые дорогие - киоски на верхнем уровне - 103 руб. 7 коп. И это островки по 6 - 10 кв. м! Могу даже объяснить, почему в «Столице» плату не снижают: там непогашенный валютный кредит. Пока с ним не рассчитаются, ставку аренды снижать не будут.

В Минске 84 торговых центра, но по-настоящему современных - недостаточно. Фото: Павел МАРТИНЧИК

В Минске 84 торговых центра, но по-настоящему современных - недостаточно.Фото: Павел МАРТИНЧИК

В новых ТЦ арендная плата будет намного выше, чем в старых. К ней там подходят индивидуально: беседуют с предпринимателями, выясняют их авторитет, специализацию, опыт - и выставляют ценник. Так владельцы ТЦ пытаются привлечь лучших, чтобы шел и покупатель. В аренду за фиксированную сумму сдают маленькие островки - ремонт часов, ларек с бижутерией… От чего не планируют большого дохода. Довольно грамотно.

Есть и другие. В некоторых новых ТЦ арендаторам предлагают платить процент от выручки. На мой взгляд, это утопия для нашей действительности. Тяжело себе представить арендатора, который честно отчитается директору торгового центра, сколько заработал. Ведь занизит сумму, чтобы платить меньше. Эта схема сработает только там, где ТЦ сам выступает франчайзером (то есть владельцем исключительных прав фирменного бренда - ред.)

- Многим любопытно, почему предприниматели не ушли с неудобного «Зеркала»?

- Да, там лоточный тип помещений, он себя изжил. Чтобы удержать предпринимателей, помещения сдают за оплату по коммуналке.

- А почему относительно новые ТЦ пустуют?

- Владельцы понимают: если центр заполнен меньше чем на 70%, смысла открывать его нет. Но и не работать они не могут. Строились за счет кредитов, а по ним нужно платить. Снижать аренду тоже невыгодно. Еще во время строительства сдается бизнес-план, в котором прописан средний уровень арендной ставки, предположительно в какие сроки ТЦ окупится. Плюс плата за тепло, воду, свет… Приходится работать в любых условиях.

«В кризис у покупательниц срабатывает «синдром помады»

Любопытное наблюдение:

- К примеру, в четверг днем в недорогой ресторан у Ратуши пустует, а в ТЦ «Замок», где ценник не самый низкий, не протолкнуться,- рассказывает Галина Мартынова. - Определенная прослойка населения, у которых деньги есть, отказывать себе в удовольствиях не собирается. «Замок» хоть и не в центре города, но современный и, если хотите, модный ТЦ. Не пустует в том числе потому, что там представлены мировые бренды, которых больше нигде нет.

Когда к нам приедут долгожданные мировые бренды? Возможно, через пару лет, когда вырастет потребительская способность белорусов. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Когда к нам приедут долгожданные мировые бренды? Возможно, через пару лет, когда вырастет потребительская способность белорусов.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Те, кто хочет купить брендовые вещи подешевле, едут в Вильнюс. Почему эти бренды к нам так и не доехали? Нам обещали.

- Новые ТЦ хорошие, комфортные, подходят под требования, которые выставляют мировые бренды для своей работы… Но с тех пор как эти бренды заявили о своем участии на нашем рынке, упала покупательская способность, а они просчитывают доходы на 5 - 10 лет вперед. Вывод: сейчас присутствие на нашем рынке для них невыгодно.

До кризиса средний чек в торговых центрах составлял порядка 500 тысяч по-старому. Та же студентка, чтобы поднять настроение, могла спокойно купить себе новую юбочку. Теперь она ее себе позволить не может. А вот обувщики чувствуют себя хорошо. Без обуви ведь никак. Отлично чувствуют себя и косметические магазины. Срабатывает так называемый «синдром помады»: чтобы порадовать себя, женщины покупают уже не новое платье, а помаду или что-нибудь из косметики. Будем надеяться, что к 2018 году экономическая ситуация в стране улучшится.

ЦИФРЫ «КП»

По данным главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, на 1000 человек в Минске приходится 607 кв. м. торговых площадей. Это неплохой среднеевропейский показатель. В целом по Беларуси на 1000 жителей - 551 кв. м. торговых площадей.

По данным консалтинговой компании Knight Frank, в первом полугодии 2016-го в Варшаве на 1000 жителей приходилось 823 кв. м. торговых площадей, в Мадриде - 726. В Санкт-Петербурге на 1000 жителей - 542 кв. м.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24