2016-10-14T14:00:57+03:00
Комсомольская правда
5

«Дом странных детей мисс Перегрин»: Тимографический взрыв

Дом странных детей мисс Перегрин.Дом странных детей мисс Перегрин.

Классическая страшная сказка от мастера калиброванной дичи. Королевский камбэк теплого лампового Бертона под аккомпанемент восхитительно лопающихся хрусталиков

Если бы Бертона не было, он бы непременно выдумал себя сам. Только он творит чудеса, казалось бы, на пустом месте. Только он умеет так красиво противопоставлять жуть энтропии. Только он, по самые уши завязнув в болотце диснеевского беззубия, сумел вытащить себя за мюнхгаузенскую косицу и вновь зашвырнуть в небеса. Только он. На нашу долю осталось лишь восхищение, умиление и удивление. Все это — дань, которую, безусловно, соберет «Дом странных детей мисс Перегрин» — главная премьера недели и долгожданное возвращение Бертона в лоно кинематографичного мрака. Оно, конечно, свежепридуманный славянами рейтинг 16+ несколько снизит количество положительных эмоций — все-таки основная целевая аудитория произрастает чуть ниже заданного порога. Хотя когда это рейтинг становился препятствием для юных киноманов?! Прорвутся. Посмотрят. Благо, есть на что.

********************

Неприкаянный подросток Джейкоб — стеснительный и плохо поддающийся социализации — существует практически параллельно с окружающим миром. Куда сильнее этой вашей реальности его занимают странные рассказы деда, повидавшего на своем веку всякого. Однако дед не вечен, а судьба — злодейка. Трагическая гибель рассказчика вынуждает внука отправиться по местам его боевой славы. И вот на таинственном острове Джейкоб попадает во временную петлю, в которой живут и относительно здравствуют причуды из дедовых рассказов. Летающая девочка, мальчик-воскреситель, невидимка, повелительница огня, человек-проектор и воспитательница-оборотень — на таком фоне наш герой выглядит возмутительно нормальным. Впрочем, не спешите делать выводы — все еще изменится, и Джейкобу выпадет спасти не только жутковатый интернат, но и весь мир. Как говорится, дальше будет только страньше.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Вот это Тим, которого мы все хотим! А кто пока по каким-то причинам не хочет, пусть пойдет, посмотрит и убедится, что Бертон не просто все еще торт, а целая кондитерская фабрика с блэкджеком и плюшками! Он вернулся и принес с собой традиционный паноптикум, от которого глазу странно, а сердцу хорошо. И как будто бы стряхнул с себя тонкий налет сладенькой цивилизации, тщательно навязываемый ему обществом. Нет, уважаемое общество, играй в свои бирюльки со студией Disney и ее розовыми снами! Уж слишком редко рождает Бертонов заокеанская земля, чтобы разбазаривать их на проекты с пониженным коэффициентом безумия.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Истинные гении всегда немного маньяки. В случае со стариной Тимом — много. У него бывают кризисы и ремиссии, но степень витального сумасшествия никогда не опускается ниже от метки «А-А-А-А-А!!!». Бертон отлично чувствует себя в стране своего больного детства, несмотря на то, что люди все чаще косятся на его небритую физиономию в песочнице. В каком-то смысле «Дом странных детей» — это его индульгенция, автобиография, манифест, фига в кармане, доказательство жизни и испанский сапог скептикам. Сущая прелесть, на которую нельзя смотреть без умиления и легкой оторопи. Впрочем, оторопь проходит быстро, а вот глупая улыбка, радость узнавания, сладкие судороги киноманства и посткоитальный восторг не покинут вас еще долго.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Именно сюда Бертон соскреб чуть весь жир со своих предыдущих шедевров. За два часа вы с удовольствием успеете найти оммажи и «Сонной лощине», и «Трупу невесты», и «Эдварду руки-ножницы», и «Бэтмену», и «Крупной рыбе», и даже где-то «Биттлджусу». Подмигнул тут мастер и киноклассике — смотревшие «Язона и аргонавтов» во время одной особо костлявой сцены получат истинное наслаждение. При этом в центре повествования будет традиционный отверженный подросток, нашедший себя в мире уродов разной степени изобретательности, в кадр просочится лишь кандидатский минимум нравоучений, а под нарядной ярмарочной дикостью будут аккуратно просвечивать такие общечеловеческие темы, как трудности взросления и противостояние фашизму. Добавьте сюда километры художничества, творчески осмысленных монстров, того самого оператора из «Амели», завидные физиономии всех возрастов и саундтрек, избавившийся от эльфмановской монотонности, — и получите классическую нетленку Бертона, на просмотре которой глазам почему-то удобно находиться на лбу, вопреки требованиям природы. И все это толстым слоем намазано на чудесный первоисточник, словно бы специально написанный для таких вот творцов с крайне подвижной психикой. Тот самый случай когда зубастая буква нашла-таки рукастого визуализатора.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Нет, это не слащавый комикс, где отчаянно пубертирующий подросток становится супергероем и, политый пафосом, лихо мечет в дупло опасности развесные пиксели. Тут все тоньше, искуснее, рукодельнее. Теплый ламповый Бертон всегда был больше про странность, чем про показной шик. И недостатки кассы он обычно добирает культовостью и признанием истинных поклонников Кино. И то, что современный зритель не готов платить за атмосферу, это его, современного, проблемы. Осваивать гигантские бюджеты сегодня в Голливуде умеет каждый первый таксист, а вот делать это с таким смаком способны единицы.

Истинную прелесть любому проекту придают исполнители. И тут они тоже как на подбор. Могучая и прекрасная Ева Грин идеально сочетает в себе Мэри Поппинс, профессора Макгонагалл и Женщину-кошку пфайфферовского розлива (даром, что перекидывается почему-то в птицу). Умеющий становиться жутким Сэмюэл Л. Джексон умеет и становится: наблюдать за этим — сущее удовольствие. Пообросший актерским мясом Эйса Баттерфилд стремительно стряхивает с подошв прах невнятного амплуа голубоглазого ангелочка. Чередой мимолетных, но смачных образов проходят Теренс Стэмп, Руперт Эверетт и Джуди Денч. Все стараются. Никто не лишний.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

И даже немного жаль, что вся эта прелесть ближе к финалу превращается в обычную сказку о борьбе бобра с козлом. Стильную, страшно красивую, с подтекстами и фигой в кармане, но все равно сказку. Да, именно на них сделал себе имя нынешний Бертон, на которого могли бы молиться братья Гримм. Но, может, пора двигаться дальше? Мы увидели, что он все еще приятно не в себе. Оценили, что умеет и хочет как раньше. Восхитились этим невероятным взрывом из прошлого, а теперь ждем прорыва в будущее. Чтобы дичь и навзничь. Чтобы шерсть дыбом. Чтобы бабочки, мурашки и засосы под ложечкой. Чтобы р-раз — и в астрал.

Ты умеешь, Тим, мы знаем.

И ждем.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24