2016-11-17T18:09:22+03:00
Комсомольская правда
7

«Прибытие»: Трудности перевода

Медитативный сайфай о том, что мир спасет не физика, но лирика. Вильнев дотянулся-таки своим киноязыком до самых труднодоступных мест. Всем прочим нужно срочно учить септоподский…
Фото: film.ruФото: film.ru

Фильмы всякие нужны, фильмы всякие важны — должно на экране находиться место и странным, и пространным. И это очень хорошо понимают режиссеры, которые не прогибаются перед зрителем, предпочитая ломать его под себя. К таким совершенно точно хочется отнести Дени Вильнева, который своими последними релизами методично затаптывает границу между массовым кино и астральными оползнями. Очередной шаг в этом направлении — «Прибытие» — совершенно невероятный релиз, нарочито стартовавший на день позже остальной массы и не оставляющий от массы той даже мокрого места. Вы еще не видели?! Тогда мы вам расскажем…

********************

Одним туманным утром на нашу матушку-Землю из космоса выпадают странные осадки в виде 400-метровых полусфероидов из неизвестного материала. Выпадают не абы как, а в 12-ти местах, равномерно разбросанных по всей планете. Зависают над поверхностью и чего-то ждут. Правительства стран, в которых появилось НЛО, тут же собирают рабочие группы, способные вступить в контакт с пришельцами. В самых соединенных штатах Земли такую группу возглавляют грустная женщина-лингвист Луиза и всклокоченный саркастичный физик Йен. Именно они призваны выяснить, что на уме у гигантских каракатиц, прозванных септоподами, которые хоть и не телятся, но в ответ на все вопросы ответственно мычат.

Но пока честные американские ученые старательно изучают неразборчивые звуки да газообразные кляксы, заменяющие пришельцам письменность, менее демократичные китайцы решают от греха объявить незваным гостям войну. Боевитые Россия и Пакистан также недоверчиво ощериваются танками, и ситуация явно приобретает патовый характер. Чтобы спасти положение Луиза вынуждена пойти ва-банк и довериться видениям, в которых ее умершая дочь настойчиво на что-то намекает. Только вот на что?! И умершая ли?..

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Бесконечно атмосферная картина. Настолько, что первые полчаса нащупать в ней хоть что-нибудь, кроме этой самой атмосферы, не представляется возможным. Минимальное развитие действия, долгая и значительная пейзажная фиксация, крупнющие планы, назойливый расфокус и атональное закадровое гудение исландца Йоханссона, призванное заменить саундтрек. В какой-то момент ты просто начинаешь чувствовать, как волосы растут у тебя сквозь кожу, причем делают это сразу дыбом. А потом головоломка начинает складываться — и замечать такие мелочи, как безупречный операторский арт-ступор, потусторонние звуки минимализм дизайнера и странность, зашкаливающую за отметку «Лолшто?!», становится уже не комильфо. На ум начинают массово приходить Малик, Кубрик, Тарковский и межзвездные Ноланы, а синапсы с нейронами вступают в противоестественную связь, от которой глаза чешутся, позвоночник зудит, под ложечкой сосет, а в сердце щемит. Когда же дело доходит до эпохального твиста, коими этот режиссер славен уже давно, впору ставить галочку в графе «Самый глубокий сайфай года».

Фото: this-is-cool.co.uk

Фото: this-is-cool.co.uk

Тут вам и общечеловеческое со странно-космическим, и неотемпоральное с постмодернистским. Широчайшая социальная и гуманистическая проблематика, красиво обрамленная историей о пришельцах, теорией нелинейного развития времени, лингвистическим детективом и вот такенной геополитической фигой в авторском кармане. Браво, Дени Вильнев! За такой коктейль, перед тобой стоит снять шляпу. Даже две.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

В фильме действительно больше слоев, чем в самом сложноорганизованном Шрэке. На одноклеточном уровне имеются внеземные каракатицы, способные одним своим появлением развязать Третью мировую и по совместительству Первую межзвездную. Чуть глубже копается этакий «Код да Винчи» для поклонников асимметричного дуализма языкового знака (справедливости ради, это самая недокрученная и бедненькая линия фильма). Далее в порядке возрастания идут темпоральные заморочки, вопросы бытия и оголтелая тарковщина. Окончательную же стружку с вашего серого вещества снимет неожиданное превращение сентиментальных флешбэков в ключ к пониманию всего происходящего. И, да, если вы родители, то слез вам в финале не избежать, факт.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

И все это так идеально сбалансировано и размазано по экрану одной большой и жирной рефлексией, что только диву даешься. Местами «Прибытие» укладывает на лопатки даже нолановский «Интерстеллар», на который, на минуточку, потрачено вчетверо больше денег.

Если куда и можно кинуть камень, то это в огородик Станиславского. Кастинг тут действительно не поражает ни глаз, ни воображение. И если смазанную игру Эми Адамс еще можно объяснить сценарием, то мебельный триумвират Реннер-Стулбарг-Уитакер вызывает разве что недоумение. Впрочем, как детали интерьера картину они не портят (особенно на фоне общего минимализма), а видеть знакомые физиономии в кадре всегда приятно.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Что же до некоторой одноразовости, коей щеголяют все фильмы с лихими сюжетными твистами в конце, то ее тут искупают множественные детали, охватить полностью которые с первого просмотра не представляется возможным. Так что смотрите, пересматривайте и каждый раз заново ломайте голову, открывая новые грани перевода с потустороннего на среднеастральный.

Никто и не говорил, что будет легко. Но это правильные трудности.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также