2016-11-23T22:03:19+03:00
Комсомольская правда
3

В Минске поставят умные светофоры и светящиеся бордюры, а на МКАД - забор от пешеходов

В Минске поставят умные светофоры и светящиеся бордюры, а на МКАД - забор от пешеходов. Фото: Яндекс.Панорамы.В Минске поставят умные светофоры и светящиеся бордюры, а на МКАД - забор от пешеходов. Фото: Яндекс.Панорамы.

Новая программа «Добрая дорога - 2» готовит изменения и для тех, кто за рулем, и для тех, кто в троллейбусе [фото]

Термин «Добрая дорога» появился лет десять назад, когда в Минске и во всей стране всерьез занялись безопасностью движения. Действия городских властей, ГАИ и специалистов в области безопасности дорожного движения сработали: если в 2006 году на дорогах Минска погибли 110 человек, то в 2015-м - 41 человек.

На прошлой неделе Мингорсовет утвердил новую концепцию «Добрая дорога» до 2020 года, ее называют «Добрая дорога - 2». Мы выяснили, каких изменений ждать водителям, велосипедистам и пешеходам.

«Цель: не больше 25 погибших в год. И ни одной гибели ребенка!»

- У нас есть три стратегические цели, - рассказал «Комсомолке» один из авторов концепции, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. - Во-первых, уменьшить число погибших в авариях в Минске до 25 человек в год. Это амбициозная задача почти двукратного снижения аварийности. Во-вторых, в ДТП не должен погибнуть ни один ребенок. И, наконец, достигнуть показателей самых безопасных городов мира - Вены, Берлина, Стокгольма. Цифра в 20 погибших в год - это уже сравнимое с ними количество.

Листая документ, мы пытались найти конкретные новинки вроде умных светофоров или камер, которые замечают непропуск пешехода и отправляют «письма счастья». А увидели сплошные абзацы, таблицы и цифры.

- Вы, видимо, ищете гаджеты, - подметил Юрий Важник. - В концепции нет формулировок «а вот тут поставим светофор», есть только «основные угрозы для безопасности движения», «комплекс прямых мер», «структурные программы». «Добрая дорога» - это концепция менеджмента очень сложной городской социальной проблемы. Средств много, но их нельзя бездумно применять по списку! Если пациент говорит: «У меня болит живот», хороший врач не ответит: «Надо резать», а изучит медкарту, историю болезни, поймет причину и назначит лечение. Так и у нас. Главное - понимать причины проблем, отслеживать эффективность решений. Сами технические устройства - это верхушка айсберга. К слову, наши московские коллеги применяют все мыслимые и очень дорогие технические решения, а сопоставимый уровень аварийности в российских городах почти в три раза выше нашего.

«Десять «спящих полицейских» сохраняют жизнь одному человеку»

Тем не менее нам удалось понять, как в ближайшие четыре года собираются снижать аварийность в Минске. Среди способов - и так называемые средства успокоения движения в зонах конфликтов, одно из них - всем известный спящий полицейский.

- Как ни крути, но эта нелюбимая у водителей мера - самая эффективная, - констатирует Юрий Важник. - Горькое, но эффективное лекарство для успокоения движения. Вы удивитесь, но сегодня существуют около 50 разных вариантов конструкции - разные профили, ширина, высота... Одни лучше работают для автобусов и троллейбусов, другие - для легковушек. По статистике, спящий полицейский снижает уровень смертности на 0,1 погибшего в год. То есть десять спящих полицейских сохраняют жизнь одному человеку.

Успокоить движение помогут полуостровки и мини-кольца

По статистике, 70% погибших на дорогах Минска - пешеходы. Проблема в том, что водитель и пешеход не взаимодействуют друг с другом, у них нет времени для реагирования.

Такие полуостровки появляются в центре Минска Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Такие полуостровки появляются в центре МинскаФото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Дать им время - это обеспечить видимость, - поясняет Юрий Важник. - Между ними не должно быть посторонних предметов, например, припаркованных у перехода автомобилей. Тут применяем так называемые полуостровки - такие накладки на проезжую часть перед зеброй. Островки занимают место стоящего авто, в результате у пешехода и водителя хорошая обзорность. Мера эффективная, практику с полуостровками будем распространять дальше.

Островки занимают место стоящего авто, в результате у пешехода и водителя хорошая обзорность. Фото: Надежда БЕЛОХВОСТИК

Островки занимают место стоящего авто, в результате у пешехода и водителя хорошая обзорность.Фото: Надежда БЕЛОХВОСТИК

Еще одно средство успокоения движения - так называемые мини-кольца. Первое такое колечко появились на перекрестке улиц Мележа и Восточной. Чтобы проехать такой перекресток, нужно снизить скорость, можно ехать даже поверх кольца, тогда будет эффект спящего полицейского.

-. Пока в этом месте не произошло ни одной аварии. Это эффективное решение давно используется в европейских странах. Например, в Швеции есть города, которые полностью перешли от светофоров на мини-кольца. Аварийность снизилась, в обслуживании - проще и дешевле.

Еще одно средство успокоения движения - так называемые мини-кольца. Фото: Яндекс.Панорамы.

Еще одно средство успокоения движения - так называемые мини-кольца. Фото: Яндекс.Панорамы.

Умные светофоры и светящиеся бордюры

- Еще одна эффективная мера - установка светофоров на нерегулируемых переходных переходах, - говорит Важник.

Действительно, многие водители сейчас жалуются, что постоянно появляются новые светофоры: «Никто не переходит, а приходится стоять по минуте!» Проблему собираются исправлять установкой кнопок вызова или датчиков, которые будут отслеживать поток автомобилей.

Одной из новинок станут светящиеся бордюры на переходах. В ноябре в Минске появился первый - на переходе возле Ратуши.

Одной из новинок станут светящиеся бордюры на переходах. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Одной из новинок станут светящиеся бордюры на переходах.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Конкретно этот шаг - больше для того, чтобы привлечь внимание к новинкам, - признается Важник. - Но мы сейчас исследуем эффективность меры. Еще один похожий вариант мы скоро применим на нерегулируемом переходе - это светящийся бордюр, который мигает желтым светом, предупреждая пешехода о выходе на проезжую часть.

Кстати, в концепции большое внимание уделили освещению, ведь, по статистике, 70% всех гибелей происходят в темное время суток.

Такие полуостровки появляются в центре Минска Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Такие полуостровки появляются в центре МинскаФото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Видеодетекторы распознают ДТП впереди и предупредят водителя

В Минске работает система АСУДД - автоматизированная система управления дорожным движением. Именно она управляет зеленой волной на центральных улицах. Но ей не хватает обратной связи - то есть датчиков, которые будут мониторить трафик.

- В планах - установка множества видеодетекторов, которые будут распознавать скорость потока, и определять дорожные ситуации на большинстве крупных перекрестков города, - рассказал Важник. - Пилотный проект проведен на МКАД. Камеры способны отслеживать до 40 видов происшествий-инцидентов, включая аварии или заторы, эта информация будет выводиться на большие экраны и предупреждать других водителей.

Сейчас концепция разработана, проходят последние утверждения, и систему начнут внедрять.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24