2016-11-28T22:32:43+03:00
Комсомольская правда
3

Авиаторы рассказали, как посадили самолет Минск-Берлин с двумя отказавшими двигателями

В Ту-154 попала шаровая молния, но экипаж смог дотянуть до аэродрома и спасти 160 пассажиров.В Ту-154 попала шаровая молния, но экипаж смог дотянуть до аэродрома и спасти 160 пассажиров.Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

В 1989 году в Ту-154 попала шаровая молния, но белорусский экипаж смог дотянуть до аэродрома и спасти 160 пассажиров [фото]

В четверг в Национальный аэропорт «Минск» съехались ветераны советской и белорусской авиации – не только пилоты, но и техники, бортпроводники, инженеры. Большинство из них работали на земле и в небе не один десяток лет. Поводом для встречи стали своеобразные проводы на покой: уходит в историю один из самых любимых самолетов гражданских летчиков – Ту-154.

«На ходу» в Беларуси осталось всего три таких самолета. Два из них в последнее время выполняют регулярные рейсы в Москву и Питер, а также возят гомельских нефтяников на вахту в Сибирь. Еще один самолет иногда обслуживает чиновников – например, два месяца назад, вместе с президентским «бортом №1», Ту-154 возил белорусскую делегацию в Китай. Кстати, Россия «списала» эту модель еще в 2008-2009 годах. Сейчас на регулярных рейсах там осталось только две таких машины – они летают в Якутии. Еще около 15 таких самолетов используют российские ВВС и МВД.

Через месяц этот Ту-154 уже никогда не сможет увидить своих пассажиров. Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Через месяц этот Ту-154 уже никогда не сможет увидить своих пассажиров.Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Свой первый полет Ту-154 совершил без малого полсотни лет назад – в 1968 году. А в 1983 году его начали эксплуатировать и минские авиаторы. Для своего времени самолет был очень актуальным – и стал самым популярным в СССР. Правда, были у него и недостатки. Большой расход топлива не способствовал удешевлению билетов, и из-за высокой шумности двигателей некоторое время назад таким самолетам даже запретили полеты в страны Европы. Кроме этого, есть особенность конструкции: все три двигателя размещены в задней части - это сделано для снижения вероятности попадания в двигатели мусора с земли и птиц при взлете. Из-за особенностей «развесовки» самолет требовал огромной квалификации летного состава. Из-за этого Ту-154 чаще других импортных аналогов попадали в авиационные инциденты и катастрофы. Из 1026 выпущенных машин в результате различных инцидентов потеряно 72 самолета, а это значит, что трагический финал настиг каждый тринадцатый Ту-154.

Тем не менее, собравшиеся авиаторы сегодня с теплотой вспоминают работу на «большой тушке», отзываясь об этом самолете самыми добрыми словами.

Сидя в салоне, ветераны авиации много шутят и вспоминают истории из своей летной жизни. Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Сидя в салоне, ветераны авиации много шутят и вспоминают истории из своей летной жизни.Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

- Мы приехали сюда не проститься с самолетом, а повидаться с ним! – говорят они. Сидя в салоне на потертых креслах, они много шутят и вспоминают истории из своей летной жизни. «Комсомолка» услышала одну из них.

- Этот день я помню как сегодня – 9 июня 1989 года. В этот день я отмечаю свой второй день рождения, - рассказал Александр Пучков, который в те годы работал бортовым радистом на Ту-154. – Летели из Минска в Берлин. Загрузка полная – 160 человек. Полет проходил как обычно. Польшу прошли без замечаний, на границе Польши и Германии началась грозовая облачность - стало чуть сложнее. Но когда мы начали снижение и вышли на визуальный полет, произошел кошмарный случай, о котором вспоминать тяжело. В двигатель ударила шаровая молния! Он был полностью разрушен. Отключился и второй двигатель (всего на Ту-154 их три, прим. ред.). Когда я доложил о ситуации немецкому диспетчеру – он даже не сразу понял, как такое возможно – пришлось повторять. Но экипаж самолета совершил подвиг: мы смогли приземлиться! До этого такой трюк провернули лишь летчики-испытатели в Ташкенте. Конечно, нас на тренажерах готовили и к такому повороту событий, но одно дело – тренажер, и совсем другое – реальная ситуация. Потом техники, которые прилетели на расследование, подарили всему экипажу на память осколки двигателя.

9 июня члены экипажа того самого рейса - Елена Загоруйко, Ольга Максименко и Александр Пучков - отмечают свой второй день рождения. Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

9 июня члены экипажа того самого рейса - Елена Загоруйко, Ольга Максименко и Александр Пучков - отмечают свой второй день рождения.Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Александр Пучков перечислил команду, которая принимала участие в посадке:

- Кроме меня в экипаже были командир корабля Николай Лешенюк, второй пилот Михаил Артеменко, штурман Александр Николаев – к сожалению, он не дожил до наших дней, бортинженер Николай Кисель и наши замечательные девчонки-бортпроводницы.

Оказалось, что они тоже присутствуют на встрече ветеранов авиации.

- Пассажиры, конечно, догадались о том, что произошло что-то не то, - вспоминает одна из стюардесс Ольга Максименко. - Когда ударила молния, и двигатели отключились, в салоне стало тихо-тихо. Даже компания молодых шумных немцев примолкла. Но никто не возмущался и не истерил. Мы успешно сели в Берлине – в салоне лишь чувствовался легкий запах гари. Один немец, спускаясь по трапу, спросил у меня: «Машина капут?» Я ответила: «Да нет же, никакой не капут!» Большое спасибо экипажу, это была моя любимая работа. Каждый раз, когда я входила в самолет, я знала, что с нашими летчиками мы прилетим домой целые, здоровые и невредимые!

Даже спустя годы ветераны авиации помнят каждую кнопку в кокпите самолета. Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Даже спустя годы ветераны авиации помнят каждую кнопку в кокпите самолета.Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

ЕСТЬ ВОПРОС

Что будет со «списанными» самолетами потом?

- Еще около месяца самолеты будут использоваться – возить нефтяников в Сибирь, - рассказали в «Белавиа». – Крайний рейс Ту-154 совершит 26 декабря. Потом самолет передадут на хранение, и течение нескольких лет разукомплектуют. После чего порежут на металлолом.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24