2017-03-24T13:58:45+03:00
Комсомольская правда
4

«Сплит»: Тени на чердаке

Без окон, без дверей, полна крыша одурцов. МакЭвой и Шьямалан убедительно доказывают, что лишние винтики — это даже хуже, чем их нехватка…
«Сплит»«Сплит»

Рейтинг фильма

Рейтинг фильма

В незначительный прокатный просвет между богатыми и знаменитыми наконец-то протиснулся давно украденный пиратами Шьямалан — радоваться этому или огорчаться? С одной стороны, раз пиратят — значит, хорошие сапоги, надо брать. С другой — за вычетом МакЭвоя-додекаэдра на экране остается средненький камерный триллер, все 50 оттенков серости которого посвящены тому, как не по годам смекалистая школьница превозмогает сферического маньяка-шизофреника. Стандартный зачин, минимум сюрпризов и откровенно вялая развязка — в разряд гениальных фильм не выпихивает даже фирменный шьямалановский финальный твист. Остается наслаждаться нейролептической станиславской шизой, классической атмосферой Хичкока и тем паром, что не успел уйти в свисток. Как говорится, одна голова хорошо, а 23 — это уже дичь. Причем в данном конкретном случае жареная — та, что не улетит.

***

Скромный молодой человек (недурной наружности и в партикулярном платье) с боем садится за руль чужой машины, укомплектованной тремя старшеклассницами, и уезжает в неизвестном направлении. Зовут похитителя Деннис. Или Хедвиг. Или Барри. А иногда так даже и Патриция…Да-да-да, парень — весьма многогранный маньяк, в чьей голове без особого напряга уживается два с лишним десятка личностей. Впрочем, определенный напряг все же присутствует — у похищенных школьниц, которым очень скоро предстоит встретиться с еще одним обитателем бритой головы с многозначительным именем Зверь. И не только с ним… Добро пожаловать в театр одного актера, который начинается не с вешалки и не с буфета, а с заряженного ружья, которое обязательно выстрелит. И не раз.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Этот фильм, как и многогранность героя МакЭвоя, можно интерпретировать до бесконечности, наращивая шизоидность предположений по экспоненте. И все будет в точку. И все будет бессмысленно. С подобной ситуацией люди постоянно сталкиваются, пытаясь разгрызть Шьямалана и добраться до начинки.

С одной стороны, это очередное зеркальное отражение слегка поднабившего оскомину сюжета о красавице и чудовище (с более традиционным прочтением которого «Сплит», к слову, соперничает в прокате). С другой — это личная вендетта Шьямалана миру розовых очков, широко распахнутых глаз и массово раскатанных губ. Уже со старта видно, как сильно этот мир бесит выбившегося в люди (а потом незаметно вывалившегося оттуда) индийского мальчика-престидижитатора. В отместку он практически обожествляет аутсайдеров, моральных подранков и прочее фрик-сообщество, в реальной жизни ютящееся у социальной параши. Еще один вариант прочтения — извращенное ницшеанство, благодаря которому затертое до дыр «what doesn't kill you» обретает демоническое звучание бетховенской симфонии в прозекторской. Фильм можно также рассматривать и как приговор психоанализу и прогрессивной терапии мозговых переломов. Или как деконструкцию самой идеи реабилитации — он последовательно доказывает, что здоровых людей не бывает вовсе, а те, что таковыми признаны — только лишь прикидываются в ожидании сигнала из космоса.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Пожалуй, самая беззубая интерпретация (та, с которой гражданин Шьямалан и вонзился в прокат) — это параноидальное клаустрофобное противостояние шизы и фрустрации, гарантирующее несчастье всем и каждому. Именно при таком раскладе любой зритель уйдет обиженным. Именно на этом заснеженном поле режиссер остервенело гоняет мяч сам с собой, голый, в противогазе и на лабутенах, непрестанно спотыкаясь и отчаянно матерясь на фарси. Занимается, в общем, тем, что не имеет никакого смысла ни применительно к теории искусств, ни в русле кинопроцесса, ни в деле зарабатывания громкого имени и жирных денег. Слишком прямолинейно. Слишком плоско. Слишком зря.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

В такой ситуации даже как-то обидно за близкого к гениальности МакЭвоя, старательно доказывающего, что 23 — это норма. Его раздирания собственной личности на кровоточащие клочья хоть и заслуживают уважения, но смотрятся, скорее, в формате занятного травести-стендапа. Шутка ли, на большом экране артист представил всего пятерых из заявленных двадцати трех. Что было бы, если бы он освоил десятка полтора, даже страшно представить. Пыль столбом, дым, коромыслом, искры из глаз и пальцы веером — тем не менее, на фоне довольно-таки беззубой истории и вялой визуализации все эти старания тонут в брызжущей коллективной бессознательной желчи. С другой стороны, чувствуется что большая часть знатного бюджета ушла именно к нему в карман, так что все это актерское самоистязание было не голой энтропии ради, но ипотеки для.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Остальные лица, появляющиеся в кадре, увы, не были столь же хорошо оплачены, а потому предпочли отделаться либо деревянной стабильностью, либо рекордно выпученными глазами. Сюда же, в расходные материалы, добавляем и оператора, с постановщиком и оформителями — три вялых локации, помноженные на детский свет и полтора потасканных ракурса, вряд ли способны довести до оргазма даже самого непритязательного зрителя.

Остается атмосфера, которую, несмотря ни на что, Шьямалан старательно натягивает на давно почившего Хичкока. Остается саспенс, периодически прерываемый излишним энтузиазмом МакЭвоя. Остается финальный твист, на этот раз не меняющий общей картины происходящего, но позволяющий зрителю взглянуть на вещи шире и увидеть чуть больше очерченной софитами сюжетной авансцены.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Всего этого достаточно, чтобы посмотреть «Сплит» (пусть себе и на большом экране) и поставить галочку в графе «когда-то мы в него верили». Но категорически не хватает, чтобы заявить о громогласном камбэке режиссера, некогда подарившего нам призрачного Брюса Уиллиса и Мэла Гибсона в шапочке из фольги. Приглашение в подвал, из которого чудесный вид на дырявый чердак, пока можно засчитать лишь за многообещающее топтание на месте.

Шьямалану пора выходить из отбрасываемой им же самим тени. Давно пора.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также