Репетитор Лариса Лунева: как сдать ЦТ-2019
по математике
на высокий балл

Последние годы велось много разговоров о том, что задания на централизованном тестировании должны соответствовать школьной программе. Как это повлияло на содержание заданий и почему сдать на высокий балл ЦТ по математике реально, мы узнали у опытного репетитора Ларисы ЛУНЕВОЙ, подготовившей более 40 учеников, сдавших ЦТ-2018 по математике на 80 баллов и выше (из них 20 на результат выше 90, в том числе 3 стобалльника).
- Я занимаюсь репетиторством более 25 лет и прекрасно помню, как происходило введение ЦТ - вначале как альтернативного экзамена, а затем как обязательного вступительного. Все эти годы я с радостью наблюдаю, как изменяются задания ЦТ по математике, причем только в лучшую сторону. В настоящий момент содержание всех заданий соответствует школьной программе, увеличена роль практико-ориентированных задач, геометрии. Очень много задач с занимательным, интересным для ребят содержанием. К счастью, прошли те времена, когда на ЦТ предлагались задания, вызывающие серьезные затруднения даже у учителей. Абсолютно все, в том числе и так называемые сложные задачи ЦТ имеют красивое решение.
- Но и готовиться к ЦТ надо, скажем так, красиво, с умом. На какие факторы посоветуете обратить внимание абитуриентам и их родителям прежде всего?
- Факторов, влияющих на результаты, много. Выделю только те, на которые может повлиять выпускник и его ближайшее окружение. В старших классах профессиональное определение ребенка усилит мотивацию и поможет сформировать необходимую в процессе обучения настойчивость. А психологическая готовность, настрой на победу, умение близких замечать малейшие успехи сына или дочери помогут достойно пройти и этап подготовки, и вступительные испытания.
Кстати
О том, почему опытный репетитор советует сосредоточиться на подготовке по трем предметам, а также из-за чего непродуктивен настрой набрать 80 баллов, - читайте здесь.

К моменту сдачи ребенок должен владеть всей информацией, касающейся процедуры, правил поведения на ЦТ, своих прав и обязанностей - любых нюансов, которые могут возникнуть, начиная с физиологических потребностей и заканчивая ответом на вопрос «Как исправить допущенную в бланке ответов ошибку?».

Ведь в части А для исправления ошибки есть «область отмены», а в части В - «область замены». И это принципиально различные вещи.

- Насколько важна в процессе подготовки абитуриента практика тестирования?
- Я рекомендую учащимся начиная с 10-го класса проходить все три этапа репетиционного тестирования (РТ), а также дистанционное тестирование на сайте РИКЗ. Причем в 11-м классе, если есть возможность (как, например, у жителей столицы), желательно пройти каждый этап дважды. Задания РТ подобраны таким образом, что они реально помогают подготовиться к ЦТ. Кроме того, участие в РТ позволяет психологически подготовиться к предстоящему ЦТ-2019, научиться рационально распределять время, проверить на практике различные тактики выполнения теста и выбрать для себя оптимальную, приобрести навыки заполнения бланка ответов. Хорошо, если ребенок попробует пройти РТ в различных учебных заведениях, с тем чтобы определить наиболее комфортный для него вариант прохождения ЦТ.
Лариса Лунева и ее ученики после церемонии награждения отличников 2018 года.
- Наверное, есть свои особенности конкретно при сдаче ЦТ по математике.
На ЦТ по математике на выполнение одного задания в среднем приходится 6 минут. Поэтому от учащегося требуется умение быстро оценить задание, вникнуть в его суть, прикинуть возможные варианты путей поиска ответа, выбрать из них наиболее рациональный и реализовать его, стараясь затратить минимум времени. При этом в уме нужно держать вопрос, на который требуется дать ответ. Как часто, верно решив задание, ребенок дает ответ не на вопрос или по невнимательности выбирает не тот вариант ответа.
Концентрация и распределение внимания, объем кратковременной памяти, мыслительные операции развиваются не за один год. Однако существуют методики, позволяющие значительно улучшить ситуацию даже за короткий промежуток времени.

Кроме того, необходимы развитые вычислительные навыки. Ведь на ЦТ по математике нельзя использовать калькулятор. И думать, что в процессе обучения я буду пользоваться им, а на ЦТ соберусь и все вычислю сам, - большое заблуждение. Причем нужно не просто знать таблицу умножения и алгоритмы действий с числами, а великолепно владеть приемами рационализации вычислений. И, разумеется, математика требует высокой степени владения предметными знаниями.

В настоящее время у ребенка имеется масса возможностей овладеть таковыми на выбранном уровне.
Помимо изучения предмета в школе можно самостоятельно использовать разнообразную литературу, обучаться онлайн, принимать участие в работе организованных для этого групп в соцсетях. Многие выпускники стремятся посещать специализированные курсы или репетитора. Причем при современном многообразии такого рода услуг задача выбора не из простых.

Ответственность за этот выбор почти полностью лежит на родителях. Подробно об этом - в рекомендациях Ларисы Луневой.

У учащихся у Ларисы Луневой выпускников тоже есть своя доска почета -
те, кто набрал от 96 до 100 баллов на ЦТ по математике в 2018 году!
Made on
Tilda