Общество

Накрывали богатый стол, дарили платочки и пели «Боже, царя храни»: как белорусы в городах отмечали Новый год 150 лет назад

«Комсомолка» писала, как издавна отмечают зимние праздники в деревнях. Но мы спросили у историка, когда на улицах городов стали ставить елки и какие подарки новогодние городским детям считались лучшими
Такие праздничные открытки рассылали горожане в начале ХХ века. Фото: Личный архив

Такие праздничные открытки рассылали горожане в начале ХХ века. Фото: Личный архив

- Новый год - сравнительно новый для белорусов праздник, - замечает кандидат исторических наук Сергей Грунтов. - Ведь факт, что один год сменился другим, никому в голову отмечать не приходило. Да и Рождество, которое выпадало на 25 декабря, фактически и знаменовало эту смену.

«Девицы младших групп получили по мешочку сластей и по кукле»

- А что все-таки повлияло на зарождение традиции?

- Европейская мода, которая пришла в Российскую империю, куда входила и Беларусь. Сказалось влияние массовой культуры: путешественники посещали Старый Свет, видели рождественские ели, читали книги и журналы, где они описывались, и хотели праздника в таком же стиле дома. Плюс Новый год был удобен как условно светский праздник в формате многоконфессиональной империи и для христиан, и для иудеев или мусульман.

Конкретно на белорусских землях традиция празднования Нового года распространяется только со второй половины XIX века. Причем спускается она, то что называется, сверху вниз. Тон задавал Петербург, где в 1852 году установили первую публичную елку в здании Екатерингофского вокзала. Позже веяние моды перешло на клубы, дворянские собрания, гимназии.

- Все это места для просвещенной публики…

- Верно. Традиция ставить елки на центральных площадях городов появится только в советское время. Как, кстати, и украшения в виде светящихся гирлянд – косвенного результата «электрификации всей страны». А еще 120-150 лет назад огоньками служили настоящие свечи, а к кульминации праздника и бенгальские огни. В газетах сохранилось подробное описание новогоднего праздника в женской воскресной школе в Гродно 120 лет назад. Впечатляет он и своей пожароопасностью: «Ровно в шесть часов зажжена была елка. Роскошно убранная, она помещалась в обширном классе нижнего этажа дома […]. По углам, возле портретов и по свободным стенам класса, красовались или малые деревца елок, или веники от елей, а с потолка, в виде купола над елкою, спускались по всему протяжению класса разноцветные гирлянды, сделанные из колец разных цветов бумаги».

- Чем еще горожане прошлого украшали елочки?

- Фабричные украшения, а тем более стеклянные, были большой редкостью. Обычно на ели вешали снежинки и гирлянды из бумаги, засахаренные фрукты, конфеты. Иначе говоря, елка лет сто назад еще и аппетит вызывала. Особенно с учетом того, что многие сладости были для ребенка того времени деликатесом. А традиция вручать подарки и вовсе были по карману лишь обеспеченным семьям.

- А что дарили?

- Игрушки, одежду и сладости. Правда, не делали секрета из того, откуда эти сюрпризы появляются. Мало того, дети зачастую находили подарки не под елкой, а получали в руки. И в отношении игрушек малышню не баловали. В мемуарах фотограф Ян Булгак, который провел детство в имении недалеко от Мира, самой лучшей игрушкой называет кубики, которые собирались в шесть разных картин. А вот о подарках на упомянутом уже празднике в Гродно: «Девицы младших групп получили по мешочку сластей и по кукле, а старшие, кроме мешочков со сластями, получили каждая по два носовых платка, приподнесенных в нарядной коробке». Беднейшие ученицы получили кто обувь, кто платье, кто кофточку. И все это для того времени - довольно щедрые подарки.

Вместо Вифлиемской звезды носили елочку

- А как горожане совмещали новомодный праздник с издревле знакомыми Колядами?

- А он удачно встраивался в логику Коляд (или святок), которые праздновали и в городе, и в деревне. Вот и описанное выше торжество в Гродно также понималось как часть рождественского цикла. Мало того, Новый год совпадал с традиционной Щедрой (второй) кутьей - 31 декабря. В этот день стол был особенно богатым, ведь перед тем забивали свинью – значит, на нем стояли мясные блюда, а еще блины, каши, яичница, конечно.

- Богатый стол и сегодня традиция новогодней ночи…

- Выходит, большинство белорусов и не представляет, что отмечает 31 декабря не только канун Нового года, но и Щедрый вечер. А коль за богатым столом собираются члены семьи, он издавна считается одним из важнейших событий рождественских праздников.

- А горожане участвовали в колядованиях?

- Конечно. Дети, молодежь наряжались, как и в деревнях: и маски той же козы надевали, и пели колядки, за что их одаривали. У горожан, правда, частенько колядование заключалось не в хождениях от дома к дому, а в представлении на одной площадке. Интересно, что колядовщики, которые обычно носили с собой Вифлиемскую звезду, насаженную на шест, иногда брали и небольшую украшенную елку или сосну. Это как раз связь с уже с более современной новогодней традицией.

Кстати, то же касается и традиции украшать дом. Перед Рождеством его чисто убирали, вымывали, а под потолком вешали главное украшение – паука из соломы. Он менялся каждый год: старый сжигался, а на его месте появлялся новый. Есть даже мнение, что его можно считать предшественником новогодней елки. Но, на мой взгляд, оно сильно натянутое.

- Так когда Новый год по-настоящему стал частью нашего праздничного календаря?

- До 1930-х он оставался, в основном, городской традицией. В деревне, несмотря на борьбу с религией, традиционным днем, когда воздерживались от работы, было Рождество. Но лишь с 1948-го 1-е января стало всеобщим нерабочим днем. Наверное, эта дата и есть точка отсчета.

КСТАТИ

«Май торбу грошай, хлеб у раскошы…»

Новогодние телешоу для многих стали привычными спутниками праздника. А что же было у предков в качестве эквивалента?

- Люди, как и теперь, любили петь – от колядовщиков до гостей застолья, - объясняет Сергей Грунтов. - Сквозным мотивом для празднования Коляд были пожелания успеха и удачи в новом году:

Май торбу грошай, хлеб у раскошы.

Май усяго даволі, а бяды ніколі.

Стары год канчаем, новы пачынаем,

З ранняю вясною, з буйнаю травою…

Тут мало что изменилось за сто лет. Только залогом достатка стала не хорошая трава весной, а высокий оклад и премии.

В семьях дворянства и мещан к такому репертуару добавляли различные религиозные гимны, музыкой известных композиторов, исполненную на фортепьяно. Что касается дворянских собраний и подобных учреждений, то здесь репертуар был немного иной, включал романсы и обязательное исполнение «Боже, царя храни!».

А еще 100-120 лет назад модными стали открытки. Подписанные, из собирали и хранили дома – нередко в альбомах, считая семейной реликвией.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Полесье были партнерские роды, а на Витебщине мальчикам пуповину перебивали камнями

«Комсомолка» расспросила авторитетного этнолога о том, чего остерегались белоруски во время беременности, почему девушкам, оказавшимся в доме роженицы, приходилось набирать в рот воды и как определяли пол ребенка без УЗИполтора века назад (читать далее)

Наши предки верили: если 1 января первым гостем будет мужчина - к удаче, а елкам предпочитали еловые ветки

О том, почему наши предки в XIX веке не выносили мусор на Коляды, гадали на жениха под Новый год в хлеву, а на Вигилию занимались магией, «Комсомолка» поговорила с известным этнологом (читать далее)

Как белорусы воспитывали детей: Отец должен был «любить, но руками бить», а матери не опекали сыновей-подростков

О традициях воспитания детей у наших предков «Комсомолка» поговорила с этнологом, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Татьяной Кухаронак (читать далее)

Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что она «апране мужа», и когда свекры в открытую издевались над невесткой (читать далее)

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека (читать далее)

Отпуска белорусов 100 лет назад: неделя на Коляды, неделя на Пасху и запрет на работу в воскресенье

В фольклоре и литературе наши предки всегда за работой, да такой, что как у классика: «Кроўю, потам». «Комсомолка» вместе с этнологом разбиралась, были ли у наших предков отпуска и почему на праздники правильно гулять по полной (читать далее)

Мода сто лет назад: по одежде узнавали, откуда женщина родом, сколько ей лет и есть ли муж

«Комсомолка» узнала, когда белорусы отказались от сшитых вещей в пользу фабричных, какой убор переняли у венгров и зачем родители модно одевали подростков (читать далее)

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения (читать далее)

«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Ученый-фольклорист рассказал «Комсомолке», как наши предки уживались с Домовиком, почему остерегались Водяника и зачем на самом деле первым пускали в новый дом кота (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Фэншуй белорусов: не строить дом на месте бани, не садиться на стол и важные дела начинать в субботу

Вместе с учеными «КП» разбиралась, как белорусы раньше обустраивали жилище, в какие обереги верили и за счет чего сохраняли свой энергетический баланс (читать далее)

Гороскопы и прогнозы белорусов 150 лет назад: на Коляды рождались счастливчики, а на убывающей луне - пессимисты

Узнали, как наши предки следили за звездами и небесными светилами, за что рубили голову курице, и как относились к мышам и крысам – символам 2020 года (читать далее)

Рецепты красоты белорусок 150 лет назад: конопля для белой кожи, шкура ужа для густых волос, а икра лягушек – против веснушек

Разбираемся, какой была у наших предков назад индустрия красоты, какие косметологические процедуры использовали женщины и когда привлекательность могла быть опасной для жизни (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Как белорусы служили в XIX веке: в армию уходили на 25 лет или откупались за 600 рублей, а неверную жену солдат мог убить

Разобрались, что значила рекрутчина для белорусских крестьян, кого забирали в армию и куда они возвращались (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Неожиданная версия ученого: в знаменах пчеловодов остался алфавит, которым белорусы пользовались до кириллицы

«Комсомолка» узнала, что предков во времена Великого княжества Литовского за воровство меда карали смертью (читать далее)

150 лет назад белорусы тоже скидывались на нужды школы и не пускали детей в классы в IV четверти

«Комсомолка» расспросила этнологов, каким было дистанционное обучение в XIX веке, почему крестьяне не пороли детей за двойки и сколько получал учитель в глубинке (читать далее)

Треснул стол, сама открылась дверь - жди беды? Чего боялись белорусы 150 лет назад

«Комсомолка» узнала, зачем белорусы советовали подержать усопшего за большой палец ноги и перед кем выговаривали свои страхи (читать далее)

Белорусы опасались наличных и любили покупки «все по копейке»: как делали шопинг наши предки 150 лет назад

Узнали у эксперта, почему раньше белорусы не могли попасть в лавки по субботам, какой оборот был у самого крупного белорусского кирмаша и для чего корову продавали только с веревкой (читать далее)

Белорусские крестьяне целыми деревнями давали клятву не пить, а их за это отправляли в ссылку

Узнали у исследователей, как отличали корчмы, где наливали пиво, от тех, где было только вино, почему наши прадеды не спивались в одиночку и почему в ВKЛ пьянели меньше, чем в годы, когда белорусские земли были в составе Российской империи (читать далее)

Протесты на территории Беларуси: наши предки терпели, молили, но если не помогало - брали вилы

Судя по нашей истории, «можа, так і трэба» - совсем не о белорусах. Узнали, как деды и прадеды выходили протестовать из-за хлеба, закрытия церквей и насилия помещиков (читать далее)

Огромные кладбища вокруг Минска могут стать проблемой через 50 лет: эксперт - о захоронениях в Беларуси

Поговорили с исследователем белорусских некрополей о том, почему городские власти прячут старые кладбища, куда делись из городов похоронные процессии и в чем места захоронений не поменялись с XVIII века (читать далее)

Рекомендуемые