Общество

Белорусы опасались наличных и любили покупки «все по копейке»: как делали шопинг наши предки 150 лет назад

Узнали у эксперта, почему раньше белорусы не могли попасть в лавки по субботам, какой оборот был у самого крупного белорусского кирмаша и для чего корову продавали только с веревкой
Торговля с возов в ярмарочный день в Лиде.

Торговля с возов в ярмарочный день в Лиде.

- Крестьяне в XIX веке предпочитали трате денег натуральный обмен, - рассказывают кандидаты исторических наук, старшие научные сотрудники Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Татьяна Кухаронак и Сергей Грунтов. - Благо, в основе их хозяйства были земледелие, животноводство, промыслы - охота, рыбалка, пчеловодство, сбор грибов и ягод. А еще ремесла: наши предки сами создавали необходимое в быту - от одежды и обуви до хозинвентаря и транспорта. Вдобавок мужчины столярничали - делали окна, двери, простую мебель, деревянную посуду, игрушки. Женщины же ткали, обшивали семью повседневной одеждой. У портных заказывали только праздничное, а еще кожухи и долговечную обувь. А сосед-кузнец мог и коня подковать, и сделать шило или пуговицы.

На снимке неизвестного автора - Пинский рынок, где, среди прочего, привлекали известные по сей день глиняные изделия из деревни Городная.

На снимке неизвестного автора - Пинский рынок, где, среди прочего, привлекали известные по сей день глиняные изделия из деревни Городная.

«Покупали прагматично: то, что нельзя произвести самому и без чего не обойтись»

- А когда нужного товара не достать у соседей?

- За пределы деревни выбирались редко - только на ярмарки пару раз в год. Зато по деревням ходили коробейники - торговцы вразнос в поныне популярном формате «все по одной цене», по копейке, если в тех деньгах. Кто-то странствовал на своих двоих, а иные с целыми возами добра - тут к месту сравнение с современной автолавкой. Кстати, этнограф Чеслав Петкевич описал такой короб из липовой коры. Он имел размеры 60х60 см и 80 см в глубину, внутри 6 - 7 плоских коробок, в каждой свой товар: платки, ленты, тесемки, стеклянные бусы, дешевые зеркала, гребни из рога, иголки, пуговицы, лубочные произведения, печатная светская и религиозная продукция, камфора, популярная среди женщин как лекарство, сера, селитра, мирро для кадила, перец... Такие покупки считались мелочью - как и товары для красоты и рукоделия или сладости для детей: дешевые конфеты из расплавленного сахара, позже карамельки, пряники и сдобная выпечка.

- А какие серьезные покупки мог позволить себе крестьянин?

- Если удавалось поднакопить, например, съездив на заработки в Америку, деньги тратили на покупку земли. На ярмарки ездили за конями и коровами. В остальном покупки определялись прагматикой: это были те вещи, которые не произвести самому и без которых не обойтись. Например, серпы и косы, сложные столярные изделия, соль, табак, стекло. Впрочем, уже в межвоенной Западной Беларуси зажиточные крестьяне покупали себе сельхозмашины, велосипеды и книги - прогресс в ХХ веке шел очень быстро во многом благодаря торговле.

- За чем предки выбирались в городские магазины и лавки?

- Лавки обычно специализировались на чем-то одном: мясные, бакалейные, скобяных изделий, сладостей и деликатесов… Держали их чаще всего евреи. Потому и ритм работы подчинялся иудейскому календарю с выходными субботами. Но это было удобно, ведь крестьяне выбирались в местечко по воскресеньям на службу в храме, а вдобавок - за покупками. Магазин же - это изначально феномен большого города, где ремесленник за заработанные деньги может купить себе то, на производство чего у него нет времени и возможностей. Только в ХХ веке с ростом значения денежных отношений в деревне крестьяне включаются в эту логику потребления. Те же хлеб, одежда, посуда стали объектами покупки.

В таком здании размещались лавки в Кобрине.

В таком здании размещались лавки в Кобрине.

«За день продавали грибов на 20 тысяч царских рублей»

- Но главной формой торговли у белорусов были ярмарки?

- Да, и они известны с раннего средневековья, когда их часто проводили монастыри, а патронами были великие князья и крупные магнаты. А 100 - 150 лет назад на нынешней территории Беларуси проводилось под 200 ярмарок. Только в Гродненской губернии - 43, а оборот самой крупной - Зельвенского кирмаша - превышал миллион рублей за месяц, который тот длился. Крупными были Любавицкая ярмарка в Могилевской губернии и Минские контракты, в XVII - начале XIX века славились кирмаши в Свислочи, Несвиже, Гомеле, Бешенковичах, Новогрудке, Игумене, Мире, Бресте, Кобрине, Пинске. Некоторые шли две недели - месяц, а торговцы переезжали с одного кирмаша на другой.

- Как была организована торговля?

- Продажи всегда шли на большой площади - прямо с возов, в балаганах и вразнос. Не обходилось без рекламы в виде демонстрации товаров, нахваливания их, привлечения внимания игрой на дудке. На одних ярмарках торговали продуктами, на других - промтоварами, третьи были скотными или конными. В Минске, Пинске и Новогрудке проводили контрактные ярмарки - тут речь шла о крупных поставках. А в Паричах (нынче Светлогорщина) за день уходило грибов на 20 тысяч царских рублей. На крупные торги из Польши привозили предметы быта и галантерею, ковры, зеркала, инструменты. С балтийских земель - изделия из железа, краску, готовую одежду, заморские чай, кофе, вино. Торговали украинскими солью, табаком, сахаром, хлебом, а порой - скотом. Тканями из хлопка и шелка славилась Москва, изделиями из кожи и коврами - Казань, фарфором и фаянсом - Смоленск, предметами из железа и меди - тульские заводы.

Вокруг артистов, как и вокруг нищих, зарабатывавших на пропитание как лирники, на кирмашах всегда собиралась толпа, как на этом фото из Петрикова. Фото: Книга «Беларусы ў фотаздымках Ісака Сербава»

Вокруг артистов, как и вокруг нищих, зарабатывавших на пропитание как лирники, на кирмашах всегда собиралась толпа, как на этом фото из Петрикова. Фото: Книга «Беларусы ў фотаздымках Ісака Сербава»

- Прямо гипермаркеты своего времени…

- Скорее, торгово-развлекательные комплексы. Тем более ярмарки приурочивали к религиозным и народным праздникам - Юрье, Троица, Илья, Спас, Покрова, Микола. Потому и воспринимали их наравне с праздниками - народ веселился вовсю. «На Спаса, 19 аўгуста, у нас была ярмалка: хто - купляя, хто - прадае: і парасят прадаюць, і бальшых сьвіней прадаюць, і кароў прыводзяць, і цёлак. Вязуць са ўсёй акругі туда, у Ветку, мёд прадаваць. Мы шлі на ярмалку, мама купляла нам мёд. Стакан купя мёду, дак я яго п’ю, п’ю, ён жа жыдкі, і ўвесь сап’ю… А на ярмалке там жа ўсё на сьвеце: столькі гармошак, наігрываюць, ужо падапь’юць і танцуюць, і пяюць», - рассказывали на Ветковщине.

Этнограф Чеслав Петкевич так писал об атмосфере ярмарок: «Ніводнага з кірмашоў паляшук не прапускае, абавязкова едзе ці ідзе, хоць і не заўсёды маючы патрэбу купіць ці прадаць. Робіць ён гэта па звычцы, па прыкладзе іншых, а часцей - адчуваючы патрэбу ў новай кампаніі. Не падлягае сумненню, што да гэтай вылазкі цягне яго таксама перспектыва выпіўкі ў новым акружэнні. Такіх на кірмашы бывае найболей; тых, якія купляюць і займаюцца абменным гандлем, значна меней, а яшчэ меней тых, хто прадае за наяўныя грошы».

Вообще, людей ведь привлекала и культпрограмма - игры, зрелища, турниры, танцы, аттракционы, дрессировщики с медведями, местные и иностранные передвижные и даже крепостные театры (как при маентках Сапег в Зельве, Ружанах и Деречине). Тут же - цыгане, которые ворожили публике, азартные игры, выпивка за сделки в корчмах и шинках. Правда, фольклор полон историями о незадачливых крестьянах, которые, продав корову, ненароком отдают деньги мошеннику или пропивают в корчме. И в этом ощущается страх перед наличными у предков.

- На ярмарки ведь съезжались не только крестьяне?

- Крупная шляхта проводила ассамблеи: выбирали предводителей-маршалков, заключали контракты, нанимали экономов и писарей в именья. А мелкие и безземельные шляхтичи предлагали свои услуги и шпагу магнатам, подписывали договоры на аренду, куплю-продажу недвижимости, рассчитывались с кредиторами и ростовщиками. Вдобавок шляхта проводила время в застольях и забавах. Для светских персон, как, например в 1816-м на Свислочской ярмарке, могли устроить плавание по пруду, где на островках показывали изящные театральные представления - о битве под Оршей или сцены из «Дон Кихота», Библии.

- А были какие-то нормы торговли для продавцов и покупателей?

- Для торговли выбирали места, где с торговцев не драли лишние пошлины и поборы, а еще надежно защищенные от грабежа, произвола местных панов. Но хватало верований и неписаных правил. Чтобы хозяину товара сопутствовала удача, его родные закрывали печь заслонкой до его выезда со двора. Считалось, что если первым покупателем будет мужчина, торговля пойдет успешно, если женщина - наоборот. Белорусы считали: продавать корову надо с веревкой, а коня с уздой, чтобы не вернулись к прежнему хозяину. А еще верили: если посадить поросенка в мешок головой вперед, держа за задние ноги, у продавца эти животные переведутся, а у покупателя - расплодятся.

Лук и чеснок на ярмарках – как на этой, в Петрикове - продавали сразу большими связками. Фото: Книга «Беларусы ў фотаздымках Ісака Сербава»

Лук и чеснок на ярмарках – как на этой, в Петрикове - продавали сразу большими связками. Фото: Книга «Беларусы ў фотаздымках Ісака Сербава»

- Когда закончилась история ярмарок в прежнем виде?

- Кое-где в Беларуси ярмарки шли еще и в первые послевоенные годы. Но и сегодня кое-какие из ярмарочных традиций остались. Скажем, в некоторых деревнях и райцентрах есть современные рынки, но настоящая торговля там идет только в определенные дни и часы.

КСТАТИ

Во второй половине XIX века в городах появляются торговые ряды - длинные сооружения, где под одной крышей находится система лавок с отдельными входами.

- Фактически, это прототипы первых торговых павильонов, - говорит Сергей Грунтов. - Строили их посреди центральных площадей, где собирались ярмарки и уже была развита торговля. Плюс земля там обычно не имела частного собственника, и потому легко выделялась под такое строительство.

Те самые Белые лавки в Пружанах.

Те самые Белые лавки в Пружанах.

Наиболее интересны в архитектурном плане торговые ряды в Пружанах, известные как “Белые лавки”.

- Длинное здание, примерно 90х20 метров, окруженное по периметру аркадой из 64 колонн. Оно и сегодня используется как торговый объект, - отмечает ученый.

Также перепрофилированные под общепит торговые ряды есть и на минской плошади Свободы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Полесье были партнерские роды, а на Витебщине мальчикам пуповину перебивали камнями

«Комсомолка» расспросила авторитетного этнолога о том, чего остерегались белоруски во время беременности, почему девушкам, оказавшимся в доме роженицы, приходилось набирать в рот воды и как определяли пол ребенка без УЗИполтора века назад (читать далее)

Наши предки верили: если 1 января первым гостем будет мужчина - к удаче, а елкам предпочитали еловые ветки

О том, почему наши предки в XIX веке не выносили мусор на Коляды, гадали на жениха под Новый год в хлеву, а на Вигилию занимались магией, «Комсомолка» поговорила с известным этнологом (читать далее)

Как белорусы воспитывали детей: Отец должен был «любить, но руками бить», а матери не опекали сыновей-подростков

О традициях воспитания детей у наших предков «Комсомолка» поговорила с этнологом, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Татьяной Кухаронак (читать далее)

Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что она «апране мужа», и когда свекры в открытую издевались над невесткой (читать далее)

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека (читать далее)

Отпуска белорусов 100 лет назад: неделя на Коляды, неделя на Пасху и запрет на работу в воскресенье

В фольклоре и литературе наши предки всегда за работой, да такой, что как у классика: «Кроўю, потам». «Комсомолка» вместе с этнологом разбиралась, были ли у наших предков отпуска и почему на праздники правильно гулять по полной (читать далее)

Мода сто лет назад: по одежде узнавали, откуда женщина родом, сколько ей лет и есть ли муж

«Комсомолка» узнала, когда белорусы отказались от сшитых вещей в пользу фабричных, какой убор переняли у венгров и зачем родители модно одевали подростков (читать далее)

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения (читать далее)

«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Ученый-фольклорист рассказал «Комсомолке», как наши предки уживались с Домовиком, почему остерегались Водяника и зачем на самом деле первым пускали в новый дом кота (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Фэншуй белорусов: не строить дом на месте бани, не садиться на стол и важные дела начинать в субботу

Вместе с учеными «КП» разбиралась, как белорусы раньше обустраивали жилище, в какие обереги верили и за счет чего сохраняли свой энергетический баланс (читать далее)

Гороскопы и прогнозы белорусов 150 лет назад: на Коляды рождались счастливчики, а на убывающей луне - пессимисты

Узнали, как наши предки следили за звездами и небесными светилами, за что рубили голову курице, и как относились к мышам и крысам – символам 2020 года (читать далее)

Рецепты красоты белорусок 150 лет назад: конопля для белой кожи, шкура ужа для густых волос, а икра лягушек – против веснушек

Разбираемся, какой была у наших предков назад индустрия красоты, какие косметологические процедуры использовали женщины и когда привлекательность могла быть опасной для жизни (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Как белорусы служили в XIX веке: в армию уходили на 25 лет или откупались за 600 рублей, а неверную жену солдат мог убить

Разобрались, что значила рекрутчина для белорусских крестьян, кого забирали в армию и куда они возвращались (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Неожиданная версия ученого: в знаменах пчеловодов остался алфавит, которым белорусы пользовались до кириллицы

«Комсомолка» узнала, что предков во времена Великого княжества Литовского за воровство меда карали смертью (читать далее)

150 лет назад белорусы тоже скидывались на нужды школы и не пускали детей в классы в IV четверти

«Комсомолка» расспросила этнологов, каким было дистанционное обучение в XIX веке, почему крестьяне не пороли детей за двойки и сколько получал учитель в глубинке (читать далее)

Треснул стол, сама открылась дверь - жди беды? Чего боялись белорусы 150 лет назад

«Комсомолка» узнала, зачем белорусы советовали подержать усопшего за большой палец ноги и перед кем выговаривали свои страхи (читать далее)