Общество

Протесты на территории Беларуси: наши предки терпели, молили, но если не помогало - брали вилы

Судя по нашей истории, «можа, так і трэба» - совсем не о белорусах. Узнали, как деды и прадеды выходили протестовать из-за хлеба, закрытия церквей и насилия помещиков
Белорусы могли выйти с вилами не только в поле – поднимали на них и панов с арендаторами, которые переходили грань народного терпения. Фото: Книга «Беларусы ў здымках Ісака Сербава» (снимок носит иллюстративный характер)

Белорусы могли выйти с вилами не только в поле – поднимали на них и панов с арендаторами, которые переходили грань народного терпения. Фото: Книга «Беларусы ў здымках Ісака Сербава» (снимок носит иллюстративный характер)

- В традиционной картине мира белорусский крестьянин был внизу социальной иерархии, зависимым от панов, священников и торговцев, - объясняет кандидат исторических наук Сергей Грунтов. - Правда, зависимость - прежде всего финансовая - воспринималась как данная Богом. А вот злоупотребление этой зависимостью могло вызвать открытый протест.

- И в чем протест мог выражаться?

- Крестьяне отводили душу в символическом насилии - рассказах, где им удавалось перехитрить, унизить, а то и побить арендатора, священника или пана. Но в острые моменты толпой шли к пану, падали на колени, молили одолжить хлеб для посевной в голодный год. Если не помогало, нередко брали вилы и шли громить и даже сжигать имение. К тому моменту люди понимали: терять нечего - после неповиновения пришлют войска, многих ждет каторга. Так что протест у предков - это опыт пересечения тонкой границы терпения, которое кажется безграничным.

Во время хлебных бунтов милиционеры передавали награбленный хлеб детям

- Часто ли протесты выходили за пределы деревень?

- Если добиться чего-то у помещика не удавалось, крестьяне шли за правдой в ближайшие города с волостным или уездным правлением. Например, в 1861-м ходили слухи, что царский Манифест об отмене крепостного права обнародован не полностью. Это вызвало волнения, во время одного из них крестьяне собрались в уездных Пружанах, требуя обнародования тайной части манифеста. В город даже прибыл вице-губернатор объяснять документ и то, что дополнений к нему нет.

- Но порой локальные протесты перерастали в целые восстания

- Известный пример - Кричевское восстание 1743 - 1744 годов, где погибло несколько сот крестьян, шли погромы, поджоги, разграбляли имения. В этих краях арендаторы, стремившиеся получить максимальный доход, довели полученных с землей крестьян до полного обнищания, был и физический произвол. Так, одного из будущих лидеров восстания, Василя Ващилу, который вез жалобу владельцу имения, схватили люди арендатора на дороге, избили и бросили в острог. Ну а вскоре крестьяне уже штурмовали ближайший город…

Шляхта или писала императору, или поднимала восстание - один из боев восстания 1863 года на графическом листе Михала Андриолли.

Шляхта или писала императору, или поднимала восстание - один из боев восстания 1863 года на графическом листе Михала Андриолли.

- Но чаще в основе недовольства крестьян все же лежало ущемление их экономических интересов?

- Как правило. Но значение имел и религиозный фактор. Скажем, при ликвидации униатства в 1839 году на наши земли даже вводили допформирования военных, брали под особый контроль Полоцк, Жировичи и Вильно. В ряде небольших приходов крестьяне не хотели идти в православные церкви, принуждая священника служить по-старому. Их усмиряли казаки, применяли и физические наказания. В СССР в деревнях верующие нередко отстаивали у местных властей церкви, которые подлежали сносу, устраивая дежурства, не подпуская технику. В целом конфликт с религиозным сообществом всегда был одним из самых бесперспективных для любой власти.

Большое значение имеет фактор ущемленного чувства справедливости - зачастую в паре с экономической составляющей. Так, в Борисове в 1932 году произошли хлебные бунты. Тогда сократили нормы выдачи хлеба находившимся на иждивении - в том числе детям. Время было голодное, и эти крохи для многих стали вопросом выживания. Люди собирались у хлебных лавок, а ночью вламывались в них и грабили. Это был протест отчаяния. Даже часть милиционеров, тоже голодных, помогала раздавать добытый грабежом хлеб женщинам в толпе - для детей.

Другой пример - массовые беспорядки в Слуцке в 1967 году. Там возмущенные несправедливым, по их мнению, процессом горожане блокировали суд, сопротивлялись милиции и военным, наконец, сожгли само здание, где погибло несколько человек. Событие выделяется на фоне идиллических 1960-х в БССР.

Шляхта шла на восстания, потому что мирного протеста не было

- Такое ощущение, что наши предки не особо интересовались политикой…

- Ну почему, основным мотивом того же восстания Калиновского 1863 - 1864 годов было получение политических свобод и восстановление государственности. Наверное, потому мы так часто вспоминаем его, хотя повстанцы, по сути, почти ничего не добились, если сравнить, скажем, со значимостью для истории и современности Беларуси более позднюю по времени борьбу рабочего движения.

Но и в случае с восстанием Калиновского имел большое значение и экономический фактор, о котором редко упоминают. Давайте сравним ситуации. После полного раздела Речи Посполитой в 1795 году практически не было заметных выступлений. Но изменение цен на зерно на мировых рынках в конце первой декады XIX века привело к ухудшению дел помещиков. В результате многие шляхтичи присоединились к наполеоновским войскам, выступив против власти Петербурга. А поскольку шляхта - это военное сословие, то основная форма протеста в ее среде - вооруженное выступление. Впрочем, система того времени других вариантов (кроме жалоб на имя императора) и не предполагала. Этот исторический нюанс - хорошее напоминание о том, как важна возможность мирного протеста в принципе. Иначе единственным способом остается путь насилия и революции, чем существование Российской империи и закончилось.

Правда, с появлением политических партий митинги и демонстрации стали основной формой протеста гражданского населения. Но даже самые мирные вызывали страх у властей.

Мирные демонстрации (слева) стали нормой в начале ХХ века. Фото: citydog.by

Мирные демонстрации (слева) стали нормой в начале ХХ века. Фото: citydog.by

- И как отвечали власти на протесты?

- Применяли силу. Так, 3 февраля 1927-го в местечке Коссово (нынешний Ивацевичский район) собралась большая демонстрация крестьян из окрестных деревень, которые в том числе митинговали против запрета Белорусской крестьянско-рабочей громады - самой массовой национальной партии своего времени в Западной Беларуси. К ним примкнули местные коммунисты с красными флагами. В ответ польские власти открыли огонь, убив 6 человек и ранив несколько десятков.

31 октября 1905-го на современной Привокзальной площади в Минске около 20 тысяч человек собрались на мирную демонстрацию, требуя гражданских свобод и освобождения политзаключенных. Жандармский полковник Вальдемар-Кольман предложил губернатору Курлову расстрелять митинг. Тот согласился, хотя потом все отрицал. В результате Курловского расстрела погибло более ста человек, около трехсот было ранено. А назавтра на предприятиях Минска началась всеобщая забастовка.

- А что еще известно о забастовках в Беларуси в прежние времена?

- Забастовки возникли с интенсивным развитием индустриализации в последней трети XIX века. Требования выдвигались почти всегда экономические: например, повышение зарплаты или сокращение рабочего дня. В ту пору рабочий день длился 12 - 13 часов (а у текстильщиков все 16!), никаких социальных гарантий не было, а всеобщего избирательного права не существовало. И по тому, что мы имеем сегодня, ясно, сколь многим мы обязаны людям, боровшимся за свои права в то время.

Что касается новейшей истории Беларуси, то наиболее массовыми были забастовки 1991 года, к которым присоединилось большинство минских предприятий, а площадь Независимости собирала стотысячные митинги. В основе недовольства - снова экономическая ситуация. Хотя и требования политических перемен воспринимались как шанс выйти из охватившего СССР кризиса.

КСТАТИ

«Даць гарбуза» жениху - тоже форма протеста?

- А как у предков выражался протест в семье, в личных отношениях?

- Женщина, которую бьет муж, могла забрать детей и уйти к родителям. Еще по судебным делам XIX века известны случаи, когда причиной личного протеста становилось и ущемленное чувство собственного достоинства. Например, прилюдная порка иногда приводила наказанного к попытке самоубийства. Это можно трактовать как форму протеста, вспоминая более близкие нам по времени самосожжения в Чехословакии после Пражской весны. А вот «даванне гарбуза» - отказ нежеланному жениху - едва ли можно воспринимать как форму протеста в традиционной культуре. Хотя такое действие в современном мире уже стало политическим перформансом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Полесье были партнерские роды, а на Витебщине мальчикам пуповину перебивали камнями

«Комсомолка» расспросила авторитетного этнолога о том, чего остерегались белоруски во время беременности, почему девушкам, оказавшимся в доме роженицы, приходилось набирать в рот воды и как определяли пол ребенка без УЗИполтора века назад (читать далее)

Наши предки верили: если 1 января первым гостем будет мужчина - к удаче, а елкам предпочитали еловые ветки

О том, почему наши предки в XIX веке не выносили мусор на Коляды, гадали на жениха под Новый год в хлеву, а на Вигилию занимались магией, «Комсомолка» поговорила с известным этнологом (читать далее)

Как белорусы воспитывали детей: Отец должен был «любить, но руками бить», а матери не опекали сыновей-подростков

О традициях воспитания детей у наших предков «Комсомолка» поговорила с этнологом, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Татьяной Кухаронак (читать далее)

Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что она «апране мужа», и когда свекры в открытую издевались над невесткой (читать далее)

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека (читать далее)

Отпуска белорусов 100 лет назад: неделя на Коляды, неделя на Пасху и запрет на работу в воскресенье

В фольклоре и литературе наши предки всегда за работой, да такой, что как у классика: «Кроўю, потам». «Комсомолка» вместе с этнологом разбиралась, были ли у наших предков отпуска и почему на праздники правильно гулять по полной (читать далее)

Мода сто лет назад: по одежде узнавали, откуда женщина родом, сколько ей лет и есть ли муж

«Комсомолка» узнала, когда белорусы отказались от сшитых вещей в пользу фабричных, какой убор переняли у венгров и зачем родители модно одевали подростков (читать далее)

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения (читать далее)

«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Ученый-фольклорист рассказал «Комсомолке», как наши предки уживались с Домовиком, почему остерегались Водяника и зачем на самом деле первым пускали в новый дом кота (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Фэншуй белорусов: не строить дом на месте бани, не садиться на стол и важные дела начинать в субботу

Вместе с учеными «КП» разбиралась, как белорусы раньше обустраивали жилище, в какие обереги верили и за счет чего сохраняли свой энергетический баланс (читать далее)

Гороскопы и прогнозы белорусов 150 лет назад: на Коляды рождались счастливчики, а на убывающей луне - пессимисты

Узнали, как наши предки следили за звездами и небесными светилами, за что рубили голову курице, и как относились к мышам и крысам – символам 2020 года (читать далее)

Рецепты красоты белорусок 150 лет назад: конопля для белой кожи, шкура ужа для густых волос, а икра лягушек – против веснушек

Разбираемся, какой была у наших предков назад индустрия красоты, какие косметологические процедуры использовали женщины и когда привлекательность могла быть опасной для жизни (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Как белорусы служили в XIX веке: в армию уходили на 25 лет или откупались за 600 рублей, а неверную жену солдат мог убить

Разобрались, что значила рекрутчина для белорусских крестьян, кого забирали в армию и куда они возвращались (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Неожиданная версия ученого: в знаменах пчеловодов остался алфавит, которым белорусы пользовались до кириллицы

«Комсомолка» узнала, что предков во времена Великого княжества Литовского за воровство меда карали смертью (читать далее)

150 лет назад белорусы тоже скидывались на нужды школы и не пускали детей в классы в IV четверти

«Комсомолка» расспросила этнологов, каким было дистанционное обучение в XIX веке, почему крестьяне не пороли детей за двойки и сколько получал учитель в глубинке (читать далее)

Треснул стол, сама открылась дверь - жди беды? Чего боялись белорусы 150 лет назад

«Комсомолка» узнала, зачем белорусы советовали подержать усопшего за большой палец ноги и перед кем выговаривали свои страхи (читать далее)

Белорусы опасались наличных и любили покупки «все по копейке»: как делали шопинг наши предки 150 лет назад

Узнали у эксперта, почему раньше белорусы не могли попасть в лавки по субботам, какой оборот был у самого крупного белорусского кирмаша и для чего корову продавали только с веревкой (читать далее)

Белорусские крестьяне целыми деревнями давали клятву не пить, а их за это отправляли в ссылку

Узнали у исследователей, как отличали корчмы, где наливали пиво, от тех, где было только вино, почему наши прадеды не спивались в одиночку и почему в ВKЛ пьянели меньше, чем в годы, когда белорусские земли были в составе Российской империи (читать далее)