Общество16 июля 2008 2:00

ГАИ: «Водители замечают вертолет и начинают соблюдать правила»

Корреспондент «Комсомолки» вместе с ГАИ три часа патрулировала над дорогами Минской области.

Если честно, то до этого я никогда еще не поднималась в небо. Поэтому на предложение сотрудников ГАИ отправиться в рейд по Минской области на вертолете, согласилась моментально. Еще за неделю до полета во мне начали бороться два чувства: страх и сумасшедшее желание быстрее оказаться в кабине вертолета. И вот долгожданный день настал. От нетерпения мы вместе с фотографам приехали на Боровую за сорок минут до вылета. Вертолет узнали сразу: бело-синий красавец с надписью ГАИ выделялся среди остальных.

- Вы зонтик или парашют с собой взяли? - с улыбкой спрашивали гаишники.

- Нет, - ответила я очень серьезно.

- Так как же вы будете спрыгивать с вертолета? - никак не унимались они.

Видимо, всех новичков запугивают так перед вылетом. Ближе к назначенному часу пришел старший инспектор отдела ИАР при ГАИ УВД Миноблисполкома Юрий РУТКЕВИЧ. Именно с ним в ближайшие три часа полета мы будем следить за правонарушителями на дорогах. Кстати, вертолет патрулирует каждую пятницу, субботу, воскресенье и в праздничные дни.

- Наш маршрут на сегодня: Минск - Слуцк - Солигорск - Старые Дороги - Марьина Горка - Минск, - объявил пилот, когда мы уже сидели в вертолете.

- Так как же вы будете передавать на землю информацию? - интересуюсь я у Юрия Богдановича.

- Раньше мы делали это с помощью мобильного телефона, а теперь сообщаем по рации.

В вертолете разговаривают по SMS

На этом наш разговор закончился. Раздавшийся рев двигателей был настолько оглушительным, что разговаривать друг с другом стало невозможно. Пилот вместе с инспектором надели наушники, фотограф достал свои беруши, а я, растерянная, не знала, что мне делать.

Через 10 минут нахождения в вертолете я практически оглохла.

- Девушка, возьмите эти наушники, - в последнюю минуту протянул их техник. - Они хоть и самодельные, но с ними вам точно будет легче.

(За время полета я не один раз мысленно поблагодарила молодого человека.)

И вот медленно, но очень уверенно вертолет стал отрываться от земли. В коленках появилась легкая дрожь, а в глазах – азарт. Голова немного закружилась, но закрывать глаза я не стала. Самым страшным оказалось смотреть в лобовое стекло, когда пилот начинал кружить, чтобы инспектор получше мог рассмотреть ситуацию на дороге. За считанные секунды подобно слайд-шоу передо мной менялась одна картинка за другой: дорога, поле, лес, небо. Именно в этот момент начинаешь теряться в пространстве и ощущать себя беззащитным, как ребенок. Когда виражи закончились, на высоте 200 - 300 метров я с восторгом начала смотреть на крошечные фигуры людей, безобидные высотки и дороги, которые с высоты полета казались узенькими тропками.

- Смотри, водители нас заметили и теперь моргают фарами друг другу! - пытаюсь я докричаться до фотографа, но из-за гула в самолете ничего не слышно. Кстати, за всю дорогу мы так и не смогли нормально пообщаться, поэтому писали друг другу SMS, передавали свои мысли на потрепанном листике, но чаще всего общались глазами.

- Ребята, держитесь, сейчас мы будем кружить над дорогой!

Через несколько минут, пока я любовалась, как лучи солнца играли на водохранилище возле Марьиной Горки, старший инспектор махнул рукой летчику. Вертолет зажужжал еще сильнее и стал резко разворачиваться к воде. Конечно, для меня это только красивый пейзаж, а для моего попутчика - зеленая зона, где очень часто стоят неправильно припаркованные автомобили. Нарушение зафиксировано, и Юрий Богданович по рации передает информацию в ближайшее отделение ГАИ.

Когда спустились на землю…

После двух часов полета мы решили приземлиться возле поселка, чтобы немножко передохнуть. Местные мальчишки, увидев вертолет, обступили нас со всех сторон и стали снимать на мобильники.

- Как-то сегодня не густо, всего лишь одно правонарушение.

- Ну почему одно? Я успел еще передать несколько неправильных обгонов.

- Мне казалось, что их будет гораздо больше: все-таки пятница и народ спешит уехать из города…

- Иногда бывают дни, когда на землю мы передаем до сорока сообщений. Но в последнее время водители привыкли к нашему вертолету и, как только его замечают, начинают следить за своим вождением.

- А бывают лихие гонки, как в американских фильмах?

- Ну, не совсем гонки. Скорее, это преследование. В прошлом году приходилось приземляться прямо во время полета, когда заметили, что водитель мчался на большой скорости и создавал угрозу жизни другим водителям.

- Какая трасса считается самой опасной?

- Сложно ответить однозначно. Чаще всего ДТП происходят на тех участках дороги, где ведется ремонт. Как правило, при обгоне водители выезжают на встречную полосу и в результате лобовое столкновение.

- За время патрулирования случались курьезные случаи?

- Один из самых забавных моментов, когда вертолет пролетает над озером, отдыхающие люди радуются, машут нам руками, а через некоторое время приезжает наш экипаж и штрафует многих за неправильную парковку.

- Вопрос, конечно, наивный, но все равно задам: если мучает жажда, можете приземлиться возле магазина и забежать за напитком?

- Ну и вопрос (смеется)! Полет длится всего три часа, и мы всегда строго придерживаемся выбранного маршрута.

Когда уже возвращались к вертолету, я попросила пилота показать нам мастер-класс на Баровой. За десять минут показательного выступления я успела дважды попрощаться с жизнью, но когда приземлились, то поняла - такого адреналина давно не было.

Общество: ИСПЫТАНО НА СЕБЕБеларусь: Испытано на себе