2018-02-21T18:01:37+03:00

Актер Александр Беспалый: «Я поседел на съемках «Тихого Дона» Бондарчука»

Заслуженный артист Беларуси Александр Беспалый в этом месяце отметил 60-летний юбилей. Белорусскому кино Александр Сергеевич отдал 35 лет, сыграв за эти годы больше ста ролей.
Поделиться:
Заслуженный артист Беларуси Александр БеспалыйЗаслуженный артист Беларуси Александр Беспалый
Изменить размер текста:

О том, какие из них актеру дороже всего, как он играл донского казака на английском и почему убили его героя в знаменитых «Пиратах ХХ века», Александр Беспалый рассказал «Комсомолке».

Первую ночь в Минске ночевал на скамейке

- Александр Сергеевич, сто с лишним ролей - цифра колоссальная…

- У меня есть очень противная черта - мне очень сложно говорить «нет». Соглашусь, влезу во что-то, а через какое-то время думаю: как просто было отказаться? Из всей этой тучи картин, в которых я наснимался за тридцать с лишним лет, под 15 - 20 могу подписаться.

- А не обидно, что «Беларусьфильм» так редко на главные роли утверждал белорусских актеров?

- Нет пророков в своем отечестве. Я не снимался только в Эстонии и Тбилиси, а так на всех студиях Советского Союза у меня была работа.

- Но вы же заканчивали специальный белорусский курс во ВГИКе? (Среди однокурсников Беспалого - Петр Юрченков, Светлана Суховей, Владимир Грицевский, Владимир Антоник, Владимир Сичкарь. - Ред.)

- Не могу сказать, что нас обманули. Но мы приехали в Минск всем курсом и оказались никому не нужны. Нам говорили, что едем поднимать белорусский кинематограф, и первую ночь ночевали на скамеечке возле «1000 мелочей». А ведь к окончанию ВГИКа у каждого было по несколько театральных предложений в Москве. Но мы дружно вернулись на родину. Это не было никаким подвигом, тогда это было естественно. Кстати, я никогда не боялся эпизодов.

- Как в «Пиратах ХХ века»?

- У меня там могла быть роль и побольше. Но я не очень верил, что меня утвердят, потому дал добро сниматься в Беларуси. А тут утверждают на «Пиратах». Хотелось, как говорится, и рыбку съесть, и ног не замочить. На «Пиратах» по неделям в открытом море торчали. Однажды приезжает Петр Вельяминов и привозит мне на судно телеграмму: «Срочно быть на съемках в Минске». Что делать? Режиссер меня не отпускает. А это оказывается, уже не первая телеграмма, уже на красном бланке пришла. Вечером иду опять к режиссеру: давайте меня убьем. Так меня в сцене захвата застрелили из автомата. А после обеда меня уже отвезли в аэропорт.

- И ради какой белорусской картины?

- Сейчас уж и не помню…

Бондарчук утвердил по фотографии

- А какая киноработа самая дорогая?

- Конечно, «Тихий дон», Сергея Бондарчука. Это был 91-й год. Поначалу я даже всерьез не принял его приглашение. Моя фотография случайно попала к Бондарчуку. А я был в отпуске, помогал родителям в Витебске делать ремонт. Звонок: «Это вас из Москвы беспокоят, картина «Тихий Дон». Я пытаюсь сразу узнать голос, кто из наших шутит. «Сергей Федорович Бондарчук хочет, чтобы вы приехали на пробы». Поехал, хотя надежды не было никакой. А у меня и проб-то не было. Только фотопробы, после которых Бондарчук сразу утвердил меня на Прохора Зыкова. Умирать буду, так и не узнаю, за что получил такое расположение Сергея Федоровича. Даже не актерское, а личное. О чем мы с ним только ни говорили - о детях, о кино, о Шолохове, о таланте… Тогда как раз много разговоров было о том, Шолохов ли написал этот роман. Ведь ему было всего 26 лет, а так выписал женские характеры. Бондарчук мне сказал: «Саша, гений он и в шесть лет гений, и в 26, и в 36…»

- Проект этот ведь был международным с мировыми звездами в главных ролях?

- Да, такое условие было итальянских продюсеров. Я очень трудно принял Руперта Эверетта в роли Гришки Мелехова, Мюррея Абрахама в роли Пантелея Прокоповича. Но для себя решил: другого Григория у меня не будет, это мой дружбан, собутыльник, я его ординарец, он мой командир. И я не сравнивал его с Петром Глебовым - какой есть, такой есть.

- А каков он был вне съемочной площадки?

- Он сноб. Для него все чужое было. Самое жуткое, что месяцев за 4 - 5 до окончания съемок он рассорился с Бондарчуком. Они даже не разговаривали. Началось с пустяка. Сергей Федорович назначил репетицию - я, Дельфин Форест-Аксинья и Руперт. Начали репетировать, а они текста не знают.

- Все съемки ведь шли на английском языке?

- Да, я из-за этого стал весь седой на этой картине. У меня было две кассеты - на одной текст наговорен медленно, как для идиота, а на второй в нормальном ритме. Параллельно русский текст, я еще и английский русскими буквами записывал. На съемках могло доходить до 20 дублей. Не все актеры с языком справились, кого-то даже с роли из-за этого снимали. Иван Герасимович Лапиков ругался: «Сергей, я на тарабарщине говорить не буду!» Сам Бондарчук генерала играл под фонограмму.

Я, кстати, весь этот год из седла не вылезал. Конь у меня был чудо, умничка. До смешного доходило. Подходит второй режиссер: «Саша, тебя Сергей Федорович зовет». А Бондарчук от меня в трех метрах стоит. Я, вместо того чтобы подойти, автоматически сажусь верхом и еду…

- А гонорар вы тогда хороший получили?

-- Не то слово. Но он так быстро ушел - было много семейных проблем. Хотя по тем временам это были сумасшедшие деньги.

-- Для вас было шоком, что картина не вышла тогда? (Итальянские продюсеры обанкротились и картину арестовал банк. - Ред.)

- Конечно. От такой картины ожидаешь, что она станет новой ступенькой. А ее нет, нет, нет, только пустота. А год назад звонок: «Беспокоит группа «Тихий Дон». Как с того света, ведь 16 лет прошло. Приглашают на озвучание на русский язык. Мне не по себе стало. Приехал в Москву. Смотрю на себя на экране и не узнаю, на английском шпарю как на родном.

Никогда не просился ни на одну картину

- Никогда не жалели, что все-таки не остались в Москве?

- Нет. При всех превратностях у меня слишком хорошая семья была. Жена, светлая ей память, как она меня терпела, с моими разъездами, выходками? А потом уже и поздно было… Как говорится, мало найти свое место в жизни, надо дождаться, когда оно освободится. Я никогда в жизни не просился ни на одну картину. Для себя установку дал: с голоду помирать буду, но не попрошусь.

- Сейчас в Беларуси много картин снимается. У вас есть работа?

- Не забывайте, что мне уже не 30. Снимаюсь по чуть-чуть. Вот в прошлом году работал у Хотиненко в «1612». Он удивительный человек, с ним легко. У меня небольшой эпизодик, в котором и играть ничего не пришлось. Посажение на царствие поляка, а я изображал архиерея. Идет сцена, я все из актеров выискивал, кого же на царствие сажаю? Говорю текст: «…послал бог царя сильного и крепкого, владей Россией…» Поворачиваюсь, а трон пустой. Растерялся, а Хотиненко и говорит: а его и не было. Прошло совсем немного времени, и в «Братьях Карамазовых» батюшку сыграл… У сына тоже в картине сыграл старика - директора детского дома.

- Ваши сыновья пошли по вашим стопам. Старший Денис много снимается в российских сериалах. Максим - режиссер.

- Я всегда считал, что у детей должен быть свой выбор. Правда, не считаю, что сериалы это то, на чем возрастает артист. Максим заканчивает свою первую картину на студии «Апрель». Он пахарь сумасшедший. Работает, как будто это не первая, а последняя его картина. Но сейчас из-за кризиса вся работа приостановлена.

ДОСЬЕ «КП»

Александр Беспалый родился в Полоцке в 1948 году. В 1973 окончил ВГИК. С этого же года работает на «Беларусьфильме». Снялся более чем в 110 картинах.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также