Общество18 мая 2010 2:00

Как совместить учебу с работой?

Корреспондент «КП» узнала на себе все плюсы и минусы заочного обучения.

За студенческую парту я села сразу после школьной скамьи. Правда, не 1 сентября, как все новоиспеченные студенты-ровесники, а спустя месяц вместе с первокурсниками заочного отделения. Такую форму обучения я выбрала неслучайно - работая журналистом, я параллельно получала образование по специальности.

«СОСТАВЛЯЙ ГРАФИК РАБОТЫ!»

Два раза в год сессия, самостоятельные занятия и возможность работать… - при поступлении на заочное обучение я нашла не один плюс. Но с приходом сессии обнаружился и минус…

«Как совместить работу с учебой?» - каждый раз озадачиваюсь я за неделю до сессии. В очередной раз, когда экзамены наступили мне на пятки, а на работе случился аврал, я схватилась за голову:

- Сессия у меня длится три недели, а занятия с утра до вечера.

Что же делать? Отпуск за свой счет на время сессии у нас не дают, а своего трудового отпуска мне не хватит…

В смятении я помчалась к начальству. Редактор отнесся к моей проблеме с пониманием и предложил… составить график работы. А на те дни, когда я совсем не буду появляться в офисе, взять отпуск.

«Повезло же!» - обрадовалась я.

Перед составлением графика я ознакомилась с расписанием занятий… и растерялась.

Понедельник - занятия с 8 утра до четырех дня, вторник - лекции до пяти вечера.

По этому расписанию, если не пропускать занятия, работать придется поздним вечером, если уже не ночью…

«Делать нечего, - вздыхаю я и, скрепя сердце, вычеркиваю из своего графика несколько лекций. - Буду к этим предметам готовиться по книжкам».

Вычеркнув в расписании лекции, я составила график работы.

По дороге к редактору мой листок перехватила коллега.

Прочитав, во сколько у меня начинается завтра рабочий день, подружка захихикала:

- Что, ты в пять вечера на работу придешь?

- А в четверг ты аж целых полтора часа будешь на работе, - съязвила другая коллега, заглянув в мой график.

В ответ я лишь тяжело вздохнула: «Девочкам меня не понять, они-то учились на дневном…»

Первые три дня я попыталась следовать своему графику, но на четвертый сдалась. Практические занятия пришлось все же посещать, а экзамены и зачеты затягивались на несколько часов…

Редакторы, которые поначалу оставляли задания на столе, уже перестали заглядывать в мой график. И запись «На работе буду в 12.30» читали, как «Буду после часа».

- А когда сессия заканчивается? - аккуратно спросил меня к концу второй недели главный редактор. Услышав, что через неделю, она улыбнулась.

МНЕНИЯ

ЗА

«Заочное образование востребованно»

Александр Градюшко, доцент Института журналистики БГУ, кандидат филологических наук:

- Я полагаю, чем больше форм выбора образования, тем лучше. Заочная форма обучения имеет большой потенциал. Она востребована теми, кто уже работает и хочет получить высшее образование по специальности. Исходя из зарубежного опыта дневного обучения, человек, который сразу после школы поступает в вуз, по окончании его, устраиваясь на работу, не всегда себя реализовывает в полученной профессии. В нашем же вузе есть студенты, которые уже после второго-третьего курса стремятся перейти на заочное отделение, чтобы получить практический опыт. Думаю, что это не так уж и плохо. Не секрет, что уровень получения знаний на заочном обучении не настолько высокий, как на дневном, но не у всех получается учиться на отлично.

ПРОТИВ

«На дневном у студентов расширяется кругозор»

Галина БОГДАНОВА, доцент кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ.

- Мне посчастливилось учиться как дневном, так и заочном отделении вуза. И разницу между этими двумя формами образования я представляю хорошо.

Очное образование дает широту получения информации и немаловажное общение с преподавателями. При этом не имеет значения - преподаватели эти блестящие, интересные или недостаточно опытные. Но непосредственно общение с людьми старшего поколения необходимо молодым людям. Ведь в процессе лекций, занятий, на которых происходит обмен мнениями, делаются открытия. Заочное же обучение помогает систематизировать приобретенные жизненные знания и информацию, которой ты владеешь. У тех же, кто поступает в вуз со школьной скамьи, еще нет опыта, который можно было бы обобщить. Им надо пообщаться, побыть в стенах университета, которые дадут им возможность приобрести то, что им еще не дала жизнь.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

«Отпустить в отпуск на учебу наниматель может по желанию»

- Для тех работников, которые учатся по направлению, отпуск на учебу гарантирован, - комментирует ведущий специалист по персоналу ЗАО «БелКП-ПРЕСС» Элла Рубанова. - Этим студентам на период сессии предоставляется отпуск на первом и втором курсах до 20 календарных дней, а на остальных курсах - до 30 дней. Для сдачи госэкзаменов отпуск 20 дней, а для подготовки и защиты диплома - 90 дней. Если вы учитесь по направлению родного предприятия, то за время отпусков за вами сохраняется средняя заработная плата. Если же студент работает не по направлению, отпуск без сохранения заработной платы наниматель вам может предоставить, но по желанию. Он МОЖЕТ оплатить и проезд работнику на сессию, для сдачи госэкзаменов или подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

Кстати, наниматель, независимо от того, дает он вам направление на учебу или нет, обязан вас отпустить на вступительные экзамены. Абитуриентам высших учебных заведений предоставляется отпуск без сохранения заработной платы не менее 12 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения учреждения образования и обратно.

Право на сокращенную рабочую неделю на один день или на сокращенный рабочий день с оплатой не менее 50% имеют только те работники-студенты, которые получают первое высшее образование по направлению нанимателя. И это возможно только на период 4 месяцев перед началом выполнения дипломного проекта или сдачи госэкзаменов. В этот же период еженедельно можно брать дни за свой счет.