2018-04-02T13:41:19+03:00

Первыми владельцами авто в Беларуси были Радзивиллы

Но иногда машины приобретали и богатые крестьяне
Поделиться:
Комментарии: comments5
Изменить размер текста:

«Комсомолка» разузнала, какими были автомобилисты и автомобили сто лет назад.

Первый белорусский автовладелец купил сразу две иномарки

Историки считают, что первый автомобиль на белорусских землях появился в 1890-е годы. После конных повозок автомобиль считался роскошью высшего ранга и сразу стал символом принадлежности к высшему свету: позволить себе владеть «самоходной повозкой» могли единицы. Естественно, автомобили тех лет были сплошь иномарками. Считается, что первыми белорусскими автовладельцами были князья Радзивиллы в Несвиже и Пашкевичи в Гомеле: и тот и другой имели сразу по два иностранных автомобиля! Стоили автомобили тех лет в наших краях немало. Историки говорят, что Ford из Америки можно было выписать в Минск примерно за 2 тысячи рублей. Для сравнения: хорошая лошадь стоила около ста рублей. Но, несмотря на дикие цены, покупателей хватало. Автомобили начали покупать помещики, высшие офицеры и инженеры, труд которых в те годы очень хорошо оплачивался. Иногда машины приобретали и богатые крестьяне.

Первое ДТП

Первым минским таксистом исследователи считают Ивана Федорова. В 1906 году он получил разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Первый выход шестиместного «Мерседеса» на улицы Минска состоялся 20 августа. Но «таксовал» мещанин недолго. Как писали тогда в газете, «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы. - Прим. ред.), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Как свидетельствовали очевидцы этого первого минского ДТП, пассажиров выбросило на мостовую, а оторвавшиеся колеса раскатились в разные стороны, при этом один из пассажиров погиб. После этого последовали жесткие санкции со стороны городских властей: было принято решение навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах». Минчанам, не имевшим собственных экипажей, приходилось передвигаться по булыжным мостовым на медлительной конке.

Первые белорусские маршрутки. Слуцк.

Первые белорусские маршрутки. Слуцк.

Мораторий на такси длился шесть долгих лет. Уже в январе 1913 года в Минске было два таксомотора: Ford, принадлежавший минчанину Арановичу, и Mercedes Неусыхина и Циперовича. Кстати, среди тогдашних водителей случайных людей не было. Например, Аранович, прежде чем сесть за руль, прошел курс обучения в 1-й Петербургской автошколе. Известно также, где располагалась первая минская стоянка такси - она находилась у входа в Александровский сквер, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). А спустя пару лет, уже в канун Первой мировой войны, в Минске вовсю служили таксомоторами шесть автомобилей: французский Darracq, американский Oldsmobile, а также Mercedes, Opel и Ford. Мощность этих машин составляла от 20 до 35 лошадиных сил. Вмещали они по четыре - шесть пассажиров. Согласно государственному тарифу 1925 года, такса за поездку равнялась 50 копейкам за версту.

Первые белорусские маршрутки возили пассажиров на крыше

Очень скоро белорусские бизнесмены взялись за организацию системы общественного транспорта. Считается, что наиболее удачной оказалась такая попытка в Слуцком уезде. В 1909 году бобруйский купец Некрич и житель Слуцка Эттингер организовали первую белорусскую транспортную фирму - «Предприятие автомобильного сообщения». Первый маршрут «Слуцк - Старые Дороги» обслуживали три автобуса немецкой фирмы N.A.G. Расстояние в 47 верст (50 километров) можно было преодолеть за рекордное тогда время - 2 часа 15 минут. Правда, уровень комфорта был далек от идеала - ведь автобусы по современным меркам были довольно примитивными. Колеса со спицами изготавливались из дуба и покрывались литой резиновой массой. Несмотря на наличие рессор, автобус во время движения сильно трясло. В передней кабине размещались шоферы, во второй - восемь пассажиров 1-го класса, в третьей - двадцать пассажиров 2-го класса. А третий класс размещался и вовсе на крыше, огороженной поручнями! Интересно, что стоимость проезда в третьем классе (1 рубль) примерно соответствовала размеру дневного жалования высококвалифицированного рабочего. Вот как описывал репортер газеты «Минское слово» свою поездку на такой «маршрутке»: «Автобус Слуцкого направления очень похож на грязного, обремененного заботами слона. Покачиваясь всем корпусом направо и налево, медленно выходит он из сарая, оставляя широкие следы от колес. Мгновенно этот «слон» наполняется народом. Нагружается и сверху, и снизу и, издав хриплый победоносный звук, движется вперед по шоссе».

Первая стоянка минского такси.

Первая стоянка минского такси.

Первые белорусские перегонщики гоняли машины из Германии

Автомобилей становилось все больше, и их ремонт постепенно становился особой отраслью предпринимательства. В Минске на улице Подгорной инженер Свентицкий выстроил отдельное здание, где разместил свой гараж и мастерскую. Это была первая белорусская СТО. Здесь делали ремонт, продавали запчасти, а также принимали заказы на «пригон» автомашин разных фирм. Чаще всего доставлялась автомашины своим ходом. Так, согласно историческим документам, Mercedes, принадлежавший гражданину Неусыхину, прикатил из Берлина. А Ford для сына местного банкира Брауде пригнали из Гамбурга за 63 часа, не считая остановок.

Первый белорусский штраф выписали за «пьянку»

Правила дорожного движения в Минске начали формировать в 1912 году, но продвигался этот процесс небыстро. Одно время водителям многое сходило с рук, например, можно было ездить пьяным. Однако в 1914 году полицейский Татарчук попытался остановить выписывающий на дороге «кренделя» автомобиль с регистрационным номером 8, за рулем которого находился некто Соболевский. Водитель не подчинился требованию полицейского и скрылся, за что впоследствии был приговорен к аресту на семь суток. Это, вероятно, и было первое наказание за езду в нетрезвом виде. Лишь 5 августа 1926 года Минский горсовет утвердил постановление «Об автомобильном и мотоциклетном движении», в котором были прописаны и первые ограничения скорости: в городах скорость автомобилей и мотоциклов не должна превышать 20 км/ч, а грузовиков - 10 км/ч, на загородных дорогах - соответственно 50 и 15 км/ч.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: История Беларуси»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также