2018-04-02T13:41:45+03:00

Режиссер картины «Дикая охота короля Стаха» Валерий РУБИНЧИК: «Когда писал сценарий, дрожал от страха»

Эта картина, пожалуй, самая удачная экранизация прозы Владимира Короткевича [фото + видео]
Поделиться:
Комментарии: comments6
Изменить размер текста:

При всей своей внешней кинематографичности, она редко кому из кинорежиссеров давалась. Но «Дикая охота короля Стаха», снятая в 1979 году, собрала по миру множество наград на всевозможных фестивалях.

Режиссер Валерий Рубинчик.

Режиссер Валерий Рубинчик.

- Снять фильм по повести «Дикая охота короля Стаха» тогда мечтали, наверное, все белорусские режиссеры, - вспоминает Валерий Рубинчик. - Повесть Владимира Семеновича Короткевича «Дикая охота короля Стаха» сверкала в белорусской литературе, как бриллиант. Это было явление, о котором говорили все. Повесть столь необычна, столь удивительна и столь не похожа на все, что было написано в белорусской литературе, что ее читали все. Мысль о том, что нужно немедленно экранизировать, приходила сразу. И тут произошло чудо. Я снял фильм «Венок сонетов», который неожиданно для нас получил Гран-при на Всесоюзном фестивале, потом мы получили премию Ленинского комсомола Беларуси - я, оператор и художник. И после этого успеха мне предложили экранизировать «Дикую охоту».

Первый вариант сценария написал сам Короткевич. Но это был такой своеобразный литературный сценарий, который я адаптировал к кинематографической реальности. Многое из повести туда не вошло, причем это было сделано умышленно. Опущено было много детективных линий. Во главу угла ставилась, естественно, интрига сюжета. Но мы искали и высший смысл. Нам показалось, что мы его нащупали. Ведь было понятно, что такому писателю, как Короткевич, мало детективных перипетий, там спрятана некая тайнопись, иносказание, которое нужно разгадать. Единственное, что я умышленно изменил, - перенес события, описанные в повести, лет на 20 вперед. Фильм заканчивается в первый день ХХ века. Мне казалось, что так будет острее для восприятия зрителем.

Хорошего человека ни уж, ни даже змейка не ужалят. На съемках документального фильма в Березинском заказнике. Примерно 1971 - 1972 годы.

Хорошего человека ни уж, ни даже змейка не ужалят. На съемках документального фильма в Березинском заказнике. Примерно 1971 - 1972 годы.

- Как Владимир Семенович отнесся к вашему варианту сценария?

- У меня хранится вариант сценария с его пометками и комментариями - очень трогательными и некатегоричными. Это замечания по быту, по этнографии, потому что Короткевич был великий знаток истории, выдающийся интеллектуал. Там были любопытные замечания: «Вот эти господа пешком не пойдут, обязательно поедут на извозчике». Но он понимал, что превращение повести в фильм - очень сложная операция.

Но когда Короткевич увидел первую монтажную версию картины, когда зажегся свет в зале, он сказал: «Хлопцы, хто пойдзе за каньяком?» Хотя сам в это время не пил.

ЗАМОК В КИНО СОСТАВИЛИ ИЗ ТРЕХ ЗАМКОВ

- Приезжал ли Владимир Семенович на съемки?

- Нет. Мы снимали то в Западной Украине во Львовской области, то под Минском на военном полигоне в Уручье. А Владимир Семенович уже болел, и мы ему не докучали. Но когда он увидел картину, мне показалось, он был удивлен нашему старанию, нашему прилежанию, нашим усилиям творческим, организационным.

- Замок в Западной Украине? Почему не в Беларуси?

- Вообще, замок в картине состоит из трех замков - в кино все возможно. Задняя стена - это один замок, передний въезд - другой, ворота - третий. Но когда это все в одном массиве изобразительном, то кажется, что это один замок.

Удивительно, что самые страшные сцены с болотами, с Дикой охотой снимались на военных полигонах в Уручье, под Москвой в Алабино, где раньше существовал специальный кинематографический конный полк. На танковом полигоне под Минском у нас есть свои заветные местечки. Мы снимали нестандартно через специальную оптику, когда кони выглядят чудовищами. Это простые ухищрения оптического свойства.

- Если бы сегодня снималась картина, при нынешних технических возможностях, она была бы эффектнее?

- Вы имеете в виду компьютерную графику? Нет. Особенность «Дикой охоты» заключается в том, что при всей невероятности того, что в ней происходит, все реально. Поэтому, когда я смотрю какие-то сказочные американские картины, где летают корабли и прочее, мне не интересно, потому что это не имеет отношения к жизни. А мы должны были выдержать баланс между правдой, которая могла существовать в жизни, и, не хочу даже употреблять этого слова, мистикой. Никакой мистики. Потому что мистика - это выдумки. А у нас была правда. Так возникла тема убийства Дикой охотой лучших людей.

И татарин я, и ксендз! Короткевич с удовольствием снялся в двух эпизодических ролях в фильме «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi». В сцене с Донатасом Банионисом он на заднем плане. 1968 год.

И татарин я, и ксендз! Короткевич с удовольствием снялся в двух эпизодических ролях в фильме «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi». В сцене с Донатасом Банионисом он на заднем плане. 1968 год.

- Но сейчас вашу картину относят к классике хоррора.

- Я сценарий писал на чужой даче под Минском. Надо было быстро заканчивать, кругом лес, ночь… В общем, я сидел на веранде и дрожал от страха.

ГЛАВНУЮ ГЕРОИНЮ ДОЛЖНА БЫЛА ИГРАТЬ КОРЕНЕВА

- А почему все исполнители главных ролей не белорусские актеры?

- Это случайно. Главную роль должна была играть, я вам признаюсь, Елена Коренева. Но она начала репетировать в театре у великого Эфроса и не могла выехать с нами во Львов. Я пригласил болгарскую актрису, которую увидел на фестивале, куда приехал с «Венком сонетов». В центре всего четыре персонажа. Бориса Плотникова я пригласил после выдающегося фильма «Восхождения» Ларисы Шепитько. Он, правда, стал лысеть к этому времени, и мы ему сделали маленькую накладочку по просьбе руководства киностудии.

И татарин я, и ксендз! Короткевич с удовольствием снялся в двух эпизодических ролях в фильме «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi». В сцене с Донатасом Банионисом он на заднем плане. 1968 год.

И татарин я, и ксендз! Короткевич с удовольствием снялся в двух эпизодических ролях в фильме «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi». В сцене с Донатасом Банионисом он на заднем плане. 1968 год.

- Картину отметили на многих международных фестивалях.

- Мы были потрясены, что фильм пошел по миру, получил призы в Монреале, Париже, Бельгии, Брюсселе, Триесте.

- А вы ездили за призами?

- Нет. Я вообще о них узнавал из газет. Помню, открываю газету «Правда» и читаю: «Белорусский фильм «Дикая охота короля Стаха» получил гран-при в Брюсселе». Однажды меня командировали с фильмом в Румынию, а потом я побывал с ним даже в Канаде.

- А Короткевич тем более нигде не был с фильмом?

- Он вообще был занят другими вещами. Он занимался литературой. Однажды мы с ним и композитором Глебовым были приглашены в военное училище под Минском. Смотрели картину, обсуждали ее, потом мы пошли в сауну. Казалось, что впереди еще огромная жизнь, что мы еще сто раз увидимся… Оказалось, что жизнь не такая длинная. Помню еще момент: иду по городу, возле театра имени Я.Купалы сидит Короткевич в своей беретке, плаще. Он, в общем-то, как всякий интеллектуал, был одиноким человеком. «Здрасьте - здрасьте. Пойдемте ко мне, посидим, выпьем» Я чего-то тогда засмущался, отговорился, что должен ехать на студию. «Вот жалко!» И тоже казалось, что после такой встречи на ходу будет еще множество возможностей встретиться, поговорить.

Чтобы застолбиться в истории, надо побывать в Столбцах. 1967 год.

Чтобы застолбиться в истории, надо побывать в Столбцах. 1967 год.

Однажды он написал на меня эпиграмму и гордился тем, что она мгновенно переводится на русский язык.

Рубінчык гэта галава

Дазвольце мне сказаць аб гэтым

Ен схараніў у “магіле льва”

І сатварыў “венок санетаў”.

Он очень точно охарактеризовал то, чего я сотворил и что я схоронил.

Потом он мне передал сценарий по такому замечательному белорусскому писателю Ядвигину Ш. Сценарий был замечательный. Я тогда почитал его и подумал: да, можно как-то сделать… А вскоре Владимира Семеновича не стало.

В парке с легендарной Павлинкой, в которую был безответно влюблен Янка Купала! Павлина Меделка специально пришла на свидание к автору нашумев- шего романа «Каласы пад сярпом тваiм». Предположительно, 1966 год.

В парке с легендарной Павлинкой, в которую был безответно влюблен Янка Купала! Павлина Меделка специально пришла на свидание к автору нашумев- шего романа «Каласы пад сярпом тваiм». Предположительно, 1966 год.

- Удачных экранизаций по Короткевичу очень мало.

- Короткевич - сложный автор. На обсуждении после премьеры в Доме актера в Минске кто-то спросил Владимира Семеновича: «В ваших произведениях люди куда-то бегут, сражаются на дуэлях, фехтуют, скачут на лошадях. Вы что, так представляете себе жизнь?» Короткевич на меня посмотрел и говорит: «Нет. Я трохі прыдурваюся”. Тем самым он очень точно выразил двойное дно своих произведений. Он настоящий глубокий писатель. А все эти приключения, загадки, мистика нужны были для того, чтобы быть признанным, услышанным, прочитанным. Короткевич понимал, что иначе его философские эссе останутся в столе.

А жеребята, как и люди, любят черные сухарики! Возле деревни Друя в 1973 году.

А жеребята, как и люди, любят черные сухарики! Возле деревни Друя в 1973 году.

ИЗ АРХИВА

Короткевич любил угощать друзей черными сухариками с солью... ...И дарить дружеские шаржи

Будь судьба к Владимиру Семеновичу ласковей, наш любимый писатель вполне мог бы отмечать свой 80-летний юбилей в кругу друзей и сам ответить на многие вопросы, которые до сих пор остаются тайной для исследователей.

Вместе с сотрудницей Белорусского государственного архива литературы и искусства Татьяной Кекелевой мы сидим под старинными сводами хранилища, доставая из больших конвертов стопки черно-белых фотографий.

- Большинство снимков в наш архив передал сам писатель. Некоторые из них стали хрестоматийными, попали в книги, но многие нигде не публиковались, - рассказывает Татьяна Викторовна.

Кекелева показывает одну из фотокарточек. Владимир Семенович на перроне железнодорожного вокзала в Столбцах под часами. Стрелки показывают семь часов - то ли вечера, то ли утра. На обратной стороне надпись: «Ужо застаубiуся у гiсторыi». И дата: «Май 1965 года».

- Но это не почерк Короткевича, - огорошивает меня собеседница. - Вот только кто позволил себе такую шутку?

Действительно, кто? Попутчик-фотограф, будущая жена, друг?

Звоню Анне Хоровец, которой довелось в 1963 году вести переговоры с классиком. Короткевичу шел тогда тридцать третий год, ей было на 10 меньше.

Анна Дмитриевна охотно вспоминает:

- Наш архив тогда только зарождался. Мы, три сотрудника, получили приказ - собрать творческое наследие наших мэтров: их фотографии, рисунки, переписку. Послали пригласительные письма. Владимир Семенович на приглашение откликнулся, написал заявление. Но прошел еще почти год, прежде чем мы получили первую партию его рукописей. Однажды сидим в Союзе писателей на каком-то вечере - уже и не припомню точно, чему он посвящался. И вдруг чудо: сам Короткевич подходит к нам и говорит: «Дзяучаткi, хачу вас пачаставаць». И достает из портфеля, потертого, старого, похожего на портфель Жванецкого, горсть черных сухариков с солью. До чего ж вкусные это были сухари, которые он сам делал!».

Очаровательная фигура неизвестной красавицы. Короткевич не подписал свой рисунок, оставив исследователям очередную загадку.

Очаровательная фигура неизвестной красавицы. Короткевич не подписал свой рисунок, оставив исследователям очередную загадку.

Черные сухари из рук классика - это почти как пропуск к нему в дом. Хоть и не пуд, но грамм соли съели вместе. Сотрудничество наладилось. «Аддаю 10, а мо, нават, i болей фотаздымкау», - написал писатель на втором заявлении. И подарил архиву помимо рукописей аж 44 фотографии. В том числе и довольно забавных: выталкивает из воды автобус, пробуется на роль татарина и ксендза в фильме «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi».

…Владимир Короткевич умер 25 июля 1984 года. Писатель отправился в путешествие на плоту по Припяти вместе с художником Петром Драчевым и фотографом Валентином Ждановичем. Во время путешествия ему стало плохо - открылась язва. Писателя привезли в Минск, где он скончался.

Владимир Короткевич имел дома личного медведя?.ВИДЕО: Людмила СЕЛИЦКАЯ, Валентина ДЕРЖАНОВИЧ

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также