2018-04-02T13:45:48+03:00
КП Беларусь

Валентин Елизарьев: «Театр в Японии живет уже в XXII веке»

Знаменитый белорусский балетмейстер поставил в самом крупном театре Токио балет «Дон Кихот» [фото + видео]
Поделиться:
Изменить размер текста:

В Японии Валентин Елизарьев пробыл меньше месяца - трехактный балет был поставлен им за 25 дней в знаменитом театре Буйка Кайкан. Но приглашение ставить «Дон Кихота» от японцев получил… год назад.

- Президент Ассоциации балета Японии Кенджи Усуи на оргкомитете, где рассматривался вопрос постановки «Дон Кихота», сказал: «Мне много лет, я видел десятки «Дон Кихотов». Версия Елизарьева самая лучшая», - говорит Валентин Николаевич. - Таким образом я получил приглашение. С Кеджи Усуи мы знакомы много лет, встречались в жюри многих международных конкурсов. Нашего «Дон Кихота» он видел в Минске. У него потрясающая биография. Сейчас ему 88 лет, а мальчишкой он четыре года сидел в Сибири, хотя всегда подчеркивает, что против России не воевал. Его, сына самурая, послали против китайцев, а Маньчжурию уже русские захватили. Его прямо из поезда - в Сибирь на лесоповал. Говорит, что все, кто там побывал, ненавидят Россию, но не он. Кеджи был хорошо образован, знал несколько языков, его быстро вычислил начальник лагеря, который сделал его воспитателем своих сыновей. Так он выжил и русский язык выучил. Эти его рассказы потрясающие!

Валентин Елизарьев на репетиции.

Валентин Елизарьев на репетиции.

«Дон Кихот» никогда не уходил с мировой сцены

- Это мой не первый спектакль в Японии, я уже ставил семь лет назад другой труппе. К тому же в Японии я бываю практически каждый год на конкурсе в Нагое. Мое имя там хорошо известно.

- Ставить вас пригласили классический балет.

- Японцы обожают классику и в театре, и в живописи. А «Дон Кихот», созданный еще в XIXвеке, уже больше ста лет живет счастливой жизнью. Он никогда не уходил со сцены. Но всегда в основе была хореография Петипа.

Валентин Елизарьев на репетиции.

Валентин Елизарьев на репетиции.

- Вы поставили балет в своей редакции, но сохранив то, что придумал Петипа?

- Петипа создал четырехактный спектакль. Чтобы он жил, его все время приспосабливали, что-то отсекая, что-то прибавляя. В Москве, в Ленинграде, в Киеве, у нас в Минске, он идет в совершенно разных редакциях. Для Токио я сделал трехактный спектакль, сохранив все хореографические жемчужины: сохранил полностью первый акт Петипа и детально разработал все партии, которые замылись, перестали быть выпуклыми со временем, из Гамаша сделал комедийного персонажа. Во втором акте заново поставил всю цыганскую сцену, потому что от нее сохранился только один танец. Заново поставил картину «Таверна», где тоже сохранился один танец, сохранил полностью «Сон» - это чистый Петипа. И заново поставил весь третий акт в манере классиков, сохранив Петипа Гран-па. Была задача вписаться в манеру, стиль, эпоху…

- А вы записываете свои постановки? Ведь существует специальный хореографический язык.

- С появлением видео надобность в этом отпала. А вот вопросы с авторскими правами остались. Чтобы защитить свое авторство, нужно балет снять с шести точек по кругу. В Японии мое авторство закреплено.

Валентин Елизарьев на репетиции.

Валентин Елизарьев на репетиции.

Репетировали по 7 часов в день

- Я работал с ассистентами. Из Минска повез Таню Шеметовец (прима белорусского балета, заслуженная артистка Беларуси. - Прим. ред.) для постановки характерных танцев. В Японии они просто не изучаются, хотя там 2000 тысячи балетных школ. А всю предварительную черновую работу в Токио сделали Саша Бубер и Мики Ватанабе (историю любви японской балерины и белорусского танцовщика «Комсомолка» описала несколько лет назад - смотри сайт kp.by "Японская балерина нашла любовь в Беларуси").

- Они ведь из Минска уехали года четыре назад…

- Но мы ни разу не терялись за это время. В Минск они каждый год приезжают. У Саши и Мики уже двое сыновей, старшему 3 года, младшему - годик. Такие хорошие детки. Я был у них в гостях, поиграл с малышами. Они купили жилье, построили в подвале студию, будут давать там частные уроки. Саша прекрасно говорит по-японски и был мне бесценным помощником. То, что они будут моими ассистентами, я оговорил при заключении контракта.

Валентин Елизарьев с ассистентами: Александром Бубером, Мики Ватанабе и Татьяной Шеметовец.

Валентин Елизарьев с ассистентами: Александром Бубером, Мики Ватанабе и Татьяной Шеметовец.

- Японцев называют трудоголиками.

- Они невероятные трудоголики. По контракту я должен был подготовить постановку в трех составах. А это тройной объем работы. Репетиции шли каждый день по 5 - 7 часов. А многие солисты еще после таких выматывающих репетиций просили поработать дополнительно. Они невероятно нацелены на результат. Там и конкуренция очень жесткая. Впрочем, у нас тоже такое есть. Но условия работы были потрясающие. Каждая наша минута была рассчитана. Нас с Таней каждый день из гостиницы и в гостиницу возили на роскошных автомобилях. Таня шутила: никогда такого не было, чтобы увозили на черном мерседесе, а привозили на белом. В результате я получил приглашение на еще одну постановку. Обязательно снова возьму Сашу и Микки ассистентами. Они очень хорошо работали.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

- Как вы выбирали исполнителей?

- Поскольку это коммерческий проект, кастинг проводили вместе с Ассоциацией балета. Премьеру танцевала мировая мегазвезда Хана Сакай, она танцует и в США, и в Лондоне. Она работала потрясающе, никакой звездности.

- 25 дней на постановку - достаточно сжатые сроки.

- Сама работа над спектаклем заслуживает отдельного рассказа. Первый раз в жизни я выпускал спектакль с одной технической репетицией. У меня такого не было ни в Беларуси, ни за рубежом. На всех моих репетициях обязательно были завпост (заведующий постановочной частью. - Ред.), его заместители, осветители, главный художник по свету. На всех репетициях! Завпост следил за работой с клавиром в руках, это значит, что он читает ноты. Представляете, какое у него образование? У него все было расписано, что, где, в какой момент должно происходить. Когда они мне показали техническую репетицию, у меня не было ни одного замечания. А ведь там и мельница крутится, и что-то катится, скользит. У нас на такое ушла бы неделя. Это профессионализм высочайшего уровня. А какая там световая аппаратура! А сцена! Как все механизировано! В театре они в XХIIвеке.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

- Как принимала публика? Мы ведь считаем, что японцы очень сдержанные люди.

- Шикарный прием. На премьере зал, вмещающий две с половиной тысячи человек, был набит битком. Были и овации, и визги, крики «браво». Абсолютно европейский прием.

После трех прокатов спектакль… закрыли на год

- А что значит коммерческая постановка?

- Спектакль шел три вечера подряд. Через полчаса после его окончания в продажу поступили диски с записями всех трех составов. Они будут продаваться год, на это время спектакль закрывается. Ровно через год его могут возобновить с тремя новыми составами исполнителей, если он будет иметь шумный успех.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

- Его не будут показывать целый год?

- Нет. Это коммерция. Спектакль переходит в диски. И диски стоят очень дорого, но их купят, потому что посмотреть балет иначе невозможно. Это продумано с очень деловой головой.

- И через год вы будете ставить его с другими составами?

- Да. Но, наверное, я буду делать и другой спектакль. А в мае я выпускаю новую версию «Сотворения мира» в Киевском театре оперы и балета.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

Сцены из спектакля.

«Дон Кихот» в Токио. Постановка Валентина Елизарьева.В главных ролях: Hana Sakai и Nobuo Fujino. Постановка Валентина Елизарьева.

«Дон Кихот» в Токио. Постановка Валентина Елизарьева. Сцена из первого акта.В главных ролях: Hana Sakai и Nobuo Fujino. Постановка Валентина Елизарьева.

«Дон Кихот» в Токио. Постановка Валентина Елизарьева. Финал.В главных ролях: Hana Sakai и Nobuo Fujino. Постановка Валентина Елизарьева.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также