2018-02-21T23:43:13+03:00
КП Беларусь

Можно ли поступить в университет без репетитора

Почему одни дети легко сдают тесты на 100 баллов, а другие не знают, как пишутся элементарные слова
Поделиться:
Изменить размер текста:

Во вторник абитуриенты проходят первый тест на централизованном тестировании. Накануне мы собрали в редакции «Комсомолки» преподавателей, которые полгода консультировали на нашем сайте поступающих (Читайте: Поступаем с «Комсомолкой»). Евгений Ливянт решал задачи (в том числе и для начальной школы), Елена Гринкевич помогала разобраться с законами русского языка, Анна Малинина раскрывала секреты английской грамматики. С декабря они успели ответить на две сотни вопросов. И у нас в редакции встретились друг с другом впервые, чтобы подвести итоги акции и поговорить о том, какими знаниями обладают нынешние выпускники школ.

«Не знаешь, как писать – «собака» или «сабака», пиши «пес»

- Приходится часто слышать от родителей, мол, мы учились лучше, знали больше.

Евгений Ливянт:

- Когда сейчас меня спрашивают, неужели наши дети тупее нас, я категорически против такого «наезда». Потому что когда у меня возникали вопросы, отец говорил: иди, спроси у учителя или почитай учебник. И был прав. Но разобраться в нынешних учебниках порой не под силу даже учителю. Уровень учителей стремительно падает. Программы абсолютно бессистемные, хаотичные. Поэтому ребенку и тяжело в этом разобраться. Есть, конечно, и некая инфантильность. Но если он один раз прочитал учебник - не понял, второй - не понял, пошел к учителю - результат тот же. И ученик забрасывает учебу. Ваша акция - благородное дело, потому что в газету пишут от безысходности. Кстати, очень часто задачи по математике и физике, которые присылают ваши читатели, мне сначала приходится переписывать, чтобы исправить все ошибки.

- А ведь русский или белорусский язык при поступлении нужно сдавать всем.

Елена Гринкевич:

- С русским языком та же самая картина. Я довольно долго работала в школе, в частных гимназиях, в приемных комиссиях вузов. Когда начались эксперименты со средним образованием – перешла на работу в университет. Я учу иностранцев русскому языку и вижу, как за год можно сделать из нулевки человека, который говорит и понимает. Такой путь приходится проходить и с теми белорусскими ребятами, которые собираются поступать в вузы. Как результат упорной работы – самые высокие баллы на ЦТ.

Анна Малинина, Елена Гринкевич и Евгений Ливянт полгода консультировали на нашем сайте поступающих. Фото: Николай СУХОВЕЙ

Анна Малинина, Елена Гринкевич и Евгений Ливянт полгода консультировали на нашем сайте поступающих.Фото: Николай СУХОВЕЙ

- Они тоже нулевки? Почему?

- Причин много. Когда я работала в школе, в моем классе было 34 человека и приходилось подставлять стулья для всех желающих попасть на урок, для каждого я готовила индивидуальный текст, где надо вставить буквы, расставить знаки препинания. А ушла из школы тогда, когда поняла, что учитель там не нужен. А нужна нянька, которая будет смотреть, в какой форме дети ходят, питаются ли они все в столовой, машут ли флажком на спортивных соревнованиях и хорошо ли делают «волну». А за волну или поход в планетарий ставить оценку по русскому языку я не могу.

Для многих учеников сегодня учеба на 16-м месте, они пытаются приспособиться, чтобы иметь нормальный аттестат: приносят презентации или рефераты -- и получают оценки, подготовка к школьным экзаменам сводится к покупке шпаргалок и т.д.

Вот и получается, что ребята не знают элементарных слов! Палисадник проверяют словом «поле», долина - словом «далеко». Слова, которые постоянно встречаются в тестах - пьеса, масон, раса - пишут с двумя «с». Это значит, что по моему предмету в школе не ведется нормальная словарная работа. А когда на сайт газеты присылают вопрос, как пишется - «собака» или «сабака»?!

Евгений Ливянт:

- Я в таких случаях говорю: не знаешь, как написать «собака», пиши «пес».

В школе отбывают наказание

Елена Гринкевич:

- В русском языке необходима память руки - нужно писать, писать и писать. Сочинения, диктанты, изложения.

Анна Малинина:

- Есть такое выражение: «Кто пишет, тот читает дважды». В английском языке зазубрить по бумажке гораздо труднее, чем по написанному собственной рукой.

- Наших школьников через два года ждет выпускной экзамен по иностранному языку. Потянут?

- Мой преподаватель давно говорил, что по нашим учебникам можно снимать фильмы ужасов. А по законам физики ток течет по пути наименьше сопротивления. И ребята приспосабливаются, считая, что хоть куда-нибудь они поступят. Тут, конечно, свою роль сыграла отмена минимума на тестировании. Когда минимум был в 20 баллов, это заставляло учеников как-то двигаться.

Е.Л.: Причем разговоры шли о том, что 20 баллов - это очень мало. Что нужно 40 - 50 баллов ставить нижней чертой. А ее вообще отменили.

А.М.: И многие перестали вообще что-то делать. А потом, в вузе с такими студентами просто невозможно работать. Общий уровень чрезвычайно низкий - не знают, к примеру, что такое гильотина. Это значит, что не читают даже художественную литературу. Одна девочка с неплохим аттестатом думала, что Солнце вокруг Земли вращается. В английском языке не знают, что такое транскрипция, читать по-английски не умеют.

- Получается, в школе они просидели 10 лет впустую?

- Скорее, отбывали наказание.

Е.Л: Мама сохранила мой дневник и тетрадки за первый класс. Теперь откройте на любой странице дневник, а я вам скажу расписание. Первый урок - математика. Второй - письмо, третий - чтение. Четвертый - может быть рисование, труд или физкультура. И так шесть дней в неделю по 45 минут в первом классе мне ставили руку, чтобы выработалась та самая память руки. Вот смотрите: январь, второе полугодие, у меня стоит оценка за сочинение. Нас учили связно и грамотно выражать свои мысли. Сейчас сочинения вообще не пишут. У меня был фантастический учитель русского языка и литературы Владимир Михайлович Хасман, у которого мы писали сочинения на каждом уроке по пять минут. Я до сих пор помню одну тему такого сочинения - «Что я чувствовал, когда не сходил к больному товарищу». Поэтому то, что мы слышим, что наша школа - наследница советской школы, абсолютный миф. Советские учебники писались институтами во главе с академиками в рабочее время, рецензировались другими институтами, проверялись годами. Поэтому понятие ошибка в учебнике вообще отсутствовало. Сейчас учебники пишутся отдельными людьми во внерабочее время. И получается правило в учебнике по русскому языку для второго класса, которое я понял не сразу, зато оно вызвало какие-то эротические ассоциации: если буква стоит в слабой позиции, ее нужно поставить в сильную. Потом, конечно, догадался, что речь идет об ударении.

Е.Г.: Я с вами согласна. Наши учебники пекутся, как горячие пирожки.

«В первом классе репетитор еще не нужен, берем со второго»

- Что вас больше всего поразило в нашем проекте?

А.М.: То, что спрашивают элементарные вещи, вместо того, чтобы заглянуть в словарь. Были, конечно, вопросы, ответы на которые мне самой было интересно поискать, вроде того, как перевести «бред сивой кобылы».

Е.Л.: Больше всего меня умиляли вопросы маленьких детей, которые не могли решить домашнее задание. При этом такой ребенок смог зайти на сайт, оставить свой вопрос. Недавно у меня в гостях одна дама спросила учительницу начальных классов, брать ли первокласснику репетитора. Я сначала принял этот вопрос за шутку. Но вопрос ими обсуждался серьезно и достаточно долго. Решили, что в первом классе рано, а со второго вполне можно брать и репетитора. Я был в шоке.

А.М.: А ведь достаточно учителю даже не научить предмету, а привить любовь к нему. Расскажите по книгу, битву или закон физики так, чтобы ребенок сам загорелся. Тогда он все найдет, прочитает, поймет, и значит, выучит.

Е.Г: Я очень хотела, чтобы мой старший сын прочел «Мастера и Маргариту». Однажды вечером я усадила своих домашних и стала читать роман в слух. Когда дошла до того места, где отрезанная голова Берлиоза покатилась под трамвай, сын взял книгу и всю ночь ее читал. А наутро он поднял весь класс, и все его одноклассники ее прочли. Личность учителя настолько важна, что плохой учитель может погубить самого талантливого, яркого ученика.

Е.Л.: Скоро из школы уйдут те, кто работает с советских времен, и все. В педвузы идут те, кого больше никуда не возьмут. Не может человек, который учится на 2-3 балла, стать хорошим учителем.

«Вижу цель -верю в себя- не замечаю препятствий»

- Как-то все печально получается – дети ничего не знают, школа ничему не учит…

А.М.: И на этом фоне есть очень мотивированные ребята. Срабатывает только один путь: вижу цель – верю в себя – не замечаю препятствий. Такие ребята пашут, у них откуда-то берется время, силы. В прошлом году двое моих учеников поступили в МГИМО на бюджет. Причем, больше всего удивились сами ребята. Но они пахали так, что я удивлялась, откуда у них силы берутся? Обычные дети. А родителям остается только поддерживать, хвалить и вселять веру в себя.

Е.Л.: Несмотря на то, что я над своими учениками иногда подшучиваю, я в их возрасте так не пахал. Когда я слышу разговоры о том, что нынешняя молодежь такая-сякая, всегда говорю: придите ко мне на занятия, вы увидите огромное количество прекрасной молодежи с шикарными мозгами. Они не виноваты, что учебники плохие и с учителями напряг. При этом они настолько адаптированы к нашей жизни, что за их будущее я спокоен. Они умеют держать удар, заниматься сутками напролет, прекрасно владеют компьютером, знают английский, даже если он им не нужен на ЦТ. А тот уровень математики и физики, который сейчас требуется на экзаменах, гораздо выше, того, который был в наше время. При этом они еще занимаются спортом, музыкой… Им бы хорошее образование, технологический прорыв Беларуси был бы точно обеспечен.

Е.Г.: Был в университете такой случай, когда абитуриенты писали на вступительных экзаменах сочинения. Парень получил двойку, комиссия ему написала даже страницу из сборника готовых сочинений, откуда он списал. Абитуриент подал апелляцию. Ему говорят: «Молодой человек, имейте совесть! Вы списали сочинение от первого до последнего слова!» На что он отвечает: «Я учился в сельской школе. Я готовился сам, взял в библиотеке книгу сочинений и выучил их все наизусть. Можете проверить». Комиссия провела эксперимент и поставила ему 5 баллов (по пятибалльной системе). Это пример того, как человек достигает цели.

А.М.: А родители должны не решать за детей, куда им поступать, а помочь им найти себя. Когда подросток будет идти к своей мечте и заниматься любимым делом, его не остановят ни школьные учебники, ни учителя. И он будет счастлив.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Поступаем с "Комсомолкой"»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также