Происшествия

Очевидец трагедии в Поставском районе: "Вертолет сгорел моментально, за пару минут"

Разбился вертолет с журналистами. Погибло пять человек

Трагедия произошла 20 октября в 15.45 в 800 метрах от деревни Вилейты Витебской области (kp.by писал об этом здесь).

В деревне живет всего одна семья. И лесник Елена Кирплюк своими глазами видела крушение.

- Разбился он метров в 400-500 метрах от нашего дома. Было еще светло. Сейчас машин много тут, разбираются… Ничего не было странного. Кружил возле дома и упал. На земле загорелся. Муж подошел к вертолету, чтобы показать скорой, как по полю проехать.

- Вы живете в приграничной зоне. Часто вертолеты летают?

- Да, бывают летают. Сначала на место приехала скорая, потом пожарные. К нам сюда далеко ехать. И не просто, даже от Постав.

- Я услышал громкий хлопок, потом был взрыв, столб дыма. Вертолет сгорел моментально, за пару минут. Когда подъехала скорая и пожарные, там не было ничего. Место от пожарища. Хвост вертолета торчит, - рассказал Валерий, муж Елены.

За 4 километра до места катастрофы дорогу перекрыли пограничники

За 4 километра до места катастрофы дорогу перекрыли пограничники

Это был плановый полет по охране государственной границы. Журналисты готовили специальный репортаж. Съемочная группа не первый раз вылетала с заданием на вертолете, они постоянно работали с Госпогранкомитетом.

Ребята работали в ЗАО «Видеофильм» и снимали по заказу сюжеты для разных каналов, в том числе и для ТРО "Союз".

- Они исколесили всю Беларусь, ездили и по России. Вечно пропадали в командировках, - говорит Анна, которая хорошо знала погибших ребят. – Только я не могу понять, почему Сергей (водитель – Ред.) сел в этот вертолет. Обычно он всегда дожидался оператора и журналиста в машине. Видимо, просто было много свободного времени, поэтому Сережа решил полетать. Говорят, в эту командировку должен был ехать другой водитель, но что-то изменилось и поехал Сергей. Я просто в шоке от произошедшего…

Список погибших журналистов:

Юлия Шатерник (28 лет)

Виталий Прачковский (37 лет)

Сергей Шамалов (39 лет)

Также в разбившемся вертолете погибли два сотрудника Госпогранкомитета - Игорь Скворцов и Андрей Пекарский.

Одна из погибших журналисток Юля Шатерник.

Одна из погибших журналисток Юля Шатерник.

Сергей Скворцов тоже был в разбившемся вертолете

Сергей Скворцов тоже был в разбившемся вертолете

На месте катастрофы всю ночь работали криминалисты

- Туда привезли генератор, есть свет, работает много экспертов, криминалисты, поехали связисты, - рассказали ночью 20 октября пограничники, перекрывшие дорогу к месту катастрофы. Первый заградительный пост находится за 4 километра до места трагедии. Дальше есть еще один. Возле места падения вертолета выставлено усиленное оцепление.

Весь вечер на поле возле границы работали представители Государственного пограничного комитета. Глава ГПК Игорь Рачковский уехал с места после 11-ти вечера. С представителями следственной группы в военной прокуратуре Постав проводил совещание до 2.20.

Вертолет упал на зеленое поле. Деревья есть, они чуть вдали. При падении машину не разорвало на части. Большая часть корпуса практически полностью выгорела, почти сравнялась с землей. Выделяется только хвост вертолета.

Белорусы называли свой ECUREUIL по-русски - «Белка»

Погибшие пилоты Игорь Скворцов и Андрей Пекарский работали в Поставском авиационном отряде. Кстати, в 2009 году, когда в Беларусь привезли первые французские вертолеты, коллеги с телеканала СТВ сняли фильм о пограничниках. И рассказали в том числе о суевериях - сниматься и фотографироваться до полета нельзя. Летчики поставского отряда делали исключение.

Белорусы называли свои вертолеты ECUREUIL по-русски - «Белка». Именно так это слово переводится с французского. Для того, чтобы научиться управлять «Белкой» Игорь Скворцов переучивался во Франции.

«Накануне гибели Виталий очень просил меня о встречи»

О гибели журналистки Юлии Шатерник, оператора Виталия Прачковского и водителя Сергея Шамалова их друзья узнают из новостей. Говорят, они никогда не рассказывали, что им было страшно летать, относились к вертолетам, как к обычной работе, и целыми днями пропадали в командировках.

- О гибели Виталика, Сергея и Юли я узнала из Интернета. Когда увидела знакомые фамилии среди погибших, впала в настоящий ступор. До сих пор не могу прийти в себя. Я ребят не видела, наверное, около года. С Виталиком иногда, когда выпадала минутка, переписывались в «Одноклассниках». Буквально пару недель назад случайно с ним пересеклись и перекинулись только парой слов, потому что он все время бегом-бегом с камерой наперевес. Договорились, что спишемся или пообщаемся, если время будет… А теперь уже не поговорим никогда, - говорит Юлия, знакомая погибшей съемочной группы. - Ребята были замечательные. Серега, водитель, очень спокойный, надежный, рассудительный. Иногда ловила себя на мысли, что, наверное, его жене повезло с ним. Виталик… Человек с великолепным чувством юмора, эрудированный, джентльмен, каких сейчас, наверное, мало… Они ушли слишком молодыми… Это несправедливо…

- В последний раз мы с ним виделись в воскресенье. Он позвонил накануне и предложил встретиться у его родителей, я бы даже сказала, что крестный настаивал на этой встрече. Все обрывал мне телефон, уточнял время, - плачет Анастасия, крестная дочь Виталия Прачковского. – В гости с нами еще поехала его 15-летняя дочь и жена. Виталий вел себя как обычно: много шутил, был в хорошем настроении. Ничего тогда не предвещало беды, это уже сейчас я вспоминаю, как он настаивал на той встречи… Он так любил свою работу, был отличным оператором, а 9 сентября снимал мою свадьбу.

СПРАВКА «КП»

Четыре вертолета компании «Еврокоптер» были приобретены погранслужбой Беларуси в 2009-2010 годах, в рамках плановой замены находящихся на вооружении Ми-8 советского производства.

Купленные вертолеты (модель AS355NP Ecureuil) оборудованы приборами для выполнения спецзадач, а также спасательных операций и способны осуществлять полеты в ночное время суток.

Базировались воздушные суда в Поставах (Витебская область), где находится отдельный авиационный отряд Госпогранкомитета.

ТТХ

Eurocopter AS355 NP Ecureuil - легкий многофункциональный вертолет, оборудованный двумя двигателями.

Максимальная скорость – 278 км/час

Крейсерская скорость – 241 км/час

Дальность полета – 759 км

Максимальная высота – 6096 метров

Экипаж – 1 человек

Пассажиры – до 6 человек

Полный взлетный вес – 2600 кг.

Полезная нагрузка – 1110 кг.