Общество27 октября 2011 2:00

В 80-е белорусы могли летать в деревню за картошкой на самолетах

Улететь из Минска в Сочи можно было по цене мужских туфель

Накануне Дня работников гражданской авиации, который в Беларуси отмечают 6 ноября, «Комсомолка» вспомнила о тех временах, когда белорусы могли летать и в Браслав на рыбалку, и в Копыль к теще за картошкой…

Улететь из Минска в Сочи можно было по цене мужских туфель

В начале семидесятых годов прошлого века полеты на самолетах стали доступны простым гражданам СССР. Летать на самолете стало привычным не только в отдаленные города, но и в областные центры, находящиеся сравнительно близко. Это сейчас из Минска в Гомель, в Солигорск или Пинск мы ездим на машине, автобусе или маршрутке. А в те годы совершенно обычным явлением было полететь на самолете.

- Билеты стоили сравнительно недорого, - вспоминает мой отец Николай Можейко, немало полетавший по БССР и другим Советским республикам. - Например, билет в Гомель стоил 7 рублей - это стоимость хорошего ужина в ресторане. А улететь из Минска в Адлер можно было за 17 рублей. Для сравнения, это стоимость самых дешевых мужских туфель отечественного производства.

Правда, очереди в кассы тоже были не маленькие. На весь Минск авиакассы были только в одном месте - на улице Карла Маркса.

- Чтобы взять билет, приходилось занимать очередь с раннего утра, - вспоминают люди постарше. - СССР был единой страной, поэтому, чтобы попасть в самолет, не нужно было проходить никаких проверок багажа и паспортного контроля.

Из белорусской столицы в Москву, Ленинград, Киев, Таллинн, Львов летало по несколько самолетов в день. На дальние расстояния, например в Ташкент, обычно летали Ту-154 или Ту-134. Если поближе - рейсы выполняли Як-42 или Ан-24. Рейсы же совсем местного значения обслуживали знаменитые кукурузники - Ан-2. Международных рейсов в БССР практически не было.

Огромное здание аэропорта в Гродно, похожее на птицу, стоит заброшенным уже 20 лет.

Огромное здание аэропорта в Гродно, похожее на птицу, стоит заброшенным уже 20 лет.

Аэровокзал в Гродно задумали в форме летящей птицы

В 80-е годы авиацию развивали не только в столице, но и в белорусских городах поменьше. Гродно не стал исключением: в 1984 году за городом возле деревни Обухово построили новый аэродром.

Каждый, кто хоть раз въезжал в Гродно со стороны Минска, наверняка обращал внимание на высотное одиноко стоящее в поле сооружение, по форме напоминающее птицу, с широко раскинутыми крыльями. Это здание гродненского аэровокзала - один из самых больших долгостроев Беларуси.

А разработку здание нового аэровокзала - современного, просторного, удобного - поручили архитектору Владимиру Евдокимову.

- Наша работа над аэровокзалом началась со знакомства с аналогичными зданиями - в Бресте, Минске, Гомеле, - рассказал «Комсомолке» Владимир Евдокимов. - К каждому такому сооружению нужен в обязательном порядке свой образ. Аэровокзал - это небо, полет, простор. Сразу возник образ птицы, летящей в небе. Именно эта идея и легла в основу эскизов. В большом зале ожидания было решено сделать панорамное остекление - чтобы каждый заходящий в здание человек сразу видел летное поле.

С 1985 года приступили к строительству нового здания. Масштаб огромный: 9 этажей, 15 тысяч квадратных метров. В течение пяти лет основные работы были сделаны. Возведена административная часть, сооружены конструкции залов ожидания, построена бетонная эстакада для подъезда автомобилей и автобусов, проложены километры электрических кабелей и водопроводных труб. На последнем этаже уже смонтировали системы вентиляции и начали вставлять оконные рамы. Но развал Советского Союза погубил планы белорусских авиаторов: в 1990 году стройку заморозили.

Аэровокзал за 35 тысяч белорусских рублей?

Семь лет объект находился в ведомстве авиаторов. За это время пассажиропоток аэропорта резко снизился, регулярные рейсы практически не выполнялись. Немногочисленные пассажиры пользовались техническим зданием аэропорта, в котором соорудили небольшой зал ожидания. Выживал аэропорт исключительно на дозаправке и обслуживании иностранных воздушных судов. В 1997 году гродненские авиаторы окончательно поняли, что самостоятельно достроить аэровокзал не хватит сил, и объект передали городским властям. Время шло, но ясности вокруг здания не было. Наконец в 2007 году Гродненский горисполком решил найти инвесторов для завершения строительства аэровокзала. По оценкам специалистов, на это требовалось около четырех миллиардов рублей (по курсу того времени - 1,8 миллиона долларов). Но инвестор не нашелся. В 2008 году были еще одни торги, но результат был такой же. В 2009 году стоимость аэровокзала и право аренды земельного участка под ним оценили почти в 4,5 миллиарда рублей (1,6 миллиона долларов), но ни одной заявки на участие в аукционе подано не было. Не заинтересовал этот объект и участников международного инвестиционного форума, который прошел осенью прошлого года в Гродно.

- Тогда мы решили снизить стоимость объекта, - рассказал «Комсомолке» начальник отдела коммунального имущества и приватизации Гродненского горисполкома Вадим Таранцей. - И уже в конце прошлого года начальная цена аэровокзала составила 2,8 миллиарда рублей (960 тысяч долларов. - Ред.). Но и за эту цену аэровокзал оказался никому не нужен.

За эти годы несколько раз объектом интересовались иностранные инвесторы. Например, в 2007 году белорусско-австрийская фирма хотела открыть в Обухово комплекс придорожного сервиса с гостиницей и стоянкой. В апреле этого года одна из китайских компаний выразила желание построить в Гродненском аэропорту транспортно-логистический центр, включающий стоянки грузовиков, СТО и гостиничный комплекс. Через месяц литовские бизнесмены предложили использовать аэродром для авиатранспортного обслуживания курортного города Друскининкай, находящегося в 40 километрах от Гродно. Но дальше разговоров дело не пошло.

Последний раз аэровокзал хотели продать в мае этого года. Стартовая цена составляла 3,5 миллиарда рублей (680 тысяч долларов по рыночному курсу). Но аукцион опять не состоялся из-за отсутствия участников.

- Сейчас мы собираемся провести аукцион по так называемому голландскому методу, - рассказал Вадим Таранцей. - Это когда торги проводятся на понижение стоимости. Если и это не даст результата, будем рассматривать вопрос о продаже объекта за одну базовую величину, хотя его фактическая стоимость на сегодняшний день составляет более шести миллиардов рублей.

Куда можно было добраться на самолете из Минска в 1981 году (схема)

Куда можно было добраться на самолете из Минска в 1981 году (схема)

«Аэровокзал - словно больной ребенок»

В то, что из объекта может получиться что-нибудь стоящее, верят не все.

- Дело в том, что с момента его постройки изменились ГОСТы, СНИПы и другие нормы. Например, на теплотехнику и столярные работы, - рассказал «Комсомолке» замдиректора управления капитального строительства Гродненского горисполкома. - Это значит, что достраивать его сейчас будет проблематично - многое придется переделывать. Я считаю, что его уже дешевле разобрать на стройматериалы. Сама работа по демонтажу будет, конечно, недешевой, зато можно будет оттуда взять какие-то стройматериалы.

Свое детище - здание гродненского аэровокзала - архитектор Владимир Евдокимов считает своим любимым объектом. В 1998 году он получил Государственную премию Республики Беларусь за оригинальную архитектуру гражданских и промышленных сооружений.

- Я сейчас как художник, который не дописал картину. Он знает, что должно быть, но все остановилось, - говорит Владимир Никитович. - Теперь аэровокзал для меня - как больной ребенок.

КСТАТИ

В настоящий момент в Беларуси действует 7 гражданских аэропортов. Это Национальный аэропорт Минск, аэропорт Минск-1 и по одному аэропорту в каждом областном центре: Бресте, Витебске, Гродно, Могилеве и Гомеле. По сути, кроме Национального аэропорта регулярные перевозки сейчас выполняет только аэропорт Минск-1. Всего один рейс в день: в Москву и обратно. Остальные аэропорты занимаются только дозаправкой и обслуживанием транзитных самолетов.