2018-02-22T01:20:00+03:00

Какие автомобили хотели собирать в Беларуси?

Такие попытки происходят с завидным постоянством. «Комсомолка» вспомнила все эти случаи и выяснила: далеко не все попытки заканчиваются успехом [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments4
Изменить размер текста:

В конце декабря первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил о том, что в Беларуси начнут сборку китайских автомобилей Lifan. Дескать, переговоры закончены и договор подписан. Учредителями будут БАТЭ (Борисовский завод автотракторного электрооборудования. - Ред.) и БелАЗ. Но позже выяснилось, что Семашко просто оговорился: переговоры на самом деле ведутся с руководством холдинга Geely. Сообщается, что президент этой китайской автомобильной компании Ян Цзянь выразил готовность развивать сотрудничество по запуску новых мощностей на одном из белорусских предприятий. По данным «Комсомолки», собирать могут одну из следующих моделей: представительский седан C-класса Geely FC, седан D-класса Geely Emgrand EC7, паркетник Geely Englon GX7 и 5-дверный хэтчбек B-класса Geely SC5.

Попытки собирать собственные легковушки в Беларуси происходят с завидным постоянством. «Комсомолка» вспомнила все эти случаи и выяснила: далеко не все попытки заканчиваются успехом.

ПОПЫТКА №1. Собрано 2280 автомобилей Ford Escort и Ford Transit

Еще в 1997 году в Обчаке наладили сборку легковых Ford Escort и микроавтобусов Ford Transit. Контрольным пакетом акций предприятия владела компания «Форд Мотор», у белорусского правительства было 26%, еще 23% принадлежали белорусской фирме «Лада ОМС». План производства - 6 тысяч автомобилей в год. С самого начала начались проблемы. За два месяца вышло 40 «эскортов» и 120 «транзитов». Но в продаже они появились нескоро. На машины долго не могли установить цену! Поговаривали, что три акционера не могли поделить пирог. С горем пополам в 1998 году завод выпустил 1840 авто, а в 1999 году собрали всего 440 машин. Платежеспособность граждан подорвал «черный вторник» августа 1998-го в России, и в мае 2000 года производство и вовсе свернули. «Форд мотор» продал контрольный пакет акций английской фирме «J&W Сэндерсон», которая стала выпускать зубные щетки. А собранные после кризиса машины завод передал православной церкви.

ПОПЫТКА №2. Собрано около 1000 иранских Samand и Soren

В 2004 году белорусское правительство создало проект по сборке автомобиля Samand из иранских машинокомплектов. В августе 2006-го первая машина сошла с «отверточного» конвейера. Samand - это перелицованный седан Peugeot-405 с 1,8-литровым 100-сильным мотором. Планы были большие: в 2007 году хотели собрать 6000 машин, а в перспективе - по 50 - 60 тыс. машин в год. Для этого нужно было создать не только сборочное, но и сварочное, и окрасочное производства, а также наладить выпуск отдельных комплектующих. Эксперты кричали во весь голос: проект убыточен, модель второй половины прошлого века брэндом Samand не порадует белорусов ни качеством, ни ценой. Белорусы просто будут отказываться платить $15 000 за не понятно что. Так и вышло: в 2009 году удалось продать всего 281 легковой автомобиль, в 2010-м - 369 экземпляров. Да и продавались они «из-под палки» - по указанию, спущенному сверху, «Саманды» покупали лишь некоторые государственные структуры. В сентябре прошлого года на заводе начали собирать чуть обновленную модель, которую назвали Samand Soren.

Собрано 0 немецких Volkswagen Passat и Touareg. Фото: Дмитрий БРУШКО

Собрано 0 немецких Volkswagen Passat и Touareg.Фото: Дмитрий БРУШКО

ПОПЫТКА №3. Собрано около 1000 польских микроавтобусов Lublin-3

Уже после провала с «Фордом» в 2004 году в Обчаке решили собирать грузовички Lublin-3. Уже тогда затею называли бесперспективной. Так и оказалось: расчеты покорить автофургончиком российский рынок не получилось. В то время стоимость нижегородских «Газелей» снизилась до 3 тысяч долларов, а белорусский микроавтобус стоил почти $10 000. Выдержать такую конкуренцию было невозможно.

Собрано 0 российских «Мишек». Фото: Дмитрий БРУШКО

Собрано 0 российских «Мишек».Фото: Дмитрий БРУШКО

ПОПЫТКА №4. Собрано 3 китайских Chery Riich X1

В прошлом году все на том же заводе в Обчаке в качестве эксперимента собрали из машинокомплектов три кроссовера Chery Riich X1. Эта модель известна на других рынках под названием Chery Beat. Привод у X1 - только на передние колеса, а двигатель объемом 1,3 литра развивает 82 лошадиные силы и комплектуется пятиступенчатой механической коробкой передач. Модель была впервые показана на Шанхайском автосалоне в 2008 году. Пробные экземпляры продали по цене 58 миллионов рублей ($6700) - в два раза дешевле рыночной стоимости. Больше эти машины собирать пока не планируют.

Собрано 0 автомобилей Skoda Fabia и Skoda Oktavia. Фото: Дмитрий БРУШКО

Собрано 0 автомобилей Skoda Fabia и Skoda Oktavia.Фото: Дмитрий БРУШКО

ПОПЫТКА №5. Собрано 0 немецких Volkswagen Passat и Touareg

Летом 2004 года появились слухи, что компания Volkswagen намерена наладить в Беларуси производство своих машин. Речь шла о седане Passat и внедорожнике Touareg. Официальные представители немецкой компании в Беларуси эту информацию не подтверждали, но и не опровергали. Тогда говорилось, что создание сборочного предприятия экономически оправдано при ежегодном объеме продаж свыше 3000 автомобилей. В условиях Беларуси эта цифра в те годы была равна емкости всего рынка новых автомобилей. С тех пор прошло уже 7 лет, а ни один Volkswagen из-под «белорусской отвертки» так и не вышел.

Собрано 3 китайских Chery Riich X1. Фото: Дмитрий БРУШКО

Собрано 3 китайских Chery Riich X1.Фото: Дмитрий БРУШКО

ПОПЫТКА №6. Собрано 0 российских «Мишек»

В 2001 году в Питере решили создать настоящий российский народный автомобиль. «Мишка» должен быть стать похож на «Оку», только пластиковую, и собранную по принципу детского конструктора Lego. Массой всего 700 кг, с запорожско-корейским мотором ЗАЗ-Daewoo, расход «Мишки» должен был составлять всего 4 литра на сотню. Продавать малолитражку предполагалось всего за $2000. А в 2002 году разработчик автомобиля успел продать лицензии на производство московскому ЗИЛу и белорусскому БелАЗ». Планировалось, что первые белорусские «Мишка» будут собраны уже к концу 2002 года, а в 2003 году завод выйдет на промышленные объемы производства - 10 000 автомобилей в год. Сообщалось, что руководство автозавода пытается наладить сотрудничество с концерном Volkswagen в вопросе поставки моторов и запчастей. Но со временем инициаторы проекта быстро остыли, и производство так и не запустилось ни в России, ни в Беларуси.

Собрано около 1000 польских микроавтобусов Lublin-3. Фото: Дмитрий БРУШКО

Собрано около 1000 польских микроавтобусов Lublin-3.Фото: Дмитрий БРУШКО

ПОПЫТКА № 7. Собрано 0 автомобилей Skoda Fabia и Skoda Oktavia

В конце лета 2001 года страна жила надеждой на то, что скоро белорусы будут ездить на своих «Шкодах». Проектом занялось СП «Юнисон», созданное на базе закрывшегося завода «Форд-Юнион». В Обчаке, небольшом поселке под Минском, планировали собирать модели Fabia и Oktavia. Даже цены назвали: 6 - 7 тысяч долларов. Планы были грандиозные. Завод должен был выпускать 6000 чешских авто в год. Из них 2500 должны были покупать сами белорусы. Остальные - в Россию. Но дальше разговоров дело не пошло.

Собрано около 1000 иранских Samand и Soren. Фото: Дмитрий БРУШКО

Собрано около 1000 иранских Samand и Soren.Фото: Дмитрий БРУШКО

Взгляд с шестого этажа

Белорусский авторынок - не российский и не украинский. Это там люди ездят либо на дешевых «Жигулях», либо на дорогих «Мерседесах» и «Лексусах». А белорус привык хоть и к бэушной, но иномарке. Именно поэтому наш брат никогда не сядет в Chery или Samand - лучше предпочтет не новый, но надежный Passat или вместительный Scenic.

Читайте также: Наш ответ Ё-Мобилю!

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Автоклуб KP.BY»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также