2015-02-04T07:40:47+03:00

Игорь Стравинский никогда не был на родине, но цимбалы искал даже в Швейцарии

[аудио]
Поделиться:
Изменить размер текста:

Вместе с газетой вы сможете купить книгу, посвященную жизни и творчеству композитора. В нее был вложен диск с записями его самых известных произведений в исполнении знаменитых мировых музыкантов и оркестров.Первым мы представляем том «Игорь Стравинский». Ведь именно это имя, записанное в историю мировой музыки, связано с Беларусью.

Игорь Стравинский никогда не был даже в Швейцарии.

Игорь Стравинский никогда не был даже в Швейцарии.

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ - БЕЛОРУССКИЙ ШЛЯХТИЧ

Стравинские принадлежали к известному шляхетскому роду герба «Сулима», который известен с 1500 года. Предки композитора упоминаются в переписи войска Великого княжества Литовского 1567 года. А его отец - Федор Стравинский, будущий солист Мариинской оперы, родился в деревне Новый Двор Речицкого уезда, окончил Мозырскую гимназию, где уже тогда начал петь. Хотя не только Википедия, но и престижнейшие в мире зарубежные энциклопедические издания по-прежнему говорит про Федора Стравинского «русский певец польского происхождения».

Правда, больше Стравинских с родиной ничто не связывает. Никаких упоминаний о том, что композитор бывал в наших местах, нет. Зато, уже живя в Америке, Игорь Федорович признавался, что обожает цимбалы. Купил их в… Женеве за полторы тысячи франков, показывал в Париже Дебюсси, который был в восторге.

Но характер Игоря Стравинского уж точно был шляхетский - гордый, независимый от чужого мнения, верящий в свой талант, несмотря ни на какие преграды и трудности. Премьера его балета «Весна священная» в Париже превратилась в скандал, в Америке его чуть не посадили за аранжировку гимна США. А Стравинский говорил: «Они ничего не понимают в искусстве» - и шел своей дорогой, которая подарила ему долгую (композитор умер, не дожив двух с половиной месяцев до 89 лет), но такую непростую жизнь.

ЧЕЛОВЕК МИРА

По собственному признанию Стравинского, он был человеком мира.

- В советские времена это ему ставили в вину, упрекали в космополитизме, - рассказывает музыковед Надежда Бунцевич. - На самом деле такой человек открыт для общения со всем миром, умеет с ним разговаривать. В сегодняшних условиях мы особенно понимаем, как это важно.

В Париже Стравинский дружил с Пабло Пикассо, который его часто рисовал.

В Париже Стравинский дружил с Пабло Пикассо, который его часто рисовал.

Первый успех к Стравинскому пришел в 28 лет, можно сказать, достаточно случайно. Легендарный Сергей Дягилев, задумав свои «Русские сезоны» в Париже, заказал балет «Жар-птица» известному композитору Лядову. Но тот элементарно не выдержал сроки заказа. И Дягилев доверил работу никому не известному композитору. Стравинский даже не имел консерваторского образования, зато уроки ему давал сам Римский-Корсаков, который и отговорил его поступать в консерваторию. Дягилев рискнул и выиграл. Через год появился еще один русский балет - «Петрушка» (на диске коллекции «Великие композиторы» сюиту из балета исполняет симфонический оркестр Московской филармонии под управлением самого маэстро Стравинского). А в 1913 году - самое скандальное сочинение Стравинского балет «Весна священная». Первым, кто был шокирован новым сочинением, стал сам Дягилев. «Когда я сыграл 59 раз один аккорд, Дягилев был удивлен и задал вопрос, который меня обидел: «Долго ли так будет продолжаться?» - вспоминал Игорь Стравинский. - «До конца, мой дорогой». Он замолчал, потому что понял, что я серьезно».

Игорь Стравинский. "Русская" из балета "Петрушка"

00:00
00:00

На премьере возмущенная публика свистела и кричала, по словам самого Стравинского, «с самого начала. Я сказал: «Идите к черту!» Но Дягилев был в восторге.

Триумф «Весны священной» (запись которой есть на диске «КП», см. «БУДЬ В КУРСЕ!») наступил через год, когда была исполнена сюита из балета. «Публика вынесла меня на руках на улицу, и полиции пришлось охранять меня, - воспоминал композитор. - Дягилев был вне себя, ведь успех был не у его постановки, а у меня».

КОМПОЗИТОР ТЫСЯЧИ И ОДНОГО СТИЛЯ

- Это совершенно верное определение, - убеждена искусствовед Надежда Бунцевич. - Стравинский все время разный и все время первый. Он везде был первопроходцем, использовал все возможное в музыке - неофольк, структурализм, джаз, даже рок-н-ролл, минимализм, постмодерн, которых тогда еще не было. Он никогда не повторялся. Ему все время было 20 лет и никогда - 80. Если бы он жил в наши дни, стопроцентно первым бы стал использовать компьютерные технологии и тому подобное.

«Я люблю сочинять музыку больше, чем саму музыку», - признавался Стравинский. Но не только в этом секрет его творческой плодовитости. Две трети жизни Стравинский боролся с финансовыми проблемами.

- Он умел работать качественно, быстро, никогда не подводил партнеров. Поэтому и заказов у него всегда было много. Стравинский был профессионалом высочайшей марки, при этом никогда не писал того, что противоречило его представлениям о музыке.

Уехав из России накануне Первой мировой войны, больше на родину он не вернулся. А перед Второй мировой перебрался в США вместе с новой женой. В Париже он похоронил старшую дочь, жену и мать…

ЛЮБИМЕЦ ЖЕНЩИН РОСТОМ 158 САНТИМЕТРОВ

Удивительно, как этот маленький человек с горбатым носом, в очках и с редеющей шевелюрой добивался успеха у женщин.

Том "Стравинский" в подарок!

Том "Стравинский" в подарок!

Первый раз Стравинский женился на своей двоюродной сестре Екатерине, с которой дружил с десяти лет. Поскольку браки между двоюродными были запрещены, венчались молодые тайно в сельской церкви. У них было четверо детей, но Екатерина едва ли была счастливой женщиной.

Стравинский вывез ее, больную туберкулезом, с детьми в Европу. Но жили они более чем скромно, пока в 1920 году их не пригласила пожить на свою виллу Коко Шанель. Был ли у Великой Мадмуазель роман со Стравинским, точно неизвестно. В 2009 году на Каннском фестивале был показан фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», создатели которого не сомневались в том, что между двумя незаурядными людьми была необыкновенная страсть. Именно в этом году появились знаменитые духи «Шанель №5». Но в своей книге воспоминаний Стравинский уделил Шанель всего одну строчку. Уже через год встретил женщину, которая и стала его второй женой… через 20 лет.

А Шанель еще долгие годы поддерживала финансами гениального композитора и его семью.

С балериной Верой Судейкиной 39-летний Стравинский познакомился в 1921 году и немедленно влюбился. Вера оставила мужа, а Стравинский… познакомил ее со своей женой. Женщины часто общались и даже писали ему письма вместе, подписываясь «Катя и Вера». В общем, практически Бунинский любовный треугольник. Екатерина умерла в 1939 году. В 1940 году, через двадцать лет после знакомства, Вера и Игорь, переехав в Америку, поженились и прожили пятьдесят лет. Вера умерла в 94 года, пережив Стравинского на десять с лишним лет, и похоронена рядом с мужем в Венеции. Это была странная пара - высокая эффектная красавица и маленький, не очень красивый мужчина. Но при этом выглядели они удивительно гармонично. И чем старше становились, тем это было очевиднее.

«В РОССИИ ВСЕ ЕЩЕ НАПУГАНЫ»

На родину Стравинский приезжал всего один раз. В 1962 году 80-летний композитор дал несколько концертов в Москве и Ленинграде, где дирижировал симфоническими оркестрами (одна из этих записей - на нашем диске).

- В самолете нас угощали икрой, водкой и русскими котлетами, которые я очень люблю, - рассказывал Стравинский журналистам после поездки. - Правда, стюардессы были неулыбчивые и нелюбезные. В России после 25 лет сталинизма все еще напуганы.

Но успех у тех гастролей был невероятный, залы были полны, и принимала публика Стравинского с восторгом. А через год композитор прочел в газете слова Дмитрия Шостаковича: «Стравинский уже не может создать что-то серьезное». Стравинский был обескуражен: «Они меня пригласили, были вежливы…»

«НЕ МОЯ ВИНА, ЧТО МНЕ НЕ 38»

Стравинский прожил долгую жизнь. В самом преклонном возрасте он путешествовал с континента на континент, музыку писал до 84 лет. На бестактный вопрос одного французского журналиста: «Есть ли проблемы у композиторов в старости? Не уходит ли вдохновение?» - острый на язык Стравинский ответил: «Я себя стариком не считаю. Не моя вина, что мне 83, а не 38».

В 82 года, как и положено маститому композитору, Стравинский написал «Реквием», который должен был стать торжественным финалом его творчества. Но последним сочинением стал не «Реквием», а лирическая песенка «Совенок и Кошечка», которую 84-летний Стравинский посвятил своей любимой Вере…

На диске - редкая запись: сюита из балета «Петрушка» в исполнении симфонического оркестра Московской филармонии. За дирижерским пультом - маэстро Стравинский. Запись сделана в его единственный приезд в СССР в 1962 году.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Великие композиторы»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также