В списке невыездных оказались правозащитники и журналисты

На этой неделе к нескольким невыездным оппозиционным политикам (см. «КП» за 13 марта и kp.by) добавились правозащитники и журналисты. Например, председателя Белорусской ассоциации журналистов Жанну Литвину в минском аэропорту не пустили на рейс на Варшаву, а правозащитнику Олегу Гулаку самому пришлось проверять, разрешен ли ему выезд.
- Я собирался ехать за границу, но, прежде чем покупать билеты, решил сначала проверить, а не попал ли я в этот список на фоне того, что о нем много разговоров и людей уже начали разворачивать, - рассказал «КП» Олег Гулак, председатель Белорусского хельсинкского комитета. - Пришел в подразделение по гражданству и миграции своего района. Получил справку. Выдали ее быстро. В бумаге указано, что я не могу выезжать из страны. Запрет введен по линии Министерства юстиции в связи с подачей гражданского иска. Мне ни о каких исках ничего не известно. Надо понимать, что если речь идет об ограничении на выезд в связи с подачей гражданского иска, значит, есть постановление какого-то суда, в производстве которого находится гражданское дело. И этот суд своим постановлением применил такую меру. Это все должно быть указано в базе: какой суд, фамилия судьи, в связи с каким делом. В моем случае ничего этого не было. Только общее указание ограничить выезд. Отправили разбираться в Минюст. Но там оказалось, что никакой информации Минюст не передавал в МВД.
В такой же ситуации оказался коллега Олега Гулака, юрист Гарри Погоняйло. Оба юриста оставили жалобы и собираются подавать в суд.
- Запрет на выезд стоит с 5 марта. Прошло почти две недели. За это время не пришло уведомление о том, что ограничен выезд. А в данном случае я должен был получить несколько бумаг. Если мне предъявлен иск, я должен был его получить, получить судебную повестку, само уведомление. Ничего этого не было, - говорит Олег Николаевич.
ОФИЦИАЛЬНО
«Если человека вносят в базу, ему должны об этом сообщить»
База белорусов с ограничением на выезд в МВД очень объемна: в ней почти сто тысяч человек. Это неплательщики алиментов, те, кого собираются судить, люди, которых решили не выпускать военкоматы…
- Если человека вносят в базу, ему должны об этом сообщить. Но люди и сами могут уточнить эту информацию в департаменте по гражданству и миграции, - рассказал «КП» Алексей Бегун, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД РБ.
- Нескольким известным белорусам выезжать нельзя, но им об этом никто не сообщает.
- Возможно, какая-то накладка. Если кто-то что-то не сделал - это вина должностных лиц, их надо ругать, наказывать. Если есть ограничение прав, пускай обращаются в суд. Если есть где-то технический сбой, пожалуйста, разбирайтесь, на каком уровне. У нас бывают технические сбои, есть необоснованные решения, есть несвоевременные снятия.