2015-02-04T07:45:31+03:00
КП Беларусь

Гектор Берлиоз: Мастер или Воланд?

Евгений Сазонов, редактор регионального отдела, рассказывает о своем любимом композиторе [аудио]
Поделиться:
Изменить размер текста:

- Странно, что Булгаков позаимствовал фамилию Берлиоза для такого непривлекательного героя - председателя МАССОЛИТа, окончившего свой творческий и жизненный путь под колесами трамвая. Давно уже доказано, что это не случайное совпадение. Булгаков таким образом прямо намекнул, что его роман «Мастер и Маргарита» теснейшим образом связан с сюжетом «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза. А точнее, ее второй части («Бал») и четвертой («Сон в ночь шабаша»).

Гектор Берлиоз.

Гектор Берлиоз.

Однако всей своей судьбой Гектор Берлиоз походил скорее на Мастера. Ну, или Воланда. Даже музу его звали Гариэтта - а это почти Маргарита. Хотя ответ, вероятно, скрыт в следующем: Берлиоз очень любил пошутить - в том числе по поводу извечной войны света и тьмы. А эти шутки не всегда бывают безопасны для героя - взять хотя бы «Фантастическую симфонию», которая не только программное произведение, но и автобиографичное. Видимо, потому и останется в веках насмешка Булгакова над основоположником «демонизма» в европейской музыке. Но, похоже, это была единственная удачная шутка над самим Берлиозом. Ведь в основном мастером подколов и розыгрышей как в творчестве, так и в жизни являлся он сам. Просто юмор был его единственным оружием против двух демонов, идущих по пятам. Имена их - Долги и Безвестность.

Первую свою злую шутку Берлиоз сыграл с родителями. Мама и папа мечтали видеть сына врачом. И, хотя отец сам научил его играть на «несерьезных» гитаре и флейте, сознательно тормозил отпрыска в его стремлении к фортепиано. Это был уже другой уровень - слишком серьезный. Но усилия родителей оказались тщетны. Молодой медик, оказавшись в Латинском квартале Парижа, мигом забросил анатомические атласы и ланцеты в угоду нотам и клавишам. А потом еще к этому прибавилось перо. С 1823 года Гектор Берлиоз становится музыкальным критиком и публикует статьи сразу в нескольких французских газетах. Точный и едкий слог приближает композитора-самоучку к Бальзаку и Гюго. А затем в качестве журналиста, дирижера и композитора объявляет о создании новой музыки и объявляет войну банальности в искусстве, сражается за высокие романтические идеалы. Но, легко загораясь, Берлиоз столь же быстро остывает и мечется, мечется, мечется. Собственно, таких создателей в середине XIX века было предостаточно, так что особой славы его потуги не принесли. Ему приходилось работать по 15 часов в сутки, давать частные уроки и даже не гнушаться переписыванием партитур, чтобы прокормить себя и супругу - бывшую актрису Гариэтту Смитсон.

Гектор Берлиоз. "Шабаш ведьм" из "Фантастической симфонии"

00:00
00:00

Как это часто бывает с гениями, Берлиоза не приняли на родине (хотя во время заграничных гастролей его просто носили на руках). Постоянная бедность и непонимание современников не смогли убить жизнерадостность его музыки и уменьшить количество анекдотов о композиторе, которые он сам о себе и распускал. Однако постоянная неустроенность подкосила силы самого композитора. Лишь после смерти, в 1870-х годах, его провозгласили главой новой французской музыкальной школы, и французы начали сходить с ума от его произведений. И это была последняя шутка великого шутника. Он все-таки победил своих демонов и от души посмеялся над своими недругами...

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Великие композиторы»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также