2016-08-24T03:44:51+03:00
КП Беларусь

Простота хуже воровства. Часть 2. Нижняя планка

Поможет ли введение нижней планки повысить качество обучения в вузах?
Поделиться:
Поможет ли введение нижней планки повысить качество обучения в вузах?Поможет ли введение нижней планки повысить качество обучения в вузах?Фото: Дмитрий БРУШКО
Изменить размер текста:

Вспомним, что до 2008 года на ЦТ существовала нижняя планка, равная 20 баллам. Когда в июле 2008 г. стали известны результаты ЦТ, выяснилось, что более 60% абитуриентов получили меньше 20 баллов по математике, а значит, не смогут стать студентами. Это означало, что большинство вузов останутся без студентов платного отделения. Министерство образования приняло срочное решение изменить правила вступительной кампании и понизило нижнюю планку по математике и физике до 8 баллов. Было придумано объяснение, что тесты оказались слишком сложные.

На самом деле тесты были проще, чем в предыдущие годы. Просто сработал закон перехода количественных изменений в качественные. Я имею в виду, что многочисленные реформы системы образования, сопутствующие им частые смены учебных программ и учебников, значительное ухудшение качественного состава учителей дали кумулятивный эффект - резкое падение качества школьного образования. Тогда, в июле 2008 г. Комсомолка опубликовала моё мнение. Помню реакцию своих коллег - ты переумничал, в следующем году всё станет на свои места.

Однако, в следующем году нижнюю планку опустили до 1 балла, тесты с каждым годом упрощались, а средние баллы на ЦТ только уменьшались. В вузах стало много студентов, набравших один-два балла. Несколько лет шёл поиск решения проблемы обучения студентов, которые не знают ничего, и вот в этом году найдено, казалось бы, простое очевидное решение - для поступления в вуз надо набрать не менее 7 баллов.

Поможет ли эта мера лишить доступа к высшему образованию слабых абитуриентов? Я утверждаю, что не только не поможет, но и создаст дополнительные трудности нашим вузам. Во-первых, абитуриент, который набрал 1 балл, 7 баллов или 20 баллов одинаково ничего не знает из того, что должен знать студент - первокурсник в начале учебного года. Просто одному повезло точнее попасть в нужную клеточку бланка на ЦТ, чем другому. Во-вторых, абитуриенты с минимальными баллами претендовали, в основном, на учёбу за плату. Они всё равно поступят в вузы, только это будут российские вузы с государственной аккредитацией, о чём я подробно писал в предыдущем материале.

Теперь о возникающих проблемах.

1) Наши вузы лишатся значительного финансирования, деньги будут потрачены в российских вузах.

2) Многие наши преподаватели останутся без работы.

3) Часть вузов или специальностей придётся закрыть, так как они не наберут студентов даже на бесплатное обучение (в первую очередь, это педагогические и сельскохозяйственные вузы).

Итак, ещё одно «простое очевидное решение» не устранит ни одной проблемы, а создаст только дополнительные.

Может попробовать поискать другое, пусть более сложное в реализации решение. Например, избавить от необходимости получать высшее образование тех, кому оно нужно только для корочки. Для этого надо менять КЗоТ и другие законы. Три года назад ко мне обратился 27-летний начальник отдела одного государственного транспортного предприятия. У него уже было среднее специальное образование (колледж), но для карьерного роста (начальник службы, зам. директора цеха) требовалось высшее образование. Более того, руководители предприятия не гарантировали парню сохранение его нынешней должности. На первом занятии выяснилось, что школьный курс математики прочно забыт. Чтобы его за год поднять, моему возрастному ученику пришлось бы забросить жену и ребёнка и уйти с дополнительной работы (по выходным он подрабатывал частным электриком). Первое занятие оказалось последним. Чтобы не приносить таких жертв, парень поступил в один из вузов Смоленска. За последние три года у меня уже есть несколько таких историй.

При этом я считаю, что нельзя лишать возможности человека учиться, если он этого хочет. Может быть, стоит воссоздать полноценные подготовительные отделения при вузах, которые считались нулевым курсом. Если абитуриент набирает меньше 30 - реально необходимая нижняя планка, то он зачисляется на ПО и становится студентом, со всеми положенными ему правами и обязанностями, в том числе годовой отсрочкой от армии. В течение года он изучает только те предметы, которые ему будут нужны для учёбы в вузе. На таких курсах нужна будет строгая дисциплина, постоянные зачёты и контрольные, отчисления нерадивых студентов без возмещения платы за обучение. Для зачисления на 1 курс через год ему надо снова сдать ЦТ.

Я также предлагаю раздельное зачисление в вуз студентов с высокими и низкими баллами. Пусть в первую неделю после подведения итогов ЦТ зачисляют только абитуриентов с 301 – 400 баллами, во вторую абитуриентов с 201 – 300 баллами и тех, кому не хватило мест в первую неделю, в третью неделю со 101 – 200 баллами и непоступивших ранее, в четвёртую неделю - всех остальных. Эта мера позволит ученикам с высокими баллами не бояться, что им не хватит мест на бесплатном отделении.

Возможно, что мои предложения тоже не позволят решить хоть какие-то проблемы. Значит, надо напрячься, и придумать что-нибудь ещё. Но я точно знаю, что простого решения не получится.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Образование и работа»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также