2015-02-04T07:53:26+03:00
КП Беларусь

Скоро в Беларуси появятся финансовые омбудсмены

На вопросы наших читателей отвечают специалисты Нацбанка
Поделиться:
Изменить размер текста:

На вопросы наших читателей отвечает заместитель начальника управления регулирования кредитно-депозитных операций Главного управления регулирования банковских операций Национального банка Ольга Толстик.

- Сегодня банки за малейшую просрочку грозят судом и штрафами. Понятно, что не у каждого человека есть деньги на судебные разборки, хотя и у населения претензий к банкам хватает: то комиссии поднимут, то ставки поменяют. И на все один ответ: «Надо было читать договор! А не согласны - идите в суд». Неужели и в Европе все по судам ходят, чтобы правды добиться?

Алина Дементовская. Витебск.

Наиболее часто омбудсмены разрешают споры, возникшие в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования.

Наиболее часто омбудсмены разрешают споры, возникшие в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования.

- Действительно, в мировой практике применяются варианты внесудебного разрешения спора между организациями, оказывающими финансовые услуги, и их клиентами. Для этого существуют омбудсмены (от шведского оmbudsman – «представитель чьих-либо интересов»). Наиболее часто омбудсмены разрешают споры, возникшие в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования.

Впервые должность омбудсмена была предусмотрена конституцией Швеции в 1809 году. В настоящее время уже в ста странах мира омбудсмены занимают свои должности, в том числе и в странах СНГ. Так, в России институт Общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена) официально приступил к работе с октября 2010 года.

Если говорить просто, то финансовый омбудсмен - это альтернатива судебному разбирательству, которое действительно зачастую бывает дорогостоящим и занимающим много времени. Обращение же к омбудсмену всегда гарантирует бесплатное рассмотрение жалобы. Правда, в европейских странах законы устанавливают предельную цену вопроса, по которому потребитель может подать жалобу омбудсмену. Главное правило - решение омбудсмена обязательно для исполнения финансовой организацией (в том случае, если она присоединилась к этому институту). Однако право подать на банк в суд у потребителя все равно остается.

Кстати, банкам такое новшество тоже будет выгодно. Это даст возможность уменьшить количество обращений различных контролирующих органов, сэкономить на представительстве в суде, позиционировать некоторые банковские продукты как «защищенные омбудсменом».

Сейчас Нацбанк совместно с Ассоциацией белорусских банков рассматривает конкретные предложения о создании третейских судов по досудебному разрешению споров. Уже изучен опыт деятельности финансовых омбудсменов в разных странах, так что в будущем подобные институты появятся и в нашей стране.

Свои вопросы вы можете присылать на адрес редакции: 220005 Минск, а/я 192, «Комсомольская правда» в Белоруссии», с пометкой «Вопрос Нацбанку», или по электронной почте antipenko@belkp.by

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Нацбанк отвечает на вопросы»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также