Общество

Телега впереди лошади

Будет ли польза от комендантского часа

С 5 сентября вступило в силу дополнение к Закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Теперь несовершеннолетним запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00. В противном случае родителям придется заплатить штраф.

Трудно не согласиться с заявленным лозунгом: «Ответственность за ребенка, оказавшегося ночью на улице без присмотра, будут нести родители». А что, до введения этого закона подросткам можно было находиться на улице ночью? Нет, это было запрещено и раньше. Но если старые нормы не выполнялись, то почему мы должны верить, что новый закон будет исполняться?

Мне кажется, что нам снова предлагается примитивное решение сложнейших проблем подростков.

Во-первых, в современном мире нет простых решений. Надо принимать комплекс мер, причём это не должно быть только наказание. Ещё древние говорили, что необходим не только кнут, но и пряник. Причём, в данном случае, пряник - это не награда, а помощь подросткам, их родителям, школе в поиске решения возникающих проблем. Запреты никогда не решали и не решат проблем молодёжи.

Во-вторых, я не знаю, какие последствия нас ждут в связи с этим законом. Чего будет больше от него - добра или зла, пользы или вреда? Кого-то этот закон, конечно, заставит обратить больше внимания на проблемы своего ребёнка, а у кого-то эти проблемы только обострятся.

Банальнейшая мысль - чтобы ребёнок меньше шлялся по улицам в поисках приключений, ему надо что-то предложить взамен. Ему должно быть интересно учиться и у него должна быть возможность выбрать направление учёбы. Занятия в кружках и спортивных секциях не должны зависеть только от достатка родителей. А что мы имеем сейчас? Профильные классы по предметам закрыли в 2008 году, год назад закрыли профильные музыкальные и хореографические классы. Что плохого в том, что ребёнок, пусть и не собирающийся стать танцором, пару часов в день потанцует и направит свою энергию в мирное русло? Недавно появились дикие предложения о закрытии гимназий, а ведь образованию, как воздух, нужно разнообразие. А ещё официально были озвучены решения о закрытии учебно-производственных комбинатов (УПК). А может, наоборот, многие дети с удовольствием получали бы образование в них вместо того, чтобы изучать ненужные им логарифмы. Возможно два дня в неделю, а не один день, как сейчас, и не с десятого класса, а с седьмого? Кружков и секций сейчас полно, но посмотрите, сколько стоят занятия в них. А если в семье два - три ребёнка?

Я понимаю, что для государства эти меры позволят сэкономить на образовании значительные средства, но вспомним слова великого канцлера Германии Бисмарка: «Государство, которое не хочет строить школы, будет строить тюрьмы».

Теперь о последствиях принятия закона. Если семья обеспеченная, то она штраф в 100 - 500 тысяч рублей не заметит, а если семья неблагополучная, то штраф может иметь трагические последствия.

А может оказаться, что ребёнок на улице спасается от насилия в семье, но при этом ребёнок вряд ли признается в этом посторонним людям.

А может, наоборот, в поисках оправдания ребёнок придумает несуществующее насилие, и в семью придёт настоящая трагедия.

А ещё ребёнок может сказать родителям, что если они не выпустят его через дверь, то он выйдет через окно. Посмотрите и без того страшную статистику по суицидам подростков.

И вообще, ребёнок может попросту шантажировать родителей, угрожая гулять по вечерам, если ему не купят новый гаджет.

Я хочу сказать, что ребёнок ночью на улице зачастую требует не наказания, а помощи специалистов. Но что-то мне подсказывает, что у нас их в достаточном количестве просто нет. На суды и для ведения следствия и то приглашаются школьные психологи и социальные педагоги. А ведь школьная психология и кризисная, криминальная психология – это разные направления. Для решения возможных проблем недостаточно знаний милиционера. Поэтому не получится на практике вот так примитивно решить все проблемы.

Мы видим, как часто запретительные меры кажутся смешными, а иногда имеют даже обратный эффект. Например, вспомните новый российский закон о запрете показа сцен насилия, курения и т.п. Мне младшая дочь говорит, что она понимает, что Волк в «Ну, погоди!» плохой и с него не надо брать пример. Вроде с «Ну, погоди!» сейчас запрет сняли, а для «Кота Леопольда» надо будет принимать отдельное решение?

И ещё я думаю о том, какие новые проблемы возникнут у учителей и администраций школ. Понятно, что придётся новый отчёт написать, и, скорее всего, не один. Но будут и более серьёзные последствия. Сейчас за каждое правонарушение ребёнка отвечает классный руководитель и директор. Их лишают премии, объявляют выговоры. Причём наказание последует даже, если ребёнок совершил правонарушение на каникулах в деревне у бабушки. Я знаю случай, когда классный руководитель был наказан выговором и лишён премии за то, что один ребёнок из класса попал под машину на пешеходном переходе, а второй, по трагической случайности, в тот же день во дворе, причём в обоих случаях были виноваты водители. И не думайте, что директор школы - самодур и идиот, он просто действовал в соответствии с существующими нормами. Вот и от этого нового постановления в школах не ждут ничего хорошего. Учителя гадают, заставят ли их теперь платить штрафы, если родители неимущие, или им придётся патрулировать по ночам улицы?

Я считаю, что не стоит ставить телегу впереди лошади – сначала надо подготовить квалифицированных специалистов, способных «разруливать» подобные ситуации, сделать их помощь доступной, создать соответствующие структуры…, а уж потом наказывать!