2018-04-02T14:17:34+03:00

Мурманск изначальный: между сказкой и былью

"Город вырастет по мановению волшебника"
Поделиться:
«Декавилька» брала свое начало в морском порту и тянулась по Мурманску на 10 километров.«Декавилька» брала свое начало в морском порту и тянулась по Мурманску на 10 километров.
Изменить размер текста:

4 октября исполнится 96 лет с того момента, когда на месте будущего Дворца культуры имени Кирова состоялась закладка храма св. Николая Мирликийского - покровителя нового города. На торжество съехались министр путей сообщения Трепов, морской министр адмирал Григорович, архангельский генерал-губернатор Бибиков. Епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил совершил богослужение и объявил собравшимся, что на Севере «возникает новый светильник веры и благодати». Естественно, не обошлось и без присутствия репортеров.

Город вырастет по мановению волшебника

И сразу - любопытный факт. В исторических трудах, посвященных возникновению самого крупного в мире города за Полярным кругом, сообщается, что торжество открытия Романова-на-Мурмане было описано журналистом газеты «Новое время» А. Ренниковым. Этот псевдоним принадлежит известному писателю и публицисту Андрею Митрофановичу Селитренникову. Его роман «Разденься, человек», в котором прибытие на Землю посланца венерианской «биологической цивилизации» позволяет автору высветить язвы современного ему общества, пользовался тогда успехом.

Наклонности писателя-фантаста Селитренников проявил и описывая осенью 1916-го предполагаемое будущее только что основанного города.

«Несомненно, - писал он, - в Романове быстро возникнут многочисленные конторы по импорту и экспорту, связанных с нашей торговлей с Западом; возникнут заводы и склады для моторных ботов мурманских рыбопромышленников… появятся рыбокоптильные заводы, заводы для приготовления рыбных консервов; вывоз зерна, леса, ввоз английских и американских товаров – все это оживит, создаст кипучую портовую жизнь, даст городу население, средства к существованию… Да, город вырастет, поднимется из земли точно по мановению волшебника…» Строки, можно считать, провидческие.

А вот какой виделась писателю повседневная жизнь будущей заполярной столицы:

«Интересное чувство, - размышлял Андрей Митрофанович, - ходишь среди сосен и берез и рисуешь в воображении картины. Вот тут, где эта кочка, будет когда-нибудь сидеть городской голова с цепью на шее и звонить в колокольчик: «Прошу господ гласных (депутатов городской Думы. – И. Г.) аккуратнее посещать заседания, иначе придется придумать меры взыскания». Здесь, где сейчас размахивают ветвями березки, скоро вырастет гигантский отель, залитый электрическим светом, с рестораном, из которого до волн Ледовитого океана донесутся звуки оркестра; нарядная толпа туристов из Петрограда заснует внутри, собираясь наверх, на специальную «террасу северных сияний»… А вокруг отеля оживление, грохот колес мчащихся в театр экипажей, гудки автомобилей, звон трамвая…»

Что-то из предсказанного Селитренниковым жизнь подтвердила, что-то опровергла. Гигантский отель «Арктика» действительно вырос, рыбопромышленность, проходя через подъемы и ямы, продолжает кормить Мурманск и Россию, туристы приезжают к нам полюбоваться полярным днем и северным сиянием. А вот трамваев нет до сих пор. Хотя они должны были появиться еще тогда – почти век назад.

«Декавилька» как трамвай

Сегодня «мурманским трамваем» принято условно называть узкоколейную железную дорогу на бензомоторной тяге, действовавшую в Мурманске в 1918 - 1934 годах.

Узкоколейку (она называлась «декавилька» по имени разработавшего ее в XIX веке французского инженера Поля Декавиля) построили английские союзники в 1918 году. Длина дороги составляла около 10 километров. Она начиналась от морского порта и железнодорожных путей, потом шла по нынешней улице Воровского и далее тянулась еще почти на пять километров по городу до угольных причалов Зеленого мыса. На ее строительстве работали в том числе и военнопленные красноармейцы. После установления на Кольском полуострове в 1920 году советской власти «декавильку» использовали для грузовых и пассажирских перевозок, вплоть до 1934 года, когда бензомоторный «трамвай» был заменен на автобус.

О подвижном составе, который использовался на этой дороге, известно мало. На сохранившихся фотографиях видно, что там были легкие вагонетки открытого типа (без крыши) и такие же легкие мотовозы без кабины.

Однако именовать заполярную «декавильку» трамваем можно лишь условно. Между тем в годы Гражданской войны существовал досконально разработанный проект настоящего мурманского трамвая – самого северного в мире. Он был, по свидетельству очевидцев, «намечен так, чтобы удовлетворить двум основным требованиям: а) соединить между собой главнейшие центры городской жизни, б) образовать сеть такой густоты, чтобы расстояние от любого квартала до линии трамвая было по возможности не более 5-7 минут ходьбы».

Активные сторонники проведения в Мурманске трамвайных линий существуют и сейчас. Они разрабатывают свои проекты, предлагают свои маршруты. Например, такой, найденный на одном из сайтов – кольцевая линия от улицы Либкнехта до автопарка с заездом к храму на Зеленой. И, как знать, может, когда-нибудь в Мурманске действительно появится свой трамвай.

В июле 2010 года в облцентре нашли привет из прошлого - рельс от узкоколейки. Фото: Людмила ШЕКА

В июле 2010 года в облцентре нашли привет из прошлого - рельс от узкоколейки.Фото: Людмила ШЕКА

Собор задумывали почти сто лет назад

Но если о том, появится в Мурманске свой трамвай или нет, можно пока только гадать, то в том, что к столетию города будет построен новый кафедральный собор – нет никаких сомнений. Это стало ясно после первого заседания попечительского совета благотворительного фонда «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор», который возглавляют архиепископ Симон и губернатор Марина Ковтун.

Однако мало кому известно, что кроме Свято-Никольского храма, с закладкой которого, собственно, и связано официальное основание Мурманска, в будущем городе-порте планировалось построить еще одну церковь. Точнее, величественный собор, рассчитанный на тысячу молящихся. Решение об этом было принято 12 февраля 1917 года на заседании Особого междуведомственного совещания по устроению и развитию Русского Севера. Идею поддержал последний русский император Николай II, начертавший на соответствующем докладе: «Вполне сочувствую этой мысли». Собор должен был стать храмом-памятником всем павшим в Первой мировой войне, а также трудовому подвигу строителей Мурманской железной дороги. Уже создали комитет по его строительству, объявили всероссийский сбор средств. Но грянула революция, переросшая затем в Гражданскую войну, и планы не воплотились в жизнь.

В общем, многое из того, что планировалось при основании города, но по тем или иным причинам не сбылось, со временем в том или ином виде возвращается к нам и, пусть в измененном виде, входит в жизнь Мурманска. Судите сами: задуманный давным-давно собор будет построен; вместо трамваев по заполярной столице бегают троллейбусы – тоже электрический транспорт; а уж о депутатах, прогуливающих заседания, что и говорить…

Еще больше материалов по теме: «Мурманский календарь»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также