2016-08-24T03:37:24+03:00

Как определить, любит ли вас начальство

Белорусские HR-специалисты рассказали, почему найти хорошую работу можно только через знакомых, и как аккаунт в соцсетях влияет на размер зарплаты
Поделиться:
Комментарии: comments10
life.obozrevatel.com
Изменить размер текста:

На белорусском рынке труда оживление: на сайтах по поиску работы в этом году стало на 22% больше вакансий. А еще специалисты утверждают, что многие белорусы готовы к смене работы, так что работодателям впору хвататься за головы и придумывать, как не упустить «своих».

ЧИСТЫЙ ТУАЛЕТ? ЗНАЧИТ, РАБОТНИКОВ ЗДЕСЬ ЛЮБЯТ

Для того чтобы удержать хороших работников, нужно знать, чем их мотивировать.

- Мы взяли за основу теорию поколений, которая показывает, к каким людям какую мотивацию применять. Есть три трудоспособных поколения: беби-бумеры (49 - 69 лет), поколение-X (28 - 48 лет) и поколение-Y (12 - 27 лет), - объясняет HR-директор крупного белорусского холдинга Александр Мудрик. - Беби-бумеры - поколение победителей и вечных комсомольцев. Они родились в послевоенное время, а их ценности формировались во время первых полетов в космос и других крупных достижений. Это люди, которые готовы работать даже за идею. Они любят свой коллектив, лояльны к начальству, для них важен почет и уважение в организации, в которой они работают. Для таких людей важна, например, доска почета. Эта вещь для компании совершенно не затратная, а мотивирует сильно. Таких людей нужно привлекать к серьезным проектам и повышать значимость в компании.

«Иксы», по словам Александра, поколение «с ключом на шее»: пока родители этого поколения зарабатывали деньги, ребенок делал домашнее задание и шел на улицу - с ключом на шее. Они заботились о себе сами, выросло поколение индивидуалистов. К ним должен быть отдельный подход: и к обучению, и к развлечениям, и к карьерному росту. А черты поколения-Y можно уложить в 4 слова - это вещизм, гедонизм, карьеризм и пофигизм.

- Айтишники – типичные представители поколения-Y, - поясняет PR-менеджер интернет-проекта Headhunter RABOTA.TUT.BY Анастасия Залесская. – Для них счастье – приходить на работу в тапочках, находить на столе чай с сушками и другие нематериальные мотивации. Их офис – пуфики, бескаркасные кресла, ноутбуки.

- Отношение начальства к подчиненным складывается именно из мелких деталей, - уверен Александр Мудрик. – Вот пример: в какое бы учреждение я ни пришел, всегда захожу в туалет. Потому что именно по туалету видно, как руководство относится к своим сотрудникам. В нашей компании там хорошая плитка, сантехника, освещение. Всегда есть бумага и жидкое мыло, есть сушка для рук, разные крючки, большие зеркала... Сразу видно – дороже нет! В гардеробе стоят зонтики для сотрудников: вдруг забыл свой, а на улице дождь? Проработавшие в компании 10, 15 и 20 лет получают медали – настоящие, из драгоценных металлов, в коробочках, с дипломами. Вручает их лично директор. Для некоторых эта награда – единственная в жизни.

Очень мощная по воздействию и материальная мотивация: хорошо, если человек в конце месяца сам может подсчитать, сколько заработал. Скажем, условно разделить зарплату на две части: первая (базовый оклад) зависела бы от опыта и профессионализма, а вторая была бы переменной и менялась в зависимости от результата труда – объема, качества, доброжелательности сотрудника (если речь идет, например, о секретаре).

НАЙТИ ХОРОШУЮ РАБОТУ? ЧЕРЕЗ ЗНАКОМЫХ

Специалисты жалуются, что искать персонал – та еще задачка. Говорят, что среди тех, кто подает резюме, попадается все больше неадекватных: одни приходят на собеседование пьяными, другие – просто не в себе…

- И это огромная проблема! – считает Александр Мудрик. – Несколько лет назад для того, чтобы найти человека на должность директора, отделу рекрутинга пришлось обработать 1200 резюме. На первое собеседование из этого количества позвали всего 50 человек. На второе – четверых. Директора так и не нашли.

Подбор специалиста – дело ответственное. Если взять на работу человека, который уволится через пару месяцев, белорусское предприятие понесет убытки в размере $3500-4000: здесь и его зарплата, и время рекрутера, и издержки на обучение сотрудника, который первые пару месяцев не только не приносит дохода, но и отвлекает коллектив. Или бывает, что по резюме человек подошел, а по личностным характеристикам – нет. В самых запущенных ситуациях в ход идет рекомендательный рекрутинг: найти персонал помогают сотрудники компании. Они рекомендуют подходящих людей и получают за это денежный бонус. В прошлом году так нашли работу 21% соискателей.

- Думать, что после 40 невозможно найти работу, потому что возраст дает о себе знать, а компания хочет молодых – глупо. Это такой же стереотип, как «молодой человек после университета не может найти работу, потому что нет опыта», - комментирует Анастасия Залесская. – Если вы по-настоящему достойный специалист, но вакансии сейчас нет, не сомневайтесь, что на работу вас обязательно возьмут. Компании, которые ответственно относятся к человеческим ресурсам, не отказывают возрастным сотрудникам.

Где белорусы ищут работу и за что их увольняют? Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Где белорусы ищут работу и за что их увольняют?Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

СПЕЦИАЛИСТОВ – МОРЕ, ТОЛКОВЫХ НЕТ

Дефицита представителей разных профессий на рынке труда нет, он есть в количестве трудоспособных и компетентных:

- На рынке вакансий – парадокс, - удивляется Ольга Петрова. – Финансистов, экономистов и юристов очень много, но подобрать компетентного практически невозможно! Соискателей – тысячи, а тех, кто заботится о своем образовании, компетенции и резюме – немного. Эта проблема касается и рабочего персонала, и менеджмента. А в некоторых сферах, наоборот, огромное количество специалистов, только непонятно, зачем нам столько.

- В Беларуси 4, 5 миллиона трудоспособного населения, 350 000 из них – бухгалтеры. В Китае – 800 миллионов трудоспособных, а бухгалтеров – 450 000. Почему огромному Китаю для нормального развития экономики и бизнеса нужно практически столько же бухгалтеров, сколько маленькой Беларуси? – недоумевает Александр Мудрик.

У НЕАДЕКВАТНЫХ И МАНЬЯКОВ НЕТ АККАУНТОВ В СОЦСЕТЯХ

Недавно немецкий психолог Кристоф Мёллер провел исследование, результаты которого, мягко говоря, удивляют: оказывается, у неадекватных людей и маньяков нет профилей в социальных сетях! Примерами стали «норвежский террорист» Андреас Брейвик и устроивший стрельбу в кинотеатре американец Джеймс Холмс – ни у одного, ни у другого не было аккаунта в «Фейсбуке». Психолог отметил, что низкая активность в соцсети – тоже тревожный симптом, так что проверка в интернете – прекрасный инструмент для выявления асоциальных личностей. После появления этой теории 80% немецких компаний стали проверять, есть ли их соискатели в соцсетях и отказывать тем, кого там нет. Если человек не зарегистрировался, значит, ему есть, что скрывать или он не умеет общаться и работать в коллективе.

Белорусские HR-специалисты такую инициативу активно поддерживают и вмешательством в личную жизнь не считают:

- Разве можно так думать, если человек разместил свой открытый профиль с интернете? – удивляется Александр Мудрик. – Кстати, очень интересно смотреть на то, какие именно фотографии размещает человек. Они очень многое говорят о его интересах и том посыле, который он дает обществу.

- Вряд ли информация при подборе сотрудника может быть лишней, - уверена руководитель проекта FaceWork.pro Ольга Петрова. – Важно все: и картинки с котиками, и любые, даже самые непонятные статусы. Кстати, наличие профиля в определенной социальной сети тоже что-то значит - у каждой своя целевая аудитория. Вообще, нужно смотреть, активен ли человек и что именно он там делает. Может быть такое, что он не попадет в корпоративную культуру определенной компании, даже если иногда добавляет посты на профессиональную тему.

Еще больше материалов по теме: «Работа: Беларусь»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также