Звезды

Олег Табаков: «Ефремов, как былинный богатырь, лбом пробивал дорогу к театру»

Друзья, коллеги и родные собрались в МХТ, чтобы вспомнить актера и режиссера, который вчера отметил бы 85-летие
Актер Юрий Богатырев видел в Олеге Ефремове прежде всего подвижника.

Актер Юрий Богатырев видел в Олеге Ефремове прежде всего подвижника.

Фото: Иван ВИСЛОВ

В зале с огромного экрана шли нарезки нигде не выходившего до этого интервью с Ефремовым. О чем он говорил, не выпуская из рук вечную сигарету, затрагивало каждого сидящего в зале. И то, как он в 45-м поступал в Школу-студию сразу после салюта Победы, и конкурс был - пятьсот человек на одно место. «Это говорило о том, что значил театр, - размышлял Ефремов. - Нет, актеров не считали небожителями, просто занятие театром было престижным делом».

- Он был разным, для каждого - своим, - рассказал присутствующим на вечере актер МХТ Андрей Мягков. - В театре с ним было и прекрасно, и мучительно одновременно. Прекрасно, потому что с ним было ощущение пути, ты брал все время какие-то новые высоты, познавал жизнь. Мучительно, потому что требовательность была высочайшей, соответствовать иногда просто сил не хватало. Сутки напролет он находился в театре: здесь и завтракал, и ужинал.

Олег Николаевич оставил потомкам не только спектакли и роли, но и заложил основу династии.

Олег Николаевич оставил потомкам не только спектакли и роли, но и заложил основу династии.

Фото: RUSSIAN LOOK

А жена Александра Солженицына, Наталья Дмитриевна, сказала, что хочется заклинать молодое поколение, удержать ту высокую планку, к которой так стремился Олег Николаевич.

Актер Михаил Ефремов еще недавно назывался «младшим», пока на экранах не появился его сын.

Актер Михаил Ефремов еще недавно назывался «младшим», пока на экранах не появился его сын.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Последнее слово - самое продолжительное - взял нынешний худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков:

- Олег Николаевич, как богатырь из нашей мифологии, своим лбом пробил поролонно-чугунную стену эпохи развитого социализма и сделал этот театр. Я был младшим среди тех, кто создавал МХАТ. Меня иногда просили за пол-литровой сбегать. У нас с ним были и полосы отчуждения, и полосы близости. И в этой близости он мне объяснял, почему же он, поделикатнее, так сказать, уходил от действительности. - «Сво-бо-ден становлюсь», - протягивал он. Поскольку я человек не сильно пьющий, я понимал это с трудом. Но его философию принимал. И не было у него ничего, кроме строительства его главного дела - МХАТа. И тут я вспомнил рассказ Алексея Пантелеева «Честное слово». Про мальчика - он с друзьями играл в войну, потом они разбежались по домам, а он, дав честное слово, продолжал стоять. Вот это был Олег.

24-летнего Никиту Ефремова звали несколько театров, но он выбрал «Современник», основанный дедом.

24-летнего Никиту Ефремова звали несколько театров, но он выбрал «Современник», основанный дедом.

Фото: Мила СТРИЖ