2016-08-24T03:34:44+03:00
КП Беларусь

Будут ли новые правила приема в вузы лучше старых?

Только на первый взгляд изменения принесут пользу.
Поделиться:
Будут ли новые правила приема в вузы лучше старых?Будут ли новые правила приема в вузы лучше старых?
Изменить размер текста:

Опять Министерство образования предлагает изменить правила поступления в вуз во время учебного года, проявляя неуважение к абитуриентам, их родителям и учителям. Очевидно, что любые изменения в правилах создают ситуацию неопределенности и бессмысленной нервозности. К тому же, я считаю, что непорядочно изменять правила во время игры. На мой взгляд, все подобные изменения необходимо вносить накануне учебного года. После 25 августа все изменения в правила приема и учебные программы должны быть законодательно запрещены. Я думаю, если предложения об изменении правил поступления в вузы озвучены осенью, то их надо обсудить в течение учебного года и внести полезные изменения к началу следующего учебного года.

Очень важно точно сформулировать программу вступительных экзаменов и дать пояснения о скрупулезности ее выполнения. Например, в ответ на мои претензии, что тест ЦТ по физике 2012 года не соответствует программе, Министерство образования мне ответило, что я слишком узко ее трактую. Считаю, что трактовки программы надо сделать понятными для абитуриентов, учителей и составителей тестов. Здесь возникает еще одна проблема - значительное расхождение между школьными программами по математике и физике и программой вступительных экзаменов. Школьные программы значительно шире, но задачи, решаемые в рамках школьной программы, значительно проще, чем на ЦТ.

Теперь о конкретных предложениях Министерства образования.

1. Отмена раздельного конкурса сельских и городских жителей.

На первый взгляд, очень разумное предложение, которое горячо поддерживается многими людьми. Обоснованием этого предложения является то, что по многим специальностям произошло выравнивание проходных баллов в вузы для сельских и городских жителей.

Но равенство должно начинаться и заканчиваться не на экзаменах, а с равенства условий обучения. И я говорю не только о материально-технической базе, о доступе в интернет и так далее. Я говорю о главном - о продолжительности учебного года. Сколько месяцев в году учится городской школьник? Восемь. Сельский же - на два-три месяца меньше: дети из сельских школ в глубинке активно, но неофициально, привлекаются к сельскохозяйственным работам с середины апреля до середины октября. Вспомним недавнюю страшную историю, как 14-летний школьник на машине родителей разбился вместе с друзьями. В новостях сообщили, что школьники должны были в это время быть не на уроках, а убирать свеклу. Обратите внимание - середина октября, а школьники убирают свеклу! Какое здесь равенство условий? Я знаю, что льготами пользуются и те школьники, которые живут в 5 километрах от МКАД и которых никак нельзя назвать сельскими жителями. Значит, надо подумать, как более точно сформулировать в правилах условия, при которых у сельского школьника есть льготы, или создать им такие же условия учебы, как у горожан.

2. Отмена льгот на вступительных экзаменах для детей-сирот.

Аргументируя необходимость отмены льгот для сирот, Министерство образования приводит данные о значительно более низких баллах на ЦТ у детей-сирот по сравнению с проходными. Однако следует учесть, что льготы забирают у детей, которые не в состоянии получить нормальное среднее образование, так как уровень школ-интернатов значительно ниже, чем у обычных школ, а на курсы, и тем более репетиторов, у этих детей средств нет. Поэтому считаю, что отмена льгот для сирот лишает их всякой возможности поступления в вуз. Забирать льготы у обездоленных, несправедливо обиженных судьбой детей бессовестно. При этом надо учесть, что в год в белорусские вузы поступает всего около 500 сирот (абитуриентов каждый год около 150 000, бюджетных мест для первокурсников около 30 000), и лишение их льгот не решит ни одной проблемы нашего образования. Есть и еще один аспект проблемы - общество заинтересовано в том, чтобы сирота получил хорошее образование. Известно, что сироты очень часто плохо адаптируются во взрослой жизни, работают на низко квалифицированной работе, многие из них попадают в криминальные истории. Очевидно, что хорошее образование поможет им получить достойную работу, не имея помощи родственников, а значит у них будет больше шансов создать нормальную семью, к которой многие из них стремятся с детства.

3. Увеличение нижней планки на ЦТ и ограничение доступа к заочному образованию.

Нижнюю планку на ЦТ (20 баллов) отменили в 2008 году, потому что более 60% абитуриентов не смогли ее преодолеть. Преподаватели знают, что и прошлогодняя планка в 7 баллов, и предлагаемые 10 баллов, и даже 20 баллов означают, что абитуриент не готов к получению высшего образования. Значит, никаких проблем введение нижней планки не решает. Но я против введения любой нижней планки, так как она не является препятствием к получению высшего образования. Те, кто не могут поступить даже на платное отделение в белорусские вузы из-за недобора баллов, поступят в вузы Смоленска или Брянска и там получат заочное высшее образование. У нас единое экономическое пространство (ЕЭП), возможно скоро будет и единое образовательное. Не признать дипломы российских вузов не удастся (посмотрите, как россияне жестко отстаивают свои экономические интересы во всех областях), а деньги наших абитуриентов уйдут в российские вузы. По этой же причине неразумно вводить ограничения на получение заочного образования. Кстати, вузы уже почувствовали эффект от недофинансирования из-за оттока слабых абитуриентов. Рост стоимости платного обучения - одно из последствий такого решения. Кстати, ограничения на поступления в наши вузы для иностранных граждан значительно уменьшены. Непонятно, почему мы готовы брать деньги за учебу у слабых абитуриентов из других государств, но отказываем в этой возможности своим гражданам.

Хочу обратить внимание, что год назад Министерство уже предлагало ввести изменения в правилах: отменить раздельный конкурс, отменить льготы сиротам и уволенным в запас военнослужащим, ввести ограничения на доступ к заочному образованию. Отмена всех и всяческих льгот аргументировалась необходимостью создания автоматической системы зачисления в вузы, в которые льготы не вписывались. Все были уверены, что эти изменения произойдут, но зимой 2012 года неожиданно сообщили, что изменений не будет. В этом году исчезли предложения об отмене льгот уволенным в запас военнослужащим. Значит ли это, что автоматизированной системы зачисления не будет, или программисты смогли решить эту проблему - непонятно. Сохранение льгот уволенным в запас военнослужащим является хоть и непопулярным, но, на мой взгляд, правильным решением. Обратите внимание, что такие льготы есть в очень многих странах, несмотря на разный политический строй.

И еще абсолютно необходимо ввести льготы на вступительных экзаменах для инвалидов. Для них к тому же нужно создавать особые условия учебы, которые, к сожалению, сейчас есть только на бумаге. Обратите вниманию на историю выдающегося парня Владислава Гудкова из Слуцка, который в этом году, несмотря на ДЦП в тяжелой форме, с золотой медалью окончил школу, но поступить смог только в Барановичский университет, и то только благодаря личному участию ректора. Владислав будет учиться заочно и приезжать в Барановичи на сессии. Значит, никаких реально работающих механизмов для получения высшего образования для инвалидов нет. Ведь очевидно, что учиться такой студент должен в БГУ хотя бы потому, что добираться в Минск из Слуцка проще (судя по всему, о реальном дистанционном образовании говорить сейчас не приходится вообще).

В прошлом году было предложено удвоение баллов по профильным предметам, и здесь было рациональное зерно. Все учителя знают, что традиционно высокий средний балл аттестата имеют выпускники слабых школ. В хороших школах средний балл еще надо заслужить, и, как правило, там он пониже. К сожалению, от идеи удвоения баллов по профильным предметам в этом году отказались.

Выскажу свои предложения по изменениям в правилах приема в вузы.

1. Раздельный конкурс и все льготы на вступительных экзаменах надо отменять только после создания механизмов для компенсации неравенства условий получения среднего образования. Таким механизмом может стать воссоздание системы подготовительных отделений (ПО), которые считались нулевым курсом. Сельский житель, не набравший достаточное количество баллов, уволенный в запас военнослужащий или сирота могут быть зачислены на бесплатное ПО, где в течение года они будут получать образование по необходимым для успешной учебы в вузе дисциплинам. Учеба на ПО, но уже платно, возможно заинтересует и слабых абитуриентов. Если абитуриент набирает меньше 30 - 40 баллов (реально необходимая нижняя планка), то он зачисляется на ПО и становится студентом со всеми правами и обязанностями, в том числе годовой отсрочкой от армии. В течение года он изучает только те предметы, которые ему будут нужны для учебы в вузе. На таких курсах нужна будет строгая дисциплина, постоянные зачеты и контрольные, отчисления нерадивых студентов без возмещения платы за обучение. Для зачисления на 1 курс через год надо снова сдавать ЦТ.

2. Вузы, которые дорожат своей репутацией, должны получить возможность самостоятельно устанавливать нижнюю планку.

3. Нужно в корне изменить систему подачи документов в вузы, когда абитуриент с высокими баллами боится, что ему не хватит места на бесплатном отделении, и подает документы куда попало, лишь бы баллов хватило. Я предлагаю раздельное зачисление в вуз студентов с высокими и низкими баллами. Пусть, например, в первую неделю после подведения итогов ЦТ зачисляют только абитуриентов с 301 - 400 баллами, во вторую - абитуриентов с 201 - 300 баллами и тех, кому не хватило мест в первую неделю, в третью неделю - со 101 - 200 баллами и непоступивших ранее, в четвертую неделю - всех остальных.

Но изменять надо не только правила вступительной кампании. Например, нужно избавить от необходимости получать высшее образование тех, кому оно нужно только для корочки. В первую очередь надо изменять КЗоТ. Зачем мастеру на заводе, получившему среднее специальное образование в колледже, опять вспоминать логарифмы, чтобы сдать ЦТ? А ведь иначе он не сможет поступить в вуз, чтобы получить диплом о высшем образовании и претендовать, например, на должность заместителя начальника цеха. (Правда, теперь часто требуется, чтобы и мастер был с высшим образованием). Может быть, вполне достаточно доучить данного специалиста по отдельным дисциплинам, необходимым ему в дальнейшей работе?

Тогда необходимо решить еще одну большую проблему - переход к непрерывному образованию. Сейчас образование жестко структурировано: среднее (школа), профессинально-техническое (ПТУ, которые сейчас называются лицеями), среднее специальное (техникумы, которые сейчас называются колледжами) и высшее (институты, которые сейчас называются университетами и академиями). Переход от одной формы к другой связан с определёнными законодательно установленными процедурами и регламентами: экзамены, количество лет обучения и так далее. Такая жесткая схема несовременна, так как значительно усложняет получение образования для тех, кому оно нужно не только ради диплома. Кстати, более гибкая система заочного образования могла бы внести значительный вклад в организацию системы массового непрерывного образования.

Организовав реальные подготовительные отделения, дополнив их дистанционным образованием (его развитие - это еще одна большая проблема), можно подумать и об отмене льгот. К сожалению, за прошедший учебный год Министерство образования ничего, на мой взгляд, не сделало для решения реальных проблем образования.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: абитуриент-2013»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также