2015-02-04T08:01:43+03:00
КП Беларусь

Реконструкция Купаловского театра: Душевые в каждой гримерке и почти на треть меньше мест для зрителей

Официальное открытие театра после реконструкции запланировано на март. А сейчас купаловцы уже репетируют в родных стенах [фото]
Поделиться:
Изменить размер текста:

Театру вернули исторический облик

Театру вернули исторический облик

Этого события театралы ждали больше двух лет. Купаловский театр покинул родные стены в 2010-м и до сих пор дает спектакли на разных площадках Минска. Но еще больше завершения реконструкции ждали сами купаловцы. Ждали и… боялись. Во всяком случае, многие купаловские «старики», отдавшие театру по 40 - 50 лет, до сих пор не отважились переступить стены обновленного театра, хотя об окончании работ заявили еще в конце прошлого года. Слишком родными были те, старые, стены. Слишком намоленной сцена, на которую выходило несколько поколений театральных звезд.

Мы уговорили отправиться на своеобразную экскурсию одну из старейших актрис театра имени Янки Купалы Зинаиду Зубкову.

Одна из старейшин Купаловского театра Зинаида Зубкова впервые переступает порог театра после ремонта

Одна из старейшин Купаловского театра Зинаида Зубкова впервые переступает порог театра после ремонта

ГАРДЕРОБ ИЗ ВЕСТИБЮЛЯ УШЕЛ ПОД ЗЕМЛЮ

- Я побаиваюсь, - честно призналась Зинаида Петровна в телефонном разговоре. - Ведь вся жизнь прошла в театре.

Встречу с актрисой мы назначили у главного входа, хотя актеры редко им пользуются. Но парадные двери оказались закрыты, хотя к ним и вели по свежему снегу чьи-то следы. Зато на служебном входе сейчас двери практически не закрываются. Правда, проходят в него все больше строители - завершающие работы в театре идут полным ходом.

- Ну, с Богом! - перекрестясь, переступает порог Зубкова. - Ничего не узнаю…

Во время реконструкции вся закулисная часть была выстроена заново. Под снос пошли даже некоторые исторические стены, возведенные еще в 1890 году.

- Этой лестницы вообще не было, - купаловцам теперь придется осваивать свое новое рабочее пространство, скрытое от глаз зрителей.

Зато в исторической части театра родные знакомые стены хоть и преобразились, но не кардинально.

В бельэтаже теперь появилось большое зрительское фойе. Раньше здесь был музей театра, в котором проходили и репетиции. Большая, размером с основную сцену, репетиционная комната теперь есть в закулисной части. А фойе отдали зрителям.

В бельэтаже теперь появилось большое зрительское фойе. Раньше здесь был музей театра, в котором проходили и репетиции. Большая, размером с основную сцену, репетиционная комната теперь есть в закулисной части. А фойе отдали зрителям.

- Я ведь первый раз в театр как зритель попала в 1956 году, - вспоминает Зинаида Петровна. - Это была первая моя «Дуэнья», потом уже сама в ней играла. А в труппе официально я с 1960 года.

Первое, что бросается в глаза в вестибюле театра, - гардероб ушел под землю.

- Когда я начинала работать, раздевалки тоже были под лестницей. И туалет там же был.

Кстати, своды под лестницей отделочникам пришлось переделывать несколько раз. Столетний кирпич отчего-то не хочет принимать современные материалы.

- Надо было почитать старинные книжечки, как это все делается, - замечает актриса. - А тут у нас висели зеркала из Несвижского замка.

Зеркала вернулись в замок. Будут ли на их месте другие?

- Может, еще повесят. Было бы красиво.

И тут же Зинаида Петровна вспоминает, что историческая лестница, которая ведет от входа к зрительному залу, полвека назад выглядела по-другому.

- Вдоль всей лестницы были такие огромные наросты, мы их называли быками. Они загораживали звук, который шел с улицы. Когда их убрали, мы на сцене стали слышать весь шум с улицы.

Так называемый зрительский буфет преобразился кардинально.

В буфете подвешивают последнюю люстру. Люстры, кстати, отечественные, их делали на заказ в Лиде.

В буфете подвешивают последнюю люстру. Люстры, кстати, отечественные, их делали на заказ в Лиде.

- Почему же он такой маленький стал? Он же был в два раза больше, - недоумевает Зинаида Петровна.

Оказывается, часть буфета отдали под кухню.

- Какой-то мавританский стиль получился.

Именно в этом буфете, когда зрители покидают театр, купаловцы отмечают премьеры, юбилеи.

- У меня будет в этом году 75-летний юбилей. Уже гроши собираю. Ведь больше 75 юбилея нет, дальше каждый год - праздник.

«ЖАЛЬ, ЧТО ЦАРСКОЙ ЛОЖИ ТЕПЕРЬ НЕТ»

Попасть в зрительный зал оказалось не такой просто задачей.

- Осторожно, только что покрасили! - отгоняли нас рабочие.

Первое впечатление - зрительно зал стал, может быть, и больше за счет серо-голубой расцветки, но мест в партере заметно поубавилось. Официальные цифры говорят, что вместо бывших 500 мест теперь в Купаловском только 360. И, похоже, что большая часть «сокращений» прошла за счет партера. Мы насчитали в нем 180 кресел.

Все ложи теперь равны, царской нет.

Все ложи теперь равны, царской нет.

- Зато они стали заметно шире, - признает Зинаида Зубкова. - Я как-то пригласила знакомого на свой спектакль, так он отказался: «Не могу я поместиться в ваши кресла».

Теперь каждый ряд располагается на отдельной ступеньке, под которой спрятана вентиляция.

- Очень жаль, что не стало царской ложи. Она была украшением зала. В каждом театре ждали очень высоких гостей, и для них была царская ложа, - Зинаида Петровна указывает на ложу в бельэтаже, расположенную по центру. Ложа, конечно, осталась. Но теперь она никак не выделена.

- А первый раз тогда, в 56-м, я сидела на самом верху, на балконе. Билетов в партер на «Дуэнью достать было невозможно. Я ужасно боялась упасть, потому что зрители так хохотали, что падали в проходы от смеха. Это было чудо какое-то!

«СОХРАНИЛА КУСОЧЕК НАМОЛЕННОЙ СЦЕНЫ»

На поиски выхода на сцену у нас ушло приличное количество времени. Все новые ходы-выходы актерам еще предстоит изучить. Зато первое, что сделала Зинаида Петровна, найдя выход на подмостки, - вышла на авансцену.

- «Яна прыходзіла на кожны яго спектакль…» - актрисе не помешали ни металлические конструкции, разложенные повсюду, ни звук какого-то прибора, из-под которого вылетали искры. Ей важно было опробовать звук, как он звучит. Ведь одно из достоинств купаловской сцены в том, что актерам никогда не нужно было форсировать звук, а зрители слышали даже шепот, произнесенный в самой глубине сцены. - Вроде бы все слышно? Слава богу…

Одна из главных задач реконструкции была в том, чтобы увеличить сцену. Теперь она и глубже на 4 метра, и немного шире. Зинаида Зубкова призналась, что сохранила два кусочка исторической сцены, когда ее разбирали. Той сцены, на которую выходили легенды театра: Кошельникова, Рахленко, Глебов, Пола, Станюта….

На сцене пока монтируют оборудование, но уже известно, что главный занавес на сцене будет бордовым с золотом вместо привычного зеленого.

На сцене пока монтируют оборудование, но уже известно, что главный занавес на сцене будет бордовым с золотом вместо привычного зеленого.

ДУШ - В КАЖДОЙ ГРИМЕРКЕ

- А можно нам хоть одним глазком в гримерки заглянуть? - после сцены именно гримерная - главное место для актера.

Гримерки расположены в заново отстроенной части театра, поэтому пока никто из актеров не знает, где точно будет располагаться. Находим одну открытую, в которой даже стоят два гримстолика.

Столы в гримерках сделаны по эскизам самих актеров. Зинаида Петровна в восторге! А душ - на европейский манер.

Столы в гримерках сделаны по эскизам самих актеров. Зинаида Петровна в восторге! А душ - на европейский манер.

- Какой трельяж, свет отличный! - Зинаида Петровна не скрывает удовольствия. - Для актеров свет - самое главное. Мама мия! Какое чудо! Я же вижу все, все свои морщины! Спасибо! А сколько человек здесь будет располагаться? У нас ведь в каждой гримерке еще и диванчик стоял. Кто-то после репетиции до спектакля оставался.

Зинаида Петровна в восторге

Зинаида Петровна в восторге

Ответ на этот вопрос актриса не нашла, зато выяснилось, что гримерок после реконструкции стало… меньше. Так что актерам придется потесниться.

- Главное, чтобы компания была хорошей! - не унывает старожил театра.

Хотя бытовые условия у них теперь на европейском уровне - в каждой гримерке душ, туалет.

- Это европейская практика. Мы были сейчас на гастролях во Франции, в каждой гримерке - душ, - признает Зубкова. - Зато там не было трельяжей.

А душ - на европейский манер.

А душ - на европейский манер.

- А вообще, хорошо театр сделали. Спасибо всем, кто здесь работал!

Там, где раньше был служебный вход в театр, теперь расположится кафе для зрителей. Его терраса расположилась прямо напротив фонтана в Александровском сквере.

Там, где раньше был служебный вход в театр, теперь расположится кафе для зрителей. Его терраса расположилась прямо напротив фонтана в Александровском сквере.

Для людей с ограниченными возможностями сделан отдельный вход с лифтом.

Для людей с ограниченными возможностями сделан отдельный вход с лифтом.

В марте купаловцы обещают показать в обновленном театре свою легендарную «Павлинку». Говорят, это будет совершенно другая «Павлинка».

Подпишитесь на новости: