2016-08-24T03:26:22+03:00
КП Беларусь

У белорусского «Фольксвагена» китайские корни

«Комсомолке» удалось побывать на сборочных площадках и опробовать первых белорусских китайцев.
Поделиться:
Сборка сразу двух автомобилей стартовала в Беларуси. Продажи обещают начать уже в феврале.Сборка сразу двух автомобилей стартовала в Беларуси. Продажи обещают начать уже в феврале.
Изменить размер текста:

Эпопея со сборкой в Беларуси своего народного автомобиля длится уже не один год. То выпускаем, то нет. Путаница, да и только! Неужели проект забуксовал? Увидят ли белорусы дешевые иномарки? «Комсомолке» удалось побывать на сборочных площадках и опробовать первых белорусских китайцев. Оказывается, белорусско-китайских автомобильных заводов будет сразу два! В Борисове уже собрали пять десятков Geely SC7, а в Обчаке - несколько Zotye Z300.

Geely SC7

Geely SC7

Zotye Z300

Zotye Z300

Брэнд

Geely SC7

Zotye Z300

Кто будет собирать?

Это совместный проект Министерства промышленности Беларуси и китайской компании Geely. Белорусская сторона долго выбирала себе партнера, ведя переговоры сразу с несколькими китайскими компаниями, наконец, остановившись на Geely. В состав нового предприятия вошли «БелАЗ» (50%), китайский производитель автомобилей Geely (32,5%), СЗАО «СоюзАвтоТехнологии» - (17,5%). В составе последнего - ОАО «БАТЭ»- управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» (50%) и китайская компания Shentou (50%). В марте 2012 года заключен инвестиционный договор, согласно которому общий объем инвестиций составит 245 миллионов долларов.

За проектом стоит корпорация FENOX, которую возглавляет один из самых богатых и влиятельных бизнесменов Беларуси Виталий Арбузов. Основной бизнес компании – производство автокомпонентов. Тут белорусская компания добилась определенных успехов: ее продукция поставляется на конвейеры Audi, Volkswagen и Fiat.

Где и как будут собирать?

Первое время собирать Geely будут «отверточным» методом на площадях завода «Автогидроусилитель» в Борисове – там уже заработала линия сборки. Собирать планируют 10 тысяч автомобилей в год. 5% запчастей (это шины и аккумуляторы) будут белорусскими, но со временем эту цифру будут наращивать.

В сентябре между Жодино и Борисовом собираются начать строительство нового завода - он станет частью белорусско-китайского индустриального парка. К концу 2015 года обещают самостоятельно сваривать и красить кузова, и собирать 60 тысяч машин в год. К 2017 году хотят построить собственный кузово-штамповочный цех и нарастить производство до 120 тысяч машин в год. К этому времени треть комплектующих обещают сделать белорусскими, а количество сотрудников завода увеличить до 3,5 тысяч человек.

Zotye Z300 будут собирать там же, где сейчас собирают иранские «Саманды» и «Сорены» - на заводе «Юнисон» в поселке Обчак, что на востоке Минска.

Первоначально это будет так называемая «отверточная» крупноузловая сборка. В планах – строительство завода по производству, сборке и покраске автомобилей.

Что именно будут собирать?

Модель, которая будет собираться в Борисове, до недавнего времени была окутана тайной. Позже выяснилось: собирать будут седан С-класса Geely SC7. Премьера авто состоялась в 2010 году на Пекинском автосалоне. На заводе говорят, что SC7 – это полностью самостоятельная разработка Geely, однако эксперты нашли в машине ряд элементов от Toyota Corolla образца 2000 года (модель сняли с производства пять лет назад). SC7 уже сертифицирован в Беларуси, завершаются испытания в России. Китайские краш-тесты автомобиль сдал на четыре звезды из пяти возможных.

Geely SC7 белорусской сборки будет с бензиновым 1,8- литровым мотором (127 лошадей)и механической КПП. Максимальная скорость – 185 километров в час. Расход топлива – 7,5 литров на 100 километров. Пока машина будет выпускаться только в двух цветах: серебристый и черный металлик. В перспективе количество цветов собираются увеличить до девяти.

Комплектация - противотуманки, электростеклоподъемкники, бортовой компьютер, магнитола с CD-чейнджером и USB-входом, кондиционер, парктроник, две передние подушки безопасности.

Закрытая презентация автомобиля белорусской сборки прошла в элитном развлекательном центре под Минском еще летом. Стало ясно: собирать в Обчаке будут китайский седан Zotye Z300. Кузов - точная копия Toyota Allion образца 2007 года. Эта модель выпускается и сейчас.

Zotye Z300 - достаточно просторный и современный переднееприводной седан D-класса. Китайско-белорусский седан комплектуется бензиновым 1,5-литровым мотором изготовленными по лицензии Mitsubishi - такие устанавливались на Colt предыдущего поколения. Их мощность – 113 лошадей. Первое время белорусский «китаец» будет комплектоваться только механической коробкой передач немецкого концерна ZF. Максимальная скорость – 172 км/ч, а до сотки можно разогнаться за 12,9 секунды. Расход в смешанном режиме – 6,7 литра на 100 километров. Машина достаточно безопасна - китайский краш-тест прошла на пять звезд из пяти. Белорусская Z300 будет собираться в единственной комплектации. ABS и EBD (производства немецкой Bosch), кондиционер, партроник, противотуманки, CD-плейер, две передние подушки безопасности, противоугонная система, электрозеркала с обогревом, электроподъемники стекол.

Впечатления «Комсомолки»

Ничего удивительного – обычная недорогая машина. Никаких стереотипных «резких запахов» и «грубо обрезанной пластмассы». Да, в отделке салона – дешевый пластик, немного поскрипывающий в движении, но к качеству сборки претензий нет. Порадовало наличие в магнитоле USB входа и слота для SD-карточки.

В движении – машина достаточно резвая – видно, что 127 лошадей для машины массой 1275 килограмм этого вполне достаточно. А над шумоизоляцией производители могли поработать и лучше.

Из неудобств - сиденья не регулируются по высоте. Людям с ростом выше 190 сантиметров может не хватить диапазона регулировки «вперед-назад». Зато объем багажника оценят все – 560 литров!

Кроме образцов, отправленных на сертификацию, сейчас доступен только один экземпляр Zotye Z300. Машина производит хорошее впечатление. По сути, в ней не видно ничего «китайского». Если Geely SC7 – это C-класс, то Zotye Z300 – D-класс. Получилась солидная, практичная машина. Единственный минус, обнаруженный за время недолго общения с автомобилем - недостаточная шумоизоляция. Впрочем, тут нет ничего необычного – эта особенность имеется практически у всех недорогих машин. Зато с отделкой салона – все в полном порядке. Останется ли все так хорошо после нескольких лет эксплуатации – покажет лишь время.

Цена

Цена SC7 в Китае – от 10200 до 11930 долларов (в зависимости от комплектации). Стоимость седана белорусской сборки чиновники озвучили только на прошлой неделе – 12900 долларов. Таким образом, SC7 дешевле белорусско-иранского Samand на полторы тысячи долларов, и на 500 долларов дешевле своего китайского-белорусского собрата Z300. Импортные конкуренты – Renault Logan (от 10900$), Hyundai Accent (от 13990$), Chevrolet Aveo (от 14200$), Skoda Fabia (от 14400$), Volkswagen Polo Sedan (от 14650$), Fiat Linea (от 14900$) и KIA Rio (от 15000$).

Цена Zotye Z300 в Китае – от 9400 до 11150 долларов (в зависимости от комплектации). Стоимость автомобиля белорусской сборки в базовой комплектации будет составлять 13500 долларов. Получается, что Z300 дешевле белорусско-иранского Samand почти на тысячу долларов. Конкуренты – все те же, что и у SC7: Renault Logan, Hyundai Accent, Chevrolet Aveo, Skoda Fabia, Volkswagen Polo Sedan, Fiat Linea и KIA Rio.

Когда и где начнет продаваться?

Первые белорусские Geely поступят в продажу в феврале 2013 года. Продажу машин Минпром решил наладить через собственную сеть. В Минске - автоцентр «Автоторгсервис», более известный минчанам как «Автоцентр Москвич» на Кольцова. В остальных городах еще ведутся переговоры. Уже известно, что гарантия на машину составит 3 года или 100 тысяч километров пробега.

Как удалось узнать, в продажу Zotye Z300 белорусской сборки поступит к концу февраля. Заявляется, что купить машину можно будет в кредит.

У «Юнисона» есть собственная сеть из десяти дилеров - во всех областных центрах и в Борисове. Минских покупателей отправляют в шоу-рум на переулок Софьи Ковалевской.

Что это за брэнд?

Свою деятельность Geely начала с производства холодильников. В 1992 году стала выпускать комплектующие для мотоциклов, а в 1994 году компания приступила к сборке собственных мотоциклов. Производство автомобилей началось в 1998 году. Через пять лет автомобили Geely стали продаваться на экспорт. С тех пор корпорация растет как на дрожжах. В 2010 году компании за 1,8 миллиарда долларов удалось купить шведскую компанию Volvo - вместе со всеми ее технологиями. Учитывая, что сегодня в Китае более 100 производителей легковушек, Geely по объемам продаж уверенно входит в десятку. Компания уже знакома белорусам - в Минске несколько лет работает официальный дилер Geely. По нашим данным, в 2011 году в Беларуси было продано 107 новых автомобилей Geely.

Zotye - маленький китайский автопроизводитель, основанный в 2005 году. Сперва фирма производила запчасти, а позже занялась лицензионным перевыпуском под своим брэндом устаревших моделей, в основном Fiat. Сейчас контора выпускает шесть моделей. Кроме Z300, которую будут собирать в Беларуси, в ассортименте Zotye есть копия маленького паркетника Daihatsu Terios образца 1997 года (цена в Китае - от $8550), копия седана Fiat Siena образца 1996 года (от $6300), копия компактвэна Fiat Multipla образца 2004 года (от $11 100), копия японского микровэна за $6000. Еще одна модель Zotye TT стала самой дешевой не только в линейке производителя, но и во всем Китае, а может, даже во всем мире. Новенькая копия Suzuki Alto образца 1984 года в китайском исполнении стоит всего $3300!

БУДЬ В КУРСЕ

Что такое отверточная сборка?

Сборка происходит из так называемых SKD-комплектов (semi knocked down — полуразобранный). Из Китая в Беларусь по морю через Клайпеду доставляют кузова (уже с салоном, приборной панелью, сиденьями, остеклением). Уже у нас в них ставят двигатели и коробки передач, подвеску, элементы охлаждения и кондиционирования, колеса. В автомобиль заправляются все необходимые жидкости, и после контроля качества он готов к продаже. Из-за особенностей импортных пошлин или акцизных сборов ввоз SKD-комплекта обходится дешевле, чем ввоз готового автомобиля.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Автоклуб KP.BY»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также