Общество19 марта 2013 2:00

«Научные эксперименты мы теперь просто фотографируем»

Студенты БГПУ им. М.Танка второй семестр учатся с помощью планшетов. После первой же сессии они выбились в лидеры
Работать с планшетами удобнее, чем с тетрадями: и фотографию можно прикрепить, и нужный график.

Работать с планшетами удобнее, чем с тетрадями: и фотографию можно прикрепить, и нужный график.

Суббота, 9 утра. У третьекурсников факультета естествознания БГПУ вовсю идет лабораторное занятие по биофизике. Студенты в белых халатах и резиновых перчатках что-то переливают в пробирки, потом их нагревают, сравнивают между собой. В некоторых жидкость остается бесцветной, в некоторых – краснеет…

- Ой, что это они делают?

- Ставят эксперимент, - отвечает старший преподаватель кафедры общей биологии Татьяна Крисевич и тут же объясняет, в чем его суть: – Бывает, нужно эффективно ввести в организм какие-то лекарства. Для этого их загоняют в искусственные мембраны. Эти мембраны представляют собой пузырьки, которые состоят из фосфолипидов – то есть, жиров. Лекарство лучше усваивается, если попадает в организм в такой жировой оболочке. Но для того, чтобы попадание состоялось, оболочка должна повредиться или исчезнуть. Сейчас студенты вызывают окисление этой мембраны, пытаются понять, под действием чего оболочка разрушается.

Наблюдаю, как одна из студенток берет в руки планшет и фотографирует другую с пробирками в руках.

Результаты эксперимента куда удобнее фотографировать, чем описывать словами: так выходить гораздо нагляднее.

Результаты эксперимента куда удобнее фотографировать, чем описывать словами: так выходить гораздо нагляднее.

Преподавательница перехватывает мой взгляд:

- Каждая лабораторная работа сопровождается ведением лабораторной тетради. В ней студенты должны описывать наблюдения от экспериментов, записывать выводы на основе данных, которые получают. А планшетом они фотографируют свой эксперимент.

Получается, что если бы его не было, студентам пришлось бы брать тетради и записывать: «раствор приобрел красноватый оттенок»… А так можно сфотографировать – и все! Фотографию они поместят в свои отчеты и сдадут преподавателю.

Студенты фиксируют каждый этап эксперимента, так преподавателю легче оценить их работу.

Студенты фиксируют каждый этап эксперимента, так преподавателю легче оценить их работу.

- Биофизика – одна из наук, где важно работать руками, - замечает Татьяна Олеговна. - Есть предметы, где можно ограничиться теорией, но здесь важно знать, как работают приборы, как отмерять растворы микропипеткой – все попробовать делать самому. А планшет выступает как средство визуализации этой работы.

Татьяна Крисевич на своем опыте показывает, почему в ее предмете важно все делать собственноручно.

Татьяна Крисевич на своем опыте показывает, почему в ее предмете важно все делать собственноручно.

ОЦЕНКИ: ДО ЭКСПЕРИМЕНТА – ОТСТАВАЛИ, ПОСЛЕ – СТАЛИ ПЕРВЫМИ

В сентябре прошлого года 14 преподавателям и 26 студентам из самой большой группы на факультете естествознания БГПУ им. М.Танка раздали планшеты Prestigio под управлением Android 4.0. Эксперимент по внедрению нового технического средства решили проводить именно на студентах-физиках, биологах и химиках, потому что они часто имеют дело с разной наглядной информацией. Говорят, не верилось, что до конца учебного года планшеты смогут заменить студентам и конспекты, и учебники, а преподавателям – пособия и методические материалы.

И вот прошло полгода. Чтобы понять, сработал ли эксперимент, нужно в первую очередь увидеть результат – положительный или отрицательный. А какой результат может быть у студентов? Конечно, их экзаменационные оценки в сессию и средний балл. И хотя и инициаторы эксперимента, и его участники просили пока однозначных выводов не делать (все-таки один семестр – слишком маленький промежуток времени, а одна студенческая группа – выборка непоказательная), оценить результаты можно.

Итак, что мы имеем? До эксперимента с внедрением в студенческую жизнь 31-й группы планшетных компьютеров они занимали третье место из четырех среди параллельных групп. А после этой сессии буквально рванули вперед: средний балл группы стал выше, чем у любой другой группы, в какую колонку ни посмотри: по химическим дисциплинам – первые, по биологическим – тоже, первые и по всем остальным дисциплинам, и даже по общему среднему баллу – 6,15. А у других от 5,75 до 5,98. На следующий семестр задача сделать 7,5: планшеты у студентов оставили. Эксперимент продолжается.

СТАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЛАНШЕТЫ – СЭКОНОМИЛИ ПО 4,5 КИЛОГРАММА УЧЕБНИКОВ И СПАСЛИ ПО ДВА ДЕРЕВА

Для того чтобы контролировать эксперимент, была привлечена группа психологов. После первого этапа их руководитель сделала выводы.

- Около 60% студентов отнеслись к электронным устройствам положительно. 27% - нейтрально, - анализирует результаты опроса руководитель группы по психолого-педагогическому сопровождению Татьяна Куземкина. – Вся группа пользовалась планшетом для подготовки к занятиям и досуга, 70% - для изучения нового материала на занятиях, еще 70% - для чтения художественной литературы. Две трети опрошенных подтвердили, что процесс обучения стал более интересным. 14 преподавателей рассказали, что уделяли планшетам от получаса до двух часов в день, а студенты гораздо больше - от 2 до 6 часов.

Кстати, перед началом эксперимента 22% преподавателей и студентов оценили свой уровень владения устройством как начальный.

- Да, сначала и в самом деле было видно, что и у преподавателей, и у студентов разный уровень навыков при работе с планшетами, - подтвердили цифру студентки 31-й группы Таня Баезитова и Ира Багадяж. – Но мы друг другу помогали, даже группу в соцсети для этого создали. А сейчас бывает, что и преподавателям кое-что подсказываем.

- С началом использования в учебном процессе планшетов мы сэкономили по 4,5 килограмма книжек на каждого студента, - подхватывает доцент кафедры ботаники и основ сельского хозяйства Анна Шутова. – И это значит, что где-то не срубили два дерева.

С ЭЛЕКТРОННЫМИ УЧЕБНИКАМИ НАПРЯЖЕНКА, ЛЕКЦИИ – ПО-СТАРИНКЕ, ОТ РУКИ

- Как «опланшеченные» студенты пишут лекции? Набирают текст в электронном виде?

- Нет, лекции ребята пишут ручкой в тетрадку, а планшетом пользуются на лабораторных занятиях: создают пустой документ и заполняют там текстовую часть и «цели и задачи». Так студенты экономят свое время и тратят его непосредственно на эксперименты, - продолжает рассказывать Анна Шутова. – Планшетом можно фотографировать результаты эксперимента и отправлять для проверки преподавателю. Удобно и то, что девайс устраняет зависимость от наличия или отсутствия материальных носителей информации – любые учебники и лекции доступны абсолютно для всех студентов! Закачивать их в планшет необязательно, можно пользоваться «облаком» - виртуальным пространством на сервере.

- И что, в этом облаке есть все нужные книжки?

- В специальной библиотечной базе уже собрано более 620 тысяч книг, - отвечает специалист компании по контенту Елена Елиневич. – Но пока еще есть проблемы с подключением к разным библиотечным системам. Еще есть сложности с оцифровкой белорусских учебников. Вот пример: в январе на сайте Научного института образования появилось около 50 учебников белорусских авторов, но там они представлены в формате PDF. Он не очень удобный, потому что не обеспечивает достаточного уровня интерактивности. Удобно было бы перевести книги в формат ePub, но чтобы это сделать, нужно договариваться с автором и правообладателем, а если их несколько – с каждым отдельно. Проблема в том, что на такое сотрудничество идут не все.

В ПРОЕКТ С ПЛАНШЕТАМИ ХОТЯТ ДРУГИЕ ВУЗЫ И ШКОЛЫ

- Прежде, чем вводить новый проект по электронному обучению, мы детально изучили опыт других стран. Интенсивное развитие e-learning – одна из ведущих мировых тенденций системы образования! – объясняет суть проекта директор по маркетингу Prestigio Ирина Савина. – По версии ЮНЕСКО, электронное обучение – главный приоритет образования в информационном обществе, а в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде оно стало обычной практикой, вошло в повседневную жизнь и уже никого не удивляет.

- А другие университеты к вам не просятся?

- Цель нашего эксперимента – получить полное представление о том, что нужно всем участникам процесса обучения – студентам и преподавателям. Мы хотим учесть все нюансы, чтобы предложить электронной Беларуси такое устройство, которое максимально сочетало бы в себе все требования к процессу образования. В расширении проекта, мы, конечно, заинтересованы. Причем не только на другие вузы, которые уже обращаются к нам с просьбами включить их в проект, но и в школы.