2016-08-24T03:22:11+03:00

Белорусское кино показывали на Бродвее

А сейчас возвращают на родину, собирая средства в интернете.
Поделиться:
«Житие и восхождение Юрася Братчика». 1967 год.«Житие и восхождение Юрася Братчика». 1967 год.
Изменить размер текста:

Мы так привыкли к тому, что у нас долгие десятилетия снимали исключительно партизанское кино, что в то, что белорусские фильмы когда-то покоряли мировой кинопрокат, что в Минске снимали настоящий авангард, верится с трудом. Тем более, оказывается, большинства картин, снятых на «Беларусьфильме», в Беларуси-то и нет.

Где же они? В тех самых Белых Столбах под Москвой, где, говорят, строит себе поместье новый гражданин России Депардье. Именно там расположен Госфильмофонд, в котором и хранится все, что было снято в Советском Союзе. Пока существовал Союз, все картины были доступны любой киностудии. С распадом СССР практически весь наш архив оказался за границей.

- Самое ценное, что в Белых Столбах хранятся исходные материалы, негативы в первозданном виде, - говорит директор Музея кино Игорь Авдеев.

Это значит, что именно с негативов можно получить самые качественные копии. Но как это сделать? Пока возвращением белорусских картин занимаются… энтузиасты, которые вызвались помочь Музею кино.

КАРТИНЫ, КОТОРЫЕ МЫ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ

- Именно в музее должно быть максимально сконцентрировано все, что связано с белорусским кино, - убежден поклонник кино, блогер Андрей Скуратович, который координирует сбор денег (http://minsk1067.livejournal.com). - Пока же у нас нет доступа к основной массе картин. Что-то попадает в сеть через телевидение, когда там показывают наши фильмы. Но фактически из культурного оборота десятки лент просто изъяты.

- Какие-то фильмы десятилетиями не появлялись на экранах, а какие-то вообще никогда не были показаны, - признается Игорь Авдеев. - Это можно назвать ликвидацией белых пятен в истории белорусского кино.

На деньги, собранные белорусскими любителями кино, сотрудники Госфильмофонда, теперь уже России, реставрируют и оцифровывают картины из списка, который составляется сотрудниками Музея кино. Деньги собирают уже третий год, так вернулись в Беларусь двенадцать игровых картин. Список этого года значительно больше.

- В реставрации нуждаются в основном довоенные ленты, - признается Андрей Скуратович. - Они в жутком состоянии, их нужно очищать от плесени и грибка, и только потом оцифровывать. Ведь весь архив Белгоскино, которое работало при «Ленфильме», перед самой войной перевезли в Минск, где торжественно открыли студию «Беларусьфильм». И в первую же бомбежку все архивы сгорели. Поэтому все довоенное белорусское кино восстанавливалось после войны из разных прокатных копий разной сохранности.

Кстати нашлись энтузиасты-видеореставраторы, которые доводят до ума реставрацию, которую сделали россияне.

- Сколько стоит выкупить картины в России?

- Меньше 20 долларов за 10 минут, включая самую трудоемкую часть - реставрацию. То есть один художественный фильм стоит меньше 200 долларов.

«Нестерка». 1955 год.

«Нестерка». 1955 год.

АРКАДИЙ РАЙКИН СНИМАЛСЯ В БЕЛОРУССКОМ КИНО

- Андрей, какие ленты вернутся в этом году?

- Уже оплачена оцифровка списка отсутствующей анимации, двух документальных картин «Аскания Нова» (почему-то картину про заповедник в Украине снимали белорусы в 1937 году) и «Новый Минск» 1953 года. Фильм про Минск никто никогда не видел, наверняка это что-то любопытное.

Готова оцифровка и шести игровых лент: «Строгая женщина», «Зеленые огни», «Будни», «Семья Януш», «Песнь о дружбе» и «Житие и вознесение Юрася Братчика».

- Из всех этих названий я знаю только «Житие», которое было запрещено до 1989 года.

- Судьба этой картины драматична. Сценарий для нее писал Владимир Короткевич, потом уже киносценарий превратился в роман «Хрыстос прызямліўся ў Гародні”. В 1967 году был запрещен и пролежал на полке до 1989 года. Режиссер Владимир Бычков (тот самый, что снял обожаемый многими поколениями детей «Город мастеров») пытался бороться за него все эти годы. Считалось, что никаких исходных материалов к картине не сохранилось. Но в Белых Столбах нашли русский вариант 1967 года. Хотя в интернете можно найти вариант фильма на белорусском языке, который сделали к 1989 году.

- А чем любопытны другие картины?

- Думаю, что «Семья Януш» - это потенциальная бомба. Фильм, снятый в 1941 году, так и не вышел в прокат. Есть любопытная параллель. В 1938 году Белгоскино в Ленинграде сняло картину «Огненные годы» (в ней, кстати, дебютировал Аркадий Райкин). Это была антипольская агитка по событиям победоносного шествия Красной Армии в 1919 году. Его сняли, была премьера в Москве в Доме кино, и отложили. И вышел в прокат он 21 сентября 1939 года (на пятый день после начала присоединения Западной Беларуси. - Ред.) Выходит, «Огненные годы» снимали за год до этих событий по конкретному заказу.

Так вот, премьера «Семьи Януш» была в мае 1941 года, и тоже выход в прокат был отложен. Сюжет картины - Западная Беларусь, торжественное воссоединение, но тут всех мужчин призывают в армию и они отправляются на войну. Но те очень быстро после победы возвращаются домой - такой освободительный поход на Европу. Похоже, картина ждала не ту войну.

«Песнь о дружбе» тоже была сняла в 1941 году, она так и не вышла в прокат. Это была попытка сделать музыкальную комедию. В киноэнциклопедиях пишут, что картину не выпустили из-за ее легковесности.

- На что сейчас собирают деньги?

- Уже собраны средства на девять документальных лент и несколько игровых. На остальные еще собираем. Там много картин, которые в свое время были очень популярны, но сейчас почти забыты. К примеру, картину 59-го года «Любовью надо дорожить» в свое время показали в 90 странах мира. Или «Нестерку» 55-го года с конца 70-х не показывали по телевизору, хотя тогда он был очень популярен. Как и детский фильм «Пущик едет в Прагу» 65-го года.

Но первоочередной интерес - это картина 1930 года «Суд должен продолжаться». Ее никто не видел, но, судя по описаниям в энциклопедиях, это ура-феминистский фильм. И невероятно любопытна лента «Возвращение Нейтана Беккера» 1932 года, снятая на идиш. В России хранится вариант на русском языке. Картина в Беларуси есть только на видеокассете. В 90-е годы ее записали, правда, без титров. Сюжет ее любопытный до крайности. В связи с экономическим кризисом в начале 30-х из США в белорусское еврейское местечко возвращается главный герой вместе с молодой женой и другом-негром. В местечке жуткая безработица, но рядом начинают строить большой завод. Партийного руководителя играет Борис Бабочкин, он же Чапаев. До войны картина очень хорошо продавалась в США.

А «Концерт Бетховена» и вовсе в мировом прокате собрал больше денег, чем легендарный «Чапаев». Фильм сняли в 1936 году, в сети он есть, его даже в конце 90-х показывали по белорусскому телевидению, но качество неважное. Это шикарный детский фильм с потрясающей дрессурой животных. Идеологии там чуть-чуть в самом конце перед титрами. В роли белорусского хлопчика Янки - будущий гроссмейстер Марк Тайманов. Режиссера Шмидтгоф-Лебедева за немецкую фамилию через год арестовали как немецкого шпиона. В 1939 году он вышел, но быстро умер. А его «Концерт Бетховена» шесть недель шел на Бродвее. Вообще, все наше довоенное кино неплохо продавалось в мире. Нам его еще предстоит открыть. Это целая Атлантида.

ЧТО УЖЕ ВЕРНУЛИ

В 2011 году

«Джентльмен и петух», 1928

«Кастусь Калиновский», 1927

«Полесские робинзоны», 1934

«Первые испытания», 1961

«Весенние грозы», 1960

«Нечаянная любовь», 1970

В 2012 году

«Печать времени», 1932

«Последний хлеб», 1963

«Западня», 1966

«Тысяча окон», 1967

«Черное солнце», 1970

«Рассказы о юности», 1961

ЧТО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ВЕРНУТЬ

«Его превосходительство», 1927

«Саша»

«Суд должен продолжаться», 1930

«Возвращение Нейтана Беккера», 1932

«Женщина», 1932

«Концерт Бетховена», 1936

«Соловей», 1937

«Белорусские новеллы», 1942

«Нестерка», 1955

«Любовью надо дорожить», 1959

«Пущик едет в Прагу»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также