Общество29 марта 2013 2:00

Один день с проводником: утренний рейс начинается вечером

Узнаем из первых уст: как должны подавать чай в вагонах, почему не хватает туалетной бумаги и когда начальник поезда может взять пассажиров
"Подать руку женщине - это же общая культура!"

"Подать руку женщине - это же общая культура!"

Работу проводника, вроде как, хорошо знает почти каждый: в поездах-то все ездят. Казалось бы, нетяжелая работа: билеты проверил, чай раздал и сиди себе в купе. Так ли это, корреспондент «Комсомолки» решил проверить, полностью проведя с проводником его рабочий день.

Выбрали мы, пожалуй, один из самых популярных поездов, на который часто трудно купить билеты, - «Гомель - Минск». Подготовка к дороге начинается с пассажирского участка: здесь, в огромной прачечной, стирают, гладят и запаковывают белье, выдают проводникам чай и сладости для мини-буфета. Поезд отправляется рано утром, но проводники приходят на работу уже к половине девятого предыдущего вечера.

В прачечной стирают тонны белья

В прачечной стирают тонны белья

Все 18 проводников - именно такое почти максимальное число вагонов в составе - собираются на планерку. Проводники расписываются в журналах, а начальник поезда Ирина Свиридова распределяет их по вагонам, проводит инструктаж и рассказывает о последних новостях: где-то начался ремонт моста, поэтому расписание немного меняется.

Первые проблемы начинаются уже на планерке: один из проводников говорит, что плохо себя чувствует, поэтому не может отправится в рейс. В медпункте подтверждают: очень высокое давление. Надо срочно искать замену, и подменить коллегу соглашается проводник только что прибывшего из Минска рейса. Это значит, что еще сутки его не будет дома.

ПРИМЕТА ПРОВОДНИКА - НЕ КЛАСТЬ КЛЮЧИ НА СТОЛ

Около девяти вечера сцепляют вагоны состава, и проводники принимают их у своих недавно прибывших коллег. Те после рейса должны убрать мусор в вагонах, вымыть туалеты, а новые проводники - закончить уборку, поправить кресла, протереть решетки для багажа. И, что очень важно зимой, - поддерживать котел. Уголь в вагоны только что развезли на тракторе. Грузчики - суровые ребята, фотографироваться не захотели, мол, зарплату от этого все равно не поднимут.

Меня определили в сидячий вагон к молодому проводнику Алексею Зенченко. Парень принес из кладовой чай-кофе и сразу взялся за котел.

- Зимой огонь в нем поддерживается круглосуточно, - объясняет проводник. - Причем, нужно следить за огнем, чтобы котел не перегрелся, но и температура была достаточной.

Подбросив угля, проводнику приходится долго вручную качать в котел воду. А еще нужно растопить «титан» - вагонный самовар. Для этого Алексей берет топор и рубит дрова на щепки. Ну и последнее: вымыть за собой тамбур, разложить мусорные пакеты и бумагу по туалетам. Кстати, рулон рассчитан на поездку туда и обратно. Его всегда хватает, если кто-то из пассажиров не украдет.

Надо уметь и дрова рубить!

Надо уметь и дрова рубить!

Чаек в поезде попить многие любят

Чаек в поезде попить многие любят

И пол, и туалеты вымыть нужно хорошо

И пол, и туалеты вымыть нужно хорошо

Чтобы быстро и хорошо вымыть пол, Алексей использует свои хитрости. Такому преподаватели не учат, все тонкости работы молодые проводники подсматривают у опытных коллег.

Большинство проводников в нашем составе - девушки. И хотя им тоже приходится выполнять грязную и тяжелую работу - качать воду, рубить дрова, чистить котел - ночная атмосфера в готовящемся к пути поезду действительно романтическая. По разным делам молодежь бегает друг к другу в вагоны,что-то берут, что-то передают, попутно шутят и спрашивают о делах. Когда все сделано, пьют чай, чтобы лучше спалось.

Ночи у проводника короткие

Ночи у проводника короткие

Хотя какой там сон - ложимся в час, а уже в пять утра надо подниматься. Да еще и ночью желательно встать, чтобы угля в котел подбросить. Проводник ночует в вагоне и для того, чтобы его охранять. Были случаи, когда воры открывали двери отмычками или залазили в поезд между вагонов. Раньше будильника окончательно будит маневровый локомотив, который дергает вагоны и начинает их тащить на вокзал. Алексей пьет чай и съедает пару бутербродов - позавтракать в пути не всегда можно успеть.

Замечаю, что парень всегда прячет свои вагонные ключи в карман. Оказывается, есть у проводников такая примета: никогда не класть ключи на стол, иначе ревизоры нагрянут. Забегая наперед, отмечу: ревизор в поезд, все-таки, пришел.

ОПАЗДЫВАЮЩИЕ ПАССАЖИРЫ ИНОГДА ВИСНУТ НА ПОРУЧНЯХ

Довести котел до кондиции и температуру в вагоне до необходимых 20 градусов, наконец, удается. В 6.10 Алексей открывает двери вагона и почти сразу появляются первые пассажиры. Их сегодня немного, опаздывающих нет. Когда поезд тронулся, Алексей еще пару минут стоит у окна двери - «провожает станцию». Смотрит, чтобы все было в порядке, к примеру, чтобы на поручнях не повис опоздавший пассажир. Такое иногда случается, и проводнику приходится дергать стоп-кран. За это горе-пассажиру выписывают штраф, ведь его опоздание - не повод для остановки поезда.

Утро. Скоро рассвет. Какой выдастся дорога?

Утро. Скоро рассвет. Какой выдастся дорога?

От начальника поезда узнаю о новом ЧП: пассажир только на перроне обнаружил, что потерял билет. В кассах билеты уже не продавали - до отправления оставалось пять минут. А в Минск парню надо было уехать срочно по работе. Поэтому он прибежал проситься к начальнику поезда. Та просила его несколько раз проверить - вдруг билет затерялся в карманах. Однако нет, пришлось выписывать новый.

- У каждого начальника поезда есть в резерве четыре места, - признается Ирина Свиридова. - Для подтверждения срочности выезда пассажира нужен документ. Но в наш век телеграммы уже не шлют, поэтому верим на слово. Мне иногда приходилось выписывать и больше четырех билетов, когда люди очень просились. Каждый проводник за годы работы становится отличным психологом и чувствует, как себя нужно вести с пассажирами, чтобы всем было спокойно.

ВРЕДНЫЕ ПАССАЖИРЫ БЫВАЮТ В КАЖДОМ РЕЙСЕ

Возвращаюсь в вагон к Алексею. Он проверяет билеты и начинает выдавать чай. Хотя большинству он пока не нужен: почти все в вагоне спят.

- Конечно, и мне спать хочется! - не скрывает проводник. - Особенно трудно до обеда, но борюсь со сном силой воли.

Появляется и первый вредный пассажир: ругается на проводника за выпадающую из окна штору.

- Раздражают пассажиры не так часто. А больше всего - когда смывают в туалет пластиковые стаканчики и другой мусор. Он застревает в отверстии, а если зима - еще и примерзает. Потом приходится долго выдалбливать, - говорит Алексей. - Еще удивляет, как в каждом рейсе многие пассажиры перед конечной станцией начинают толпиться в тамбуре. Ведь раньше проводника они все равно не выйдут и лишь создают себе самим неудобства. Пьяные редко бывают. Пиво в вагонах мы не продаем, а если кто-то умудряется напиться и буянит, вызываем милицию. Хулигана без проблем высаживают на ближайшей станции.

Выезжали из Гомеля в дождь, но уже за Буда-Кошелевской видим метель и снежные заносы. А ведь проехали всего километров семьдесят! В Жлобине стоянка лишь три минуты, но за это время заходит 20 новых пассажиров. А в Гомеле за полчаса зашли 29 человек. Стоянка в Жлобине немного задерживается, и проводники достают красные флажки - сигналят машинисту, чтобы пока не трогался. Чуть что, начальник поезда может связаться с машинистом по рации.

После проверки билетов - раздача чая

После проверки билетов - раздача чая

После девяти часов в вагонах включают радио. Командует музыкой начальник поезда. В его купе стоит специальная установка со встроенной автомагнитолой, которая проигрывает диски, выданные начальнику поезда на пассажирском участке. На полке - с десяток дисков с популярной музыкой. Какой из них поставить, решает начальник поезда, и эта музыка транслируется по всем вагонам.

КУРЕНИЕ МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ И В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЕЗДАХ

Народ потихоньку просыпается и начинает бегать за чаем. Кстати, у каждого проводника есть и пластиковые, и стеклянные стаканы. Проводник обязан налить кипяток в тот стакан, который пожелает пассажир.

- Разбитый при раздаче чая стакан просто списывается. А вот если украдут, тогда высчитывают с зарплаты. У меня однажды украли стакан с подстаканником. А еще - фирменную штору с надписью «Гомель», - вспоминает Алексей. - Проводникам купейных вагонов не легче. Хоть у них и наполовину меньше пассажиров, зато есть постели, которые нужно сначала раздать, а потом собрать, посчитать, сложить в мешок, запломбировать. А потом еще матрасы скрутить и положить на третью полку - это большой кусок работы, особенно представьте, каково это девушкам!

После Бобруйска вагон уже совсем полный. Алексей время от времени заходит в нерабочий тамбур - погонять курильщиков:

- Если начальство заметит, что в моем вагоне курят, проблемы будут в первую очередь у меня. А курильщиков в первый раз просто предупреждаем. Многие закрываются в туалете или заходят между вагонов - мол, курить ведь нельзя в самом вагоне!

Кстати, летом курение в поездах собираются запрещать и российские железнодорожники, поэтому, скорее всего, нельзя будет больше курить и в белорусских поездах международных линий. Вообще, в среде проводников запрет курения восприняли без энтузиазма. Нашего человека запретом не отучишь, курить меньше не стали. А у проводников - лишние проблемы. Да и можно понять курильщиков: дорога дальняя, выйти размяться в тамбур и покурить, глядя на мелькающие за окном столбы, многие, все же, любят.

Через час Минск и мне пора включать ноутбук, чтобы описать первую половину пути. Но ни телефонные зарядки, ни ноутбуки подключать в таких вагонах к розеткам нельзя. Хоть и указано напряжение в 220 вольт. Не зря возле них есть надписи: только для электробритв. Ток в таких вагонах очень грязный, и если для бритвы это не страшно, то электроника может запросто сгореть. Поэтому прошусь в более новый купейный вагон - там розетки с ноутбуками дружат.

ПОЕЗДА ОТДЫХАЮТ В ДЕГТЯРЕВКЕ

Подъезжаем. Опоздание - семь минут из-за пленившего всю Беларусь циклона Хавьер. Пути замело так, что в некоторых местах их вообще не видно. С десяток пассажиров так и норовят прорваться в тамбур. Проводник с трудом открывает двери - в пути они наглухо примерзли (а девушки-проводницы из соседних вагонов вынуждены просить помощи пассажиров-мужчин), вытирает от пыли и снега поручни, выходит первым и помогает спуститься остальным.

- Такой обязанности у нас нет, но это же общая культура - подать руку женщине, помочь снять сумку. Хотя некоторые наоборот ругаются и просят не трогать сумки, чтобы не разбить в них что-нибудь.

Сейчас одиннадцать утра, а обратный рейс - в три часа. Но проводники по столице погулять не смогут. Сразу поле высадки пассажиров состав тащат за Минск, в деревню Дегтяревка. За 40 минут дороги проводники убирают в вагонах и опять кушают бутерброды. В Дегтяревке есть часок, чтобы вздремнуть. Но до этого еще нужно очистить от снега подвагонное оборудование.

И скоро мы вновь на минском перроне. Почти все места уже заняты. С десяток опаздывающих пассажиров запрыгнули в первый попавшийся вагон и теперь устроили миграцию по составу. На этот раз билеты не успели купить двое - женщина, которую выписали после операции, и ее сын.

- Ну не оставлять же мне их на перроне в такую погоду! - сжалилась начальник поезда и выписала билеты. А на следующей остановке в поезд попросилась женщина с маленьким

ребенком.

В дороге преследуют разные ЧП, два вагона с трудом доехали до Гомеля из-за печально известного циклона. Но на этот раз поезд почти не опоздал.

- Это еще ничего. Частенько приходится и скорую вызывать кому-то, бывает, пьяные стекла бьют. А на этот раз вернулись, можно сказать, благополучно, - облегченно вздыхают проводники.

«ЗАРПЛАТА НОРМАЛЬНАЯ - ТРИ С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНА»

План по чаю-кофе и сладостям в 180 тысяч рублей за рейс Алексей перевыполнил в полтора раза. Наводит порядок в вагонах и снова остается здесь на ночь - завтра еще один рейс, то есть двое суток без отдыха и домашней еды. Зато выходных у проводника - полмесяца.

- У меня высшее образование, я вообще инженер, - удивляет Алексей. - Просто когда учился в Белорусском государственном университете транспорта, предложили во время практики устроиться проводником. А я мечтал как раз на ноутбук заработать, вот и согласился. Потом пришло время распределения, а я захотел остаться в Гомеле. Вот и попросился в проводники. Зарплата нормальная - на ставке три с половиной миллиона получаю. Планирую потом сдать на начальника поезда. А когда распределение отработаю, буду дальше думать.

Коллега Максим тоже учился в вузе - политехническом университете. Но на платном заочном. Поэтому, чтобы не наглеть и не обдирать родителей, пошел зарабатывать на учебу проводником.

Многие женщины в коллективе - семейные. Говорят, мужья и дети с пониманием относятся к ночной разъездной работе. Есть в бригаде и супруги-проводники. Правда, работают они в разные смены, поэтому видятся только по выходным.

Жаль было покидать жизнь на колесах, уходя домой. Может, освоить вторую специальность?

- Мы с радостью приглашаем на работу молодых проводников, обучение - всего три-четыре месяца, - прощается начальник поезда Ирина Свиридова. - Эта профессия дает возможность побывать в разных городах, встретить интересных людей. В дороге можно завести знакомства, встретить новых друзей. В моем вагоне много раз ехали артисты. Например, Глюкоза, Сергей Маковецкий, Татьяна Догилева. Кстати, не редко знаменитости охотно общаются проводниками. А ведь путь долгий - у кого, как у не у проводников, есть такая возможность!