2015-02-04T08:12:47+03:00
КП Беларусь

Отчего мы любим негатив?

Когда мы говорим об убийцах, ворах и насильниках, наши грехи на их фоне начинают казаться невинными грешками, да и вообще пустяками, недостойными серьезного внимания [обсудим]
Поделиться:
Изменить размер текста:

Сперва хочу от всего православного сердца поздравить христиан западного обряда с наступившим у них праздником святой Пасхи и новым архипастырем, новости о котором приходят одна лучше другой и греют душу. Пусть у вас все будет хорошо, друзья!

Ну а у нас, православных, продолжается Великий пост, самая его середина. Время воздержания, духовных размышлений и углубленной молитвы. Поделюсь сегодня мыслями, зацепившими меня в эти дни. Вначале предыстория. На нашем деревенском приходе, где я имею честь служить, есть обычай после богослужения собираться с прихожанами пить чай, общаться на разные темы и анализировать свою жизнь и поступки. К сожалению, нередко наша беседа скатывается к пересказам о разных жутких историях: вот де, там-то пьяный сбил семью с детьми, а вот там-то душегуб убил людей невинных, а вот этот вот украл из бюджета столько-то денег, ну и в конце многозначительные вздохи и покачивания головой, дескать: «Как они могли? Как они могли»?

Долго я не мог постичь, почему подобные темы так для нас бывают привлекательны? Даже по ТВ лучшее время отведено программам о убийствах, изнасилованиях, пьянствах и разных ужасах. Порой создается впечатление, что кругом живут одни аморальные личности, столько о них идет информации.

Проанализируйте, друзья, свою личную жизнь. Ведь часто так бывает, что мы с каким-то болезненным удовольствием выслушиваем сплетню о гадком проступке того или иного человека. Наверное, многие из вас задумывались над природой этого нездорового интереса и очевидно у вас есть свой ответ на эту аномалию, я же расскажу о своем открытии, вот оно. Когда мы слышим новость о том что некто убил ближнего или обокрал стариков, или изнасиловал кого, или дебоширил пьяным, или еще нечто подобное, мы невольно сравниваем жизнь этих подлецов с собственной жизнью и… (о чудо!) мы находим себя почти ПРАВЕДНЫМИ на фоне их. И наши грехи кажутся невинными грешками, да и вообще пустяками недостойными серьезного внимания.

В собственных глазах мы как бы духовно вырастем, создается иллюзия праведности. Вот она причина (или одна из причин), по которой нам нравится выслушивать сплетни о подлостях других. Мы как бы говорим себе: «Пф-ф, ну подумаешь я пару раз жене изменил… Я ведь никого не изнасиловал и не убил, как эти уроды по ТВ. А измена, да сейчас почти все изменяют». Или: «Ну, подумаешь, украл 100$? У меня зарплата маленькая и вообще, пусть стыдно будет тем, кто миллиарды у государства уводит», и.т.д., всем этим оправданиям нет конца.

Не правда ли - какой легкий путь для «достижения» святости? Всего-то надо сравнить свои недостатки с преступлениями других и "Вуаля!", ты уверен что свят. Ну ладно, будем скромнее: не свят, но нормальный, хороший и положительный семьянин с небольшими (?) грешками, но с кем не бывает!? С кем не бывает!? :) И более того (давайте будем честны), иногда даже легче от того, что вокруг люди грешат не краснея. Ведь одно дело, когда из ста человек ты единственный, кто решился на воровство (к примеру). И совсем другое дело, когда из ста человек девяносто воруют и ты вместе с ними. В первом случае муки совести будут очень острыми. Во втором этих мук почти не будет: «Все так делают».

А с каким остервенением в компании молодежи уламывают одного нежелающего покурить травку или выпить к соучастию в этом деле… Ведь пока есть кто-то не желающий грешить, все остальные чувствуют внутренний дискомфорт. А когда в компании все делают гадость, тогда… тогда, как говорят в народе: «На миру и смерть красна». Дошло до того, что молодые люди стесняются даже факта собственного целомудрия, чтобы друзья не засмеяли. Вот ведь преступление - в 14 или 15 лет быть невинным. Все это плоды современной культуры потребления.

Впрочем, благо, не все на это ведутся, и есть надежда на здоровое обновление жизни. Помню, елеем на сердце легли строки одной школьницы:

В жизни мало осталось природного,

Нам уже не досталось прекрасного,

Восхищаться должны мы уродами,

Потому что так модой приказано.

И еще. Самых длинных и глубокопокоянных исповедей я бываю свидетелем не у людей, которые редко церковь посещают, а именно у людей, которые регулярно в ней бывают. Вот ведь парадокс. Нет, люди в храмах не грешнее других, они пожалуй честнее других относительно своей жизни. Бывает, встретишь малоцерковного гражданина, и он давай тебе рассказывать (часто со смехом) какой он грешник, что дескать с его грехами даже в ад не возьмут. А доходит дело до исповеди, только и скажет: «Да чем грешен?… словом, делом, помышлением… не знаю что еще сказать».

Знаете друзья, у меня есть давняя мечта, чтобы кто-то на телевидении догадался создать проект на подобии НТВшного «ЧП», только не про убийц и разных гаденышей, а про случаи проявления благородства, чести и доброты. Чтобы мы сравнивали себя с достойными людьми, людьми слова, чести, правды и стремились им подражать. Чтобы мы перестали гордиться своею «праведностью» при созерцании преступников, а чувствовали потребность духовного роста, видя людей высокого духа.

Не случайно ведь Христос в Евангелии дал невыполнимую заповедь верующим в Него: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матф.5:48). Никто, даже никто из святых не может похвалиться тем, что исполнил это повеление Господа и стал совершенен как Бог. Эта заповедь нам дана для того, чтобы наша духовная жизнь была динамичной и вечной, как вечен Бог. Чтобы мы ни разу не остановились и не сказали себе: Все. Я достиг совершенства и святости. Теперь я не такой как иные человеки. Мы сегодня как никогда нуждаемся в информации о хороших примерах жизни, а этого как никогда сегодня мало.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также