Общество

Минскую гимназию назовут в честь Нобелевского лауреата Жореса Алфёрова

«Комсомолка» посетила альма-матер одного из самых известных мировых ученых.
Победительница многих олимпиад Даша Богдан показала "Комсомолке" родную гимназию.

Победительница многих олимпиад Даша Богдан показала "Комсомолке" родную гимназию.

О том, что в белорусских школах немало выдающихся, интересных учителей, «Комсомолка» уже писала не раз. Мы пригласили наших читателей предлагать будущих героев, о которых непременно стоит рассказать на страницах нашей газеты. И вот мы получили предложение написать не про отдельного педагога, а про целую школу. Так мы оказались в гимназии №42.

«В ГИМНАЗИИ МЫ ВСЕ ЗНАМЕНИТОСТИ!»

Любая школа – это в первую очередь дети, ее ученики и выпускники. Рассказать о родной гимназии мы попросили ученицу 11 «А» класса Дашу Богдан. Конечно, на нее выбор пал не просто так.

- Я, по сути, уже почти студентка, - говорит Даша. – После того, как я выиграла республиканскую олимпиаду по обществоведению, имею право поступать без экзаменов (колеблюсь между юрфаком и факультетом международных отношений). И уже сейчас могу сказать родной гимназии за это спасибо. У меня вообще бурное олимпиадное прошлое: в 8 классе я участвовала в городской Интернет-олимпиаде по химии и получила похвальный отзыв. В 9-м – 3-е место на городской олимпиаде по химии и абсолютное первое место на районе и в городе на олимпиаде по обществоведению, получила дипломы 1 степени. На республиканской в тот год – похвальный отзыв. В 10 классе, снова на олимпиаде по обществоведению, заняла абсолютно первое место на районе и в городе (дипломы 1 степени) и абсолютно второе место на республике (диплом 1 степени). В том же году снова участвовала в олимпиаде по химии (получила диплом 3 степени) и по математике (похвальный отзыв на городском уровне). В этом году – абсолютно первое место и все дипломы первой степени по обществоведению на всех возможных уровнях: на районном, городском и республиканском этапах.

- Ничего себе!

- Ой, это не все. В начале марта я участвовала во Всероссийской олимпиаде по обществознанию и истории в Санкт-Петербурге, а еще – в Московской олимпиаде по интеллектуальной собственности. Там я победила в номинации «За практическую ценность и общественную значимость», об этом даже написали в журнале «Интеллектуальная собственность в Республике Беларусь». Нас поздравляли представители Всемирной организации интеллектуальной собственности: вручали дипломы, статуэтки с надписью «Award for best school inventor» («Награда лучшему школьному изобретателю»). А еще к нам приезжал вице-президент фонда Сколково, дарил разные памятные подарки, в том числе толстовки с названием академии – РГАИС. Получается, заочно приняли нас в студенческое братство.

Звезд в гимназии много. На фото - Даша Богдан, Даша Филиппушкина, Настя Корженевская, Янина Петух, Саша Чирвинская, Дима Михайлов, Настя Маринец, Дима Котусев, Женя Полочанина и Андрусь Ясюкевич.

Звезд в гимназии много. На фото - Даша Богдан, Даша Филиппушкина, Настя Корженевская, Янина Петух, Саша Чирвинская, Дима Михайлов, Настя Маринец, Дима Котусев, Женя Полочанина и Андрусь Ясюкевич.

Подходим к огромной доске почета.

- Я в гимназии не одна такая! Вот Дима Михайлов, он из 9-го класса. В этом году он участвовал в олимпиаде по астрономии, хотя обычно к ней допускаются только ребята из 11-го. У Насти Корженевской диплом по чешскому языку славистической международной олимпиады – проходила в Киеве. Есть математики – Женя Полочанина, много филологов, и русских, и на белорусских – Даша Филиппушкина, Янина Петух, Саша Чирвинская, Андрусь Ясюкевич… Много «англичан». А вот дипломы республиканской предметной олимпиады, она уже прошла. Нашу гимназию представляла я и мой одноклассник Саша Житницкий – он ездил на английский язык, у него диплом второй степени. Наши ребята всегда добиваются хороших результатов, доходят и до города, и до республики. Вот один наш девятиклассник в прошлом году перешел в Лицей БГУ – и уже от их лица взял диплом второй степени. А вот две сестрички – Юля и Влада Былинские – они не только хорошо учатся, но и пишут литературные произведения, их печатают в «Березке», в «Качелях»… Надо сказать, что гимназия у нас не такая уж простая. В послевоенное время ее закончил Жорес Иванович Алферов, самый знаменитый наш выпускник. Он Нобелевский лауреат по физике, ему присудили ее в 2000 году. Когда он учился у нас, школа называлась «гвардейская непромокаемая», была мужской. А я - лауреат фонда по поддержке одаренной и талантливой молодежи, который Жорес Иванович основал.

- А что это значит?- А что это значит?

- Быть лауреатом этого фонда очень почетно. За все время его существования стипендиатов из 42-й гимназии было всего трое: выпускник Никита Мерзлов, участвовавший и завоевывавший дипломы в олимпиадах по истории (сейчас – депутат молодежной палаты), Наташа Будай – тоже выпускница, олимпиадница по английскому языку и я – из действующих. Я получаю стипендию, потом мне дадут сертификат, а еще я войду в число людей, которых Жорес Иванович иногда собирает на общие встречи. Кстати, я знаю, что мы попросили разрешения назвать гимназию его именем. Он разрешил, ответил «С благодарностью, разрешаю» и теперь мы все с трепетом ждем этого события.

И это только одна из "досок почета":  Ими увешаны все коридоры.

И это только одна из "досок почета": Ими увешаны все коридоры.

«У НАС ТУТ ВСЕ ТРУДОГОЛИКИ: И УЧИТЕЛЯ, И УЧЕНИКИ»

Идем по коридорам гимназии. Я узнаю, что в гости к ученикам приходят поэты и писатели: 2 апреля, в День детской книги, был автор «Бунта в тарелке» и «22 шагов против времени» Валерий Квилория, раньше – Раиса Боровикова, Андрей Федоренко, Лариса Рублевская… Сюда приезжают по обмену ребята из Словакии.

- А мы ездим к ним, - подтверждает Даша. - Еще у нас есть день самоуправления. В прошлом году, когда я была в 10 классе, вела химию в 7-м классе и «Человек и мир» в 5-м. Я делала для пятиклашек презентацию о возникновении Земли, искала разные видео, картинки – чтобы им было и понятно, и интересно. К уроку готовилась за неделю. У нас тут все трудоголики – и учителя, и ученики.

- И как прошло?- И как прошло?

- Мне кажется, нам всем это очень понравилось: ученики поднимали ручки, записывали, когда я просила. Мы все этот день очень любим, это большое, шумное мероприятие. Нужно заранее подойти и договориться с преподавателем: «Я у вас в пятницу возьму 5 «Б»!»

Доходим до стенда «Правовая почта».

- А это что?- А это что?

- Раньше мы были юридической гимназией, и у нас был предмет «Основы права». Его вел Дмитрий Леонидович Гулькевич. Сейчас предмета нет, а Дмитрий Леонидович ведет факультатив и делает такой проект. Несколько лет назад он замыслил участие в разных правовых конкурсах, а наши работы и сценарии стали печатать в разных журналах – в том числе и в «Адукацыi i выхаваннi». В какой-то момент это переросло в самостоятельную рубрику, и уже три года ее ведут кружковцы. У нас есть электронный адрес, куда можно прислать вопросы.

- Что спрашивают?- Что спрашивают?

- «Имеет ли ребенок право работать?», «Можно ли сменить фамилию?», «Какие правила дорожного движения обязательны сугубо для взрослых, а какие – для детей?». А мы – отвечаем. И сами заодно много чего узнаем о праве – о хулиганстве, запретах на курение, о вымогательстве... Мы даже детский правовой сайт сделали – mir.pravo.by.

Даша (в красном кружке тоже она) отвечает на правовые вопросы с 8-го класса.

Даша (в красном кружке тоже она) отвечает на правовые вопросы с 8-го класса.

«ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БЫТЬ, КАК АЛФЕРОВ, УВАЖАЮТ»

- У нас в гимназии очень хорошо относятся к олимпиадникам. Преподаватели вдохновляют и всегда поддерживают. У нас тут такая атмосфера: детей, которые к чему-то стремятся, уважают. Может быть потому, что у нас много знаменитых выпускников, и мы хотим быть, как они? То, что в параллели только два класса – это большой плюс. Учеников немного, все друг дружку знают. Учиться здесь с 5-го класса и не узнать никого на 2-3 года старше себя? Невозможно. И атмосфера очень семейная, возвращаться сюда после каникул очень приятно. Нет ощущения «О, боже мой, опять эта школа!» - наоборот. Кстати, в этом – большая роль в этом учителей. Их все просто обожают!

Подходим к спортзалу.

- Вот пример: физкультура. С этого года по субботам ввели факультативы по физкультуре. Сколько пришло народу! Особенно пятиклашек – они нашему Александру Михайловичу буквально в рот смотрят.

Мимо нас пробегают пяти-, шестиклассники и все, как один, здороваются с Дашей.

Гимназистов с доски почета узнают все.

Гимназистов с доски почета узнают все.

- Младшие так хорошо тебя знают?- Младшие так хорошо тебя знают?

- Это все доска почета. Висеть там очень приятно, - признается отличница. – Идешь по гимназии – и все тебя узнают. Помню, как в этом году пятиклассники-новички в начале года стояли, изучали стенды и узнавали проходящих мимо: «Ой, это смотри, это она пошла!». Когда они ходят мимо доски почета, понимают, где учатся: видят нас, видят Жореса Иванович Алферова, видят Дмитрия Семеновича Умрейко и Константина Николаевича Соловьева – тоже физиков, академиков Академии наук. Мы все для них – школьные легенды. Несмотря на то, что в этом году я выпускаюсь и ухожу, гимназия остается в надежных руках. Все здесь держится на учителях и традициях. Мы в свое время подхватили ее знамя за выдающимися выпускниками, а нынешние пятиклашки подхватят его за нами.

А вы кому из учителей благодарны?А вы кому из учителей благодарны?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСамый знаменитый белорусский учитель на уроках пил кофе и ставил «отлично» за неправильные ответы Чтобы заставить школьников учиться, нужно перестать вызывать их к доске и ставить им оценки? Учительница русского языка: «Словарные слова должны висеть даже на двери в туалете!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самый знаменитый белорусский учитель на уроках пил кофе и ставил «отлично» за неправильные ответы

Чтобы заставить школьников учиться, нужно перестать вызывать их к доске и ставить им оценки?

Учительница русского языка: «Словарные слова должны висеть даже на двери в туалете!»