2015-02-04T08:14:51+03:00

Композитор Владимир Кондрусевич: «Я сочинял свои стихи на мелодии Битлз»

45 лет назад в Минске прошел первый рок-фестиваль
Поделиться:
Комментарии: comments6
Изменить размер текста:

Тогда он, правда, назывался фестиваль бит-ансамблей. Считается, что он был первым не только в Беларуси, но и во всем Советском Союзе. Сегодня и музыкантам, и зрителям, которым посчастливилось попасть на фестиваль, за 60. Но все, с кем довелось говорить о том музыкальном событии, вспоминают его с восторгом.

Прошел фестиваль в Радиотехническом институте (сейчас БГУИР), именно там была создана самая популярная в конце 60-х группа «Алгоритмы», которая и победила на фестивале. В те дни институт буквально брали штурмом. Популярность у первых бит-музыкантов была невероятной.

Любопытно, что тогдашние власти вроде комсомола поначалу поддержали идею фестиваля, был снят даже документальный фильм о нем. Но через несколько лет фильм тот был уничтожен (только недавно выяснилось, что единственная копия уцелела), а второй фестиваль, прошедший через три года, в 1971 году, был фактически разогнан. А один из его организаторов Владимир Кондрусевич даже был исключен из консерватории.

С известным белорусским композитором, автором опер, балетов,мюзиклов, музыки к кино и театру Владимиром Петровичем мы вспоминаем те времена.

«СТРУНЫ НА ГИТАРЫ СНИМАЛИ С РОЯЛЯ»

Владимир Кондрусевич был одним из первых рокеров в Беларуси.

Владимир Кондрусевич был одним из первых рокеров в Беларуси.

- В Минск я переехал в сентябре 1968 года, когда поступил в консерваторию, а первый фестиваль прошел в апреле. Я сам из Гродно. По тем временам Гродно был передовой город, ведь у нас было польское телевидение. Время от времени удавалось посмотреть концерты бит групп. Я, услышав эту музыку один раз, заболел на всю жизнь. Но где взять инструменты? Начали гитары делать сами, струны снимали с рояля.

- Но они же невероятно толстые….

- Да, это было самоистязание. Пальцы того, кто играл на бас-гитаре, постоянно кровоточили. Первую бас-гитару на территории Беларуси сделали наши гродненские умельцы Минька и Сафон. Они были очень талантливые парни, писали и исполняли песни. Примитивные, но свои: «Нет-нет-нет, я не твой. Никогда не быть с тобой…». (Владимир Петрович напевает. - Ред.) Когда лет через пять запретили исполнять песни на английском языке, я стал писать много текстов на песни «Битлз», «Роллингов».

- Это был не перевод?

- Нет. Я писал тексты под настроение песни. Были и свои песни. В Гродно наша группа «Городняне» была очень популярна среди молодёжи.

- Но вы музыкой занимались серьезно?

- Я учился в музучилище по классу фортепиано, учился очень хорошо, в консерваторию поступил, сдав один экзамен.

А эта музыка позволила мне почувствовать себя увереннее. Скромным мальчишка из интеллигентной семьи, я вдруг понял, что могу вести за собой молодёжь. Это удивительное чувство.

- А в училище как относились к вашим совсем не академическим увлечениям?

- Однажды директор вызвал меня к себе в кабинет. Там сидел какой-то человек, директор вышел и оставил меня с ним. Оказалось, это был человек из КГБ. Он начал меня расспрашивать о нашей группе, о том, кто главный, чем мы занимаемся. Я ничего особенного ему не рассказал. Прихожу домой, а мама рассказывает: «Приходил преподаватель из училища, интересовался, как ты живешь. Я ему показала твою комнату». А у меня на столе под стеклом лежали вырезки из газет и журналов с фотографиями хиппи, бит групп,«ангелов ада». Смотрю, несколько картинок пропало. А потом меня вызвали в КГБ. Захожу в кабинет и вижу на столе мои вырезки. Ну и пошли разговоры о том, чтобы я начал с ними работать, дали номер телефона зашифрованный - спереди три нуля пририсованы, сзади…

Об этом разговоре я сразу рассказал своим ребятам. Однажды сидим мы на своем любимом месте, нас человек 15 - 20, и я вижу, что мимо идет тот самый чекист. Я ребятам говорю: «Вот он, про которого я рассказывал!» Все вскочили, стали кричать, свистеть. После этого меня оставили в покое. А потом я уехал в Минск в консерваторию.

«НАША ГРУППА ОДОЛЖИЛА аппаратуру МУЛЯВИНУ»

- В Минске было немало интересных групп. Знаменитые «Алгоритмы» из РТИ, «Зодчие» из политеха. Со всеми перезнакомился очень быстро. Время было очень демократичное. Если узнавали, что где-то кто-то играет, просто приходили,слушали, вместе играли.

Года через два мы собрали крепкую группу «Пане-браце». На клавишах играл Андрей Гитгарц, его отец был главным дирижером в оперном театре. Володя Угольник - сейчас завкафедрой в Университете культуры, виртуозно владел гитарой. Виталий Романов, ударник, колоритнейшая личность, раздобыл нам шикарную по тем временам аппаратуру.

Когда появились «Лявоны», я часто приходил к ним на репетиции. Они собирались на первый всесоюзный фестиваль, на котором стали лауреатами и получили имя «Песняры». Так вот эту самую аппаратуру мы им одолжили для той поездки.

- Вы же играли на танцах…

- На «Бирже», так почему-то называли ДК первого кирпичного завода. Наша слава была так велика, что местные фарцовщики скупали билеты по 20 копеек и продавали по 25.

1970-е годы. Не удивительно, что на выступления группы Кондрусевича "Пане-браце" молоджь съезжалась со всего Минска

1970-е годы. Не удивительно, что на выступления группы Кондрусевича "Пане-браце" молоджь съезжалась со всего Минска

«ЗА ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ МЕНЯ ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ КОНСЕРВАТОРИИ»

- Говорят, второй бит-фестиваль должен был пройти через два года. Но в год 100-летия Ленина его решили не проводить.

- А в 1971 году за дело решил взяться комсомол, чтобы как-то контролировать молодежь. Из каждого вуза выдвинули по одному представителю. От консерватории был я. И я предложил провести второй фестиваль в РТИ. Возглавил жюри композитор Сергей Кортес, членами жюри стал я и Женя Коновалов из тех самых знаменитых «Алгоритмов». Фестиваль начался. Народу, конечно, битком, но все, что происходило в первый день, мне очень не понравилось (за исключением фантастического выступления Володи Спиридовича). Я вообще отрицательно относился к тому, что называлось советской эстрадой. А тут выходят не личности, а вокально-инструментальные а коллективы вроде «Голубых гитар». Так это скучно!

Альбом культовой группы "Алгоритмы", которая была невероятно популярна в конце 60-х, вышел в прошлом году

Альбом культовой группы "Алгоритмы", которая была невероятно популярна в конце 60-х, вышел в прошлом году

На Западе тогда были очень популярны так называемые супергруппы, когда на одно выступление собирались известные музыканты из разных ансамблей. Мы тоже решили выступить такой супергруппой. Володя Угольник, Андрей Гитгарц, на ударных у нас был Игорь Коростылев, сегодняшний настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Он был очень интересным музыкантом, пел якобы на английском языке, не зная ни одного слова, - такую абракадабру в стиле рок-н-ролла.

Вышли мы на сцену, и я глазам своим не поверил - с потолка свешиваются головы. Оказывается, на потолке были люки для вентиляции, и те, кто не смог попасть в зрительный зал, пролезли на чердак, открыли люки и так слушали. Я спел такую заводную “ Miss Molly” CCR. Что ту началось! Народ повскакивал на кресла, стали хлопать, кричать. Вторую хард-роковую композицию исполнить не удалось, только я подошел к микрофону, как на сцену выбежал какой-то человек и закрыл занавес. Оказывается, это был представитель ЦК партии из отдела культуры. На следующий день меня исключили из консерватории. Но, наверное, впервые в истории Беларуси за меня вступились все мои однокурсники и преподаватели. Они подписали письмо в мою защиту. И через две недели меня восстановили. Но пришлось расстаться с «Пане-браце». Хотя наша группа была невероятно популярна и перспективна. Жаль...

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также