2016-08-24T03:16:00+03:00
КП Беларусь

Что важнее в управлении экономикой - тормоз или газ?

Разбираемся, нужно ли возвращать валютные кредиты на квартиры
Поделиться:
Разбираемся, нужно ли возвращать валютные кредиты на квартирыРазбираемся, нужно ли возвращать валютные кредиты на квартиры
Изменить размер текста:

В минувшую среду на совещании у президента, посвященном жилищному строительству, правительство в лице вице-премьера Анатолия Калинина в очередной раз пожаловалось на Нацбанк. «Вина» последнего заключается в нежелании кредитовать граждан в валюте и высоких процентных ставках по рублевым кредитам.

Нацбанк на такие обвинения стандартно возражает, объясняя связь высоких процентных ставок по кредитам с уровнем инфляционных ожиданий и необходимостью поддерживать относительно высокие ставки по депозитам, иначе рублевые сбережения граждан выплеснутся на валютный рынок с соответствующими последствиями для курсов валют. Нежелание кредитовать население в валюте объясняется тем, что доходы население получает в рублях, и, несмотря на то, что процентные ставки по валютным кредитам в номинальном выражении значительно ниже рублевых, полностью рост стоимости валюты исключать нельзя. В этом случае валютные кредиты (особенно долгосрочные, на несколько десятков лет) лягут на плечи заемщиков невыполнимым бременем.

Позицию правительства тоже можно понять. Оно отвечает за исполнение прогнозов по росту ВВП и, в частности, объемов жилищного строительства. И пытается для этого получить финансовые ресурсы (чем дешевле - тем лучше). Однако ведут ли такие желания к достижению поставленной цели?

Представьте, что вы управляете автомобилем и перед вами поставлена задача как можно быстрее добраться из точки А в точку Б. На первый, наивный, взгляд (а именно его высказывают сторонники удешевления кредитов), оптимально для этого подошел бы автомобиль с одной педалью - педалью газа. Сильнее газуем - быстрее едем - раньше достигнем цели. В таком гипотетическом автомобиле невозможно будет вписаться в повороты, да и на прямых участках машина будет терять управляемость. Скорее всего, в конечную точку мы вообще не доберемся, а поездка может закончиться трагедией.

Просьбы со стороны отдельных лоббистов «дешевых денег» - это попытка усесться в такой автомобиль с одной педалью газа. Такая же наивная причинно-следственная связь: чем больше будет денег и чем они будут дешевле, тем быстрее достигнем поставленных целей. При этом забывают, что экономика, как и автомобиль в нашей аналогии, может не вписаться в поворот и потерять управляемость.

Умеренно-жесткая денежно-кредитная политика Нацбанка, если продолжать аналогию, играет роль педали тормоза. И его задача - не препятствовать движению, как может показаться на первый взгляд, а помочь удержаться на трассе и прийти к финишу. К чему приводит управление экономикой в режиме «тапку в пол», мы все, к сожалению, уже знаем. И тем, кто отвечает за реализацию прогнозов социально-экономического развития, необходимо отходить от принципа «выполнить годовой показатель любой ценой, а там хоть трава не расти», и всегда задумываться о средне- и долгосрочных последствиях принимаемых экономических решений, несмотря на формальное разграничение целей и задач различных госорганов, принимающих такие решения.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: мнение экономиста»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также