2016-08-24T03:11:28+03:00
КП Беларусь

Платные дороги Беларуси: можно ли обмануть систему сбора оплаты?

«Комсомолка» разобралась в тонкостях новой автоматической системы BelToll
Поделиться:
С 1 августа в Беларуси заработала новая система оплаты - автоматическая.С 1 августа в Беларуси заработала новая система оплаты - автоматическая.
Изменить размер текста:

До недавнего времени единственной белорусской платной дорогой была трасса М1 (от Бреста до границы с Россией). На протяжении дороги было организовано четыре пункта взимания дорожных сборов. Платить нужно было водителям иностранных легковушек (3 евро в каждом пункте сбора) и водителям всех грузовиков (от 5 до 15 евро в зависимости от количества осей). Таким образом, проезд транзитом через Беларусь на иностранной легковушке обходился в 12 евро, проезд фуры - в 60 евро. Тариф для рейсовых и школьных автобусов, сельхозтехники и грузовиков, перевозящих хлеб, молоко и сельхозпродукцию, - был чисто символический. Автомобили военных, скорой помощи, милиции или МЧС - само собой, проезжали бесплатно.

Как работает новая система?

С 1 августа в Беларуси заработала новая система оплаты - автоматическая. Инвестором выступила австрийская компания Kapsch TrafficCom AG, которая вложила в строительство и запуск системы 267 миллионов евро. Принцип следующий: на каждый автомобиль заводится специальный счет, с которого списывается оплата и который нужно пополнять владельцу автомобиля. На лобовое стекло машины вешается специальный датчик. На платных участках дорог установлены так называемые порталы сбора платы - металлические арки, сквозь которые проходит дорога. На арках установлено специальное оборудование, которое связывается с датчиком в машине. Когда машина проезжает под порталом, со счета списывается определенная сумма.

Кто должен платить?

Как и прежде, платить не придется водителям легковушек, зарегистрированных в Беларуси, России и Казахстане. Не берут оплату с мотоциклов и мопедов, тракторов, маршрутного транспорта, осуществляющего городские перевозки пассажиров, машин скорой помощи, милиции и МЧС. Всем остальным (включая белорусские грузовики) придется платить.

Сколько стоит проезд?

Автомобили с допустимой общей массой до 3,5 тонны - 0,04 евро/км

Автомобили с допустимой общей массой более 3,5 тонны (2 оси) - 0,08 евро/км

Автомобили с допустимой общей массой более 3,5 тонны (3 оси) - 0,10 евро/км

Автомобили с допустимой общей массой более 3,5 тонны (4 оси и более) - 0,12 евро/км

Это значит, что теперь проезд иностранной легковушки от Бреста до границы с Россией обойдется в 24 евро, водитель фуры за такой кусок платной дороги заплатит 73 евро.

Какие дороги стали платными?

На сегодняшний день в Беларуси - 815 километров платных дорог. Это вся трасса М1 (от Бреста до границы с Россией) плюс еще несколько участков дороги:

- Минск - Национальный аэропорт «Минск» (с 15 по 42 километр)

- Минск - Витебск (с 9 по 41 километр)

- Минск - Могилев (с 16 по 74 километр)

- Минск - Гомель (с 21 по 65 километр)

- Минск - Гродно (с 12 по 57 километр)

Со временем количество платных дорог будет возрастать. Планируется, что платными станут все дороги, соединяющие Минск и областные центры.

Карта платных дорог Беларуси.

Карта платных дорог Беларуси.

Карта платных дорог Беларуси (центр).

Карта платных дорог Беларуси (центр).

Как и где оплачивать?

Владелец автомобиля, с которого взимается оплата, должен зарегистрироваться в системе (в пунктах обслуживания клиентов или через сайт системы) и получить бортовой датчик. Регистрация в системе бесплатна, но за датчик нужно будет внести залог (20 евро для легковушек и 50 - для грузовиков). Если датчик украли или он потерялся - его можно заблокировать, позвонив в центр обслуживания. Залог за него не вернут.

Юридическим лицам удобнее заключить договор и оплачивать услуги по факту. Частным лицам нужно платить по предоплате. Тут придется самостоятельно контролировать баланс и каждый раз, когда бортовое устройство сигнализирует о низком балансе, пополнять его в пунктах обслуживания, расположенных вдоль платных дорог.

Кроме центрального офиса в Минске по одному контактному пункту есть в каждом областном центре. Вдоль платных дорог сейчас работает 18 круглосуточных пунктов, еще 16 пунктов круглосуточно работают на погранпереходах. Степень загруженности того или иного пункта можно смотреть на сайте beltoll.by. Там же можно узнать все подробности о работе системы и следить за балансом.

Бортовое устройство, которое необходимо прикрепить на лобовое стекло.

Бортовое устройство, которое необходимо прикрепить на лобовое стекло.

Что будет с «зайцами»?

Если по каким-то причинам оплата произведена не полностью (например, заявлено не то количество осей или используется датчик от другой машины) - штраф составит 50 евро (для легковушки) и 130 евро (для фуры). Если автомобиль поймают без оплаты вовсе - штраф составит 100 евро (для легковушки) и 260 евро (для фуры). Сумма штрафа списывается с баланса (если он есть у нарушителя).

Контролем оплаты занимается транспортная инспекция. Информация о нарушении оплаты с камер наблюдения попадает в систему. Ловить нарушителя могут двумя способами:

- Мобильный. Закуплено 16 серых микроавтобусов с мигалками, нашпигованных аппаратурой. Дежурившие в них сотрудники транспортной инспекции получают данные о нарушителях и могут останавливать автомобили и даже блокировать их колеса.

- Стационарный. Возле погранпереходов организована работа 15-ти станций, контролирующих въезд и выезд автомобилей. Как и в мобильном способе, дежурившие на посту сотрудники могут останавливать «зайцев» и брать с них штрафы.

БУДЬ В КУРСЕ

Куда идут деньги, собранные с водителей?

Строительством и обслуживанием системы занимается австрийская фирма Kapsch Trafficcom AG. Она же и вкладывает деньги – общий объем инвестиций составляет 270 миллионов евро. Согласно договору, после ввода системы в эксплуатацию, оборудование передается в собственность государства. А австрийцам отчисляется процент от всех сборов. Остальные деньги идут в бюджет. Срок окупаемости проекта специалисты оценивают в три года. Кстати, за первые 9 часов работы,BelToll собрала около 50 тысяч евро.

Стоимость проезда (на примере дороги М1):

До 1 августа 2013

После 1 августа 2013

Иностранная легковушка (кроме России и Казахстана)

12

24

4-осная грузовая фура (Беларусь)

60

73

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также