2016-08-24T03:08:28+03:00
КП Беларусь

«Я планов наших люблю громадьё...»

Перед началом учебного года руководители системы образования обнародовали новые инициативы
Поделиться:
Вступительная кампания 2013 года показала: ожидания, что непоступившие в вузы молодые люди вынуждены будут поступать в колледжи и ПТУ, не оправдались.Вступительная кампания 2013 года показала: ожидания, что непоступившие в вузы молодые люди вынуждены будут поступать в колледжи и ПТУ, не оправдались.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Предложение еще поднять минимальный проходной балл на ЦТ, на этот раз до 25 баллов, как в России, вызвало бурную реакцию. С энтузиазмом данную инициативу встретили репетиторы, так как желающих учиться у нас стало еще больше. На форумах сразу же появились разнообразные многочисленные отклики абитуриентов, их родителей и преподавателей, а также всех интересующихся проблемами образования. Одни считают, что правильно поднять планку до 50 - 60 или даже до 80, другие считают, что и 25 вполне достаточно. Ожесточенные споры сопровождаются взаимными оскорблениями, рассказами о своих достижениях, а также требованиями отправить всех неучей в ПТУ (на стройку, на рынок торговать трусами и так далее). Заметно, что многие люди обуреваемы маниакальной идеей решить за других, где и на что тратить деньги, какое получать образование. При этом они наивно предполагают, что те, у кого есть деньги или связи, останутся без образования или должности из-за введения высокого порога на ЦТ.

На мой взгляд, данное предложение и все дискуссии на эту тему не имеют никакого смысла, пока мы не выясним, как эти баллы подсчитывают. А это мы выяснить как раз и не можем, так как никто не понимает, как происходят эти расчеты. Известен только принцип начисления баллов: чем меньше учеников решают данное задание, тем больше баллов за него дают. Но формулу, по которой начисляют баллы, не понимает никто. В России баллы за ЕГЭ начисляют совершенно по другой формуле. Как можно сравнивать баллы, начисленные по разным формулам? Когда мы сравниваем 25 долларов и 25 евро, мы знаем курс обмена, а при сравнении 25 баллов на ЦТ и на ЕГЭ какой курс обмена будет установлен?

Но еще большее недоумение вызывает сложение среднего балла аттестата и баллов, полученных абитуриентом на ЦТ. В аттестате указываются школьные отметки данного ученика, которые не зависят от отметок другого ученика. А в сертификате ЦТ указывается рейтинговый балл, который напрямую зависит от результатов других абитуриентов. В начальном курсе математики объясняется, что складывать можно только подобные слагаемые, а в случае среднего балла аттестата и баллов ЦТ речь идет о сложении слагаемых, которые подобными не являются.

Вступительная кампания 2013 года показала: ожидания, что непоступившие в вузы молодые люди вынуждены будут поступать в колледжи и ПТУ, не оправдались. В этом году опять наблюдается существенный недобор в среднеспециальные учебные заведения, несмотря на значительное сокращение первокурсников в вузах. Вопрос о том, почему бесплатное профессиональное образование у нас недостаточно востребовано (а загнать силой в эти учебные заведения невозможно), стоит обсудить в рамках отдельной статьи.

Несложно предсказать последствия повышения планки до 25 баллов.

Итак, нас ждет сокращение студентов-платников, что в государственных вузах повлечет:

- рост стоимости обучения для поступивших студентов;

- сокращение числа бесплатных мест и уменьшение числа специальностей;

- сокращения преподавателей вузов.

Кроме этого, произойдет слияние коммерческих вузов, с уменьшением их количества в 2 - 3 раза. Продолжится рост количества белорусов, получающих высшее образование в зарубежных вузах. Деньги, которые могли бы быть потрачены в своей стране на поддержку своей системы образования, будут потрачены за границей (скромно напомню, что мой прогноз годичной давности полностью подтвердился).

Часто говорят, что повышение планки приведет к улучшению качественного состава студентов. С этим аргументом можно было бы согласиться, если бы не большой наплыв еще более слабых иностранных абитуриентов, многие из которых к старшим курсам даже не говорят по-русски. Если бы они учились в отдельных группах, то это были бы проблемы только приславшей их страны. Но ведь они учатся вместе со всеми, что сильно снижает уровень студентов, а вместе с ним и качество обучения.

Мало кто знает, что в Военной академии в августе этого года объявили большой дополнительный набор и приняли на учебу абитуриентов, не преодолевших нижнюю планку ЦТ.

В следующей статье я выскажу свое мнение об оценивании знаний по государственным языкам по принципу зачет/не зачет, об отмене льгот для сирот и абитуриентов из сельской местности на вступительных экзаменах в вузы и о намерении ввести электронное зачисление в вузы.

P.S. С 16 сентября во многие школы пришли проверки по организации начала учебного года. Проверяют заполнение журналов, дневников классных руководителей и дневников учеников (ох, извините, учащихся), подписывание тетрадей, в том числе и для контрольных работ, которые понадобятся еще через месяц, составление всевозможных планов: тематического, воспитательной работы, работы МО учителей, планирование педсоветов и т.п. И самое важное - каждая школа должна придумать и красиво сформулировать цель и задачи своей работы на новый учебный год. А я-то, дурак, думал, что у всех школ во все времена задача одна - учить детей.

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также