2016-08-24T03:08:03+03:00

«Я молод, умен, с высшим образованием. Почему меня не берут на работу?»

Какие ошибки допускают белорусы на собеседованиях [советы специалиста]
Поделиться:
Комментарии: comments37
Какие правильно пройти собеседование?Какие правильно пройти собеседование?
Изменить размер текста:

Уже несколько лет белорусские работодатели в один голос жалуются на отсутствие персонала и то, что по-настоящему толковых специалистов по пальцам можно пересчитать. Поэтому соискатели (особенно молодые!) ошибочно полагают, что найти или сменить работу – раз плюнуть. Мол, можно загрузить резюме в интернет, а там тебя с руками оторвут. Или, когда пригласят на собеседование, можно заехать на потенциальную работу минут на пять – и все будет решено. Это большие заблуждения. Готовиться к интервью нужно, и делать это следует крайне тщательно: беседа может длиться несколько часов даже на не самую значимую должность!

Корреспондент «Комсомолки» посмотрел, как отбирают кандидатов на одну из самых популярных должностей – секретаря. К нашему удивлению, собеседование даже на такую рядовую должность длилось около двух часов, но успешно оно закончилось далеко не для всех.

СОБЕСЕДОВАНИЕ №1: «ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА РАБОТУ СНИЛИСЬ КОШМАРЫ»

Ровно в 14.00 дверь распахнулась, и в кабинет вошла симпатичная блондиночка: солнечные очки, темно синяя юбка, пиджак в полоску. По диплому выпускница университета Ольга (имена изменены, - прим. Ред) – экономист-менеджер.

- Я работала в небольшой коммерческой фирме, - вспоминает начало рабочего пути недавняя студентка. – Перед тем, как впервые прийти на работу, было так страшно, что мне все выходные снились кошмары: а вдруг не выйдет? Оказалось, все не так страшно. Директор, несмотря на слухи о том, какой он тиран, оказался приятным. Прекрасный руководитель, ни разу плохого слова не слышала в свой адрес, только «Доброе утро!» или «Ну, как тут у нас дела?» Правда, проработала я только полгода – не смогла совмещать работу с учебой. После окончания универа пошла в крупную логистическую компанию. Обязанности были несложные: размножить документы, поставить на них печати... Ушла, потому что работа была скучная, а зарплата – низкая. Ищу что-то новое.

Девушка – умная, приятная, грамотная – работу не получила.

ПОЧЕМУ НЕ ВЗЯЛИ?

- В результате интервью выяснилось, что девушка соответствует требованиям, - комментирует результат специалист по персоналу. – Ольга знает Microsoft Office, у нее грамотная речь, она сообразительная, позитивная, трудолюбивая, самостоятельная. Она любит порядок, ей нравится работать с документами, но работу ей не предложили. К сожалению, я не услышал, что она хотела бы быть секретарем и что она хочет работать именно у нас. Оказалось, ей было бы интереснее работать по специальности – экономистом, но вакансии с зарплатой выше 2,5 млн на рынке не нашлось. Поэтому она стала рассматривать другие, где предлагали больше.

СОБЕСЕДОВАНИЕ №2: «КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ»

Второй кандидат на беседу припозднилась: Наталья пришла на 6 минут позже. Возраст – около сорока, светлая юбка, яркая майка.

- Мои родители – преподаватели математики, поэтому и я пошла учиться по этому профилю. Сначала жалела, что не на психолога, но теперь довольна, - начала с образования женщина. – Мое первое место работы – небольшой магазинчик около дома. Потом пошла на бухгалтерские курсы, потом на трехмесячные курсы в IT-фирму, потом – учиться делопроизводству… Наконец, попала в крупную фирму – в кадровый отдел. Там я проработала почти 15 лет. За это время мои обязанности изменялись, я сменила несколько должностей, пока не пришел новый директор. Он сказал: «Каждый должен заниматься своим делом» - и мое движение внутри компании прекратилось. Я довольно долго не уходила, но только из-за коллектива: люди были доброжелательные, работать с ними нравилось. Но, в конце концов, не выдержала.

- У вас есть недостатки?

- Самый большой – неуверенность в себе. Бывало, я соглашалась на более низкую зарплату, чтобы в перспективе получать больше. Я шла на компромисс, хотя могла на чем-то настоять… Теперь я понимаю, что для меня важно: чтобы долго работать на одном месте, должен быть дружный коллектив и достойная оплата.

ПОЧЕМУ НЕ ВЗЯЛИ?

- О вакансии в нашей компании девушке рассказала ее родственница, - объясняет рекрутер. – «Родственница довольна работой» - аргумент сомнительный. У каждого человека ценности разные, они могут не совпадать с ценностями других людей. То, что ее родственнице нравится в корпоративной культуре – работе, коллективе и традициях предприятия – может не понравится Наталье, и, скорее всего, так и случилось бы. Именно поэтому огромным плюсом для кандидата станет понимание того, куда он пришел.

СОБЕСЕДОВАНИЕ №3: «ЕСЛИ НАДО, ЗАВТРА ЖЕ УВОЛЮСЬ»

Третья девушка пришла почти на 10 минут раньше. Темные брюки, коричневый пиджак, очки в тоненькой оправе.

- Я уже работала секретарем, два года. Я очень быстро схватываю, - сразу начала со своих преимуществ 26-летняя Катерина. – Что бы мне ни показали, разбираюсь моментально. Например, когда я смотрю на свои первые документы в Ворде и на те, что создала недавно, вижу огромную разницу.

- Почему вы решили уйти с прежней работы?

- Там назрела напряженная ситуация. За полгода сменился четвертый директор, и это не слишком приятно. Тот, что работает сейчас, настоящий командир: «Как я сказал, так будет!» И все должны слушаться без обсуждений. Мне не очень нравится неопределенность его поручений. Я люблю, когда все четко – сделай это, это и вот это. Это и есть идеальная работа для меня: идешь с настроением, рабочее место оборудовано, тебя ценят, что делать – понятно…

- …и дают медаль!

- И это было бы неплохо, - смеется брюнетка. – Я ни за что не ушла бы, если бы на текущей работе не было так психологически тяжело, но теперь, если вы меня возьмете, завтра же уволюсь. Сейчас готова быть и секретарем-референтом, и офис-менеджером, и инспектором по кадрам.

ПОЧЕМУ НЕ ВЗЯЛИ?

- Да, у Катерины подходящий опыт работы. Но у нашего руководителя авторитарный стиль руководства, он любит, чтобы его указания выполняли четко и без обсуждений. С ним Катерине было бы очень сложно работать.

Итого, в компанию пришло 61 резюме. На собеседование пригласили 12 человек. Работу получила 25-летняя девушка, которая закончила университет и год проработала на аналогичной должности в другом месте. Она неплохо знает делопроизводство, а все остальное готова самостоятельно изучить в кратчайшие сроки. И главное, она хочет быть именно секретарем, и готова долго работать на этой должности. Видно, что девушка настроена на работу, а ее ожидания совпадают с тем, что может дать работодатель.

Главное, чтобы ожидания совпадали с тем, что может дать работодатель.

Главное, чтобы ожидания совпадали с тем, что может дать работодатель.

НА ЗАМЕТКУ

К каким вопросам нужно быть готовым?

1. Об образовании.

Где вы учились? Как выбирали вуз? Почему эта специальность? Планируете ли по ней работать дальше?

2. О прежних местах работы.

Где и кем раньше работали? Какие у вас были обязанности? Чему вы научились за время работы? Что вам нравилось и не нравилось в работе? Какими были взаимоотношения с коллегами? Каким был самый интересный рабочий проект? Какие обязанности вы выполняли с удовольствием? Какие не нравились? Какое ваше самое большое достижение? А самая большая неудача? Почему вы увольняетесь? Что должно измениться на прежнем месте работы, чтобы вы согласились там остаться?

3. О будущей работе.

Чем привлекла вакансия? Как вы представляете работу на этом месте? Что должно здесь быть, чтобы вы проработали долго? Каким видите себя через год? А через 5 лет? Какие вакансии вы рассматриваете (по специальности, на каких предприятиях)? С каким руководителем комфортно работать? В каком коллективе?

4. О личных интересах.

Как вы проводите отпуск? Что делали вчера вечером? Кто ваши друзья? Какое будущее видите для своего ребенка?

КСТАТИ

Как удачно пройти собеседование?

1. Внимательно изучите сайт компании.

2. Возьмите с собой ручку, паспорт, диплом, свидетельства об окончании курсов, рекомендательные письма и образцы работ. Хорошо иметь копии, которые можно оставить потенциальному работодателю.

3. Оденьтесь в деловом стиле (если только вы не кандидат на вакансии художника-дизайнера, журналиста, инструктора по аэробике и т.д.)

4. Не опаздывайте. Придите на 10 минут раньше, настройтесь.

5. Отвечайте на вопросы быстро и по существу – то есть, не про все детство и подруг.

6. Отвечайте правдиво: все, что вы говорите, можно проверить.

7. Будьте готовы к тому, что после каждого вашего ответа вам будут задавать вопрос «Почему?».

8. Не отчаивайтесь, если вас не взяли. Это не значит, что вы некомпетентный работник, наоборот, вы можете быть слишком хороши для этой работы: больше знаете, больше умеете, и на этом рабочем месте вам скоро станет скучно.

Еще больше материалов по теме: «Работа: Беларусь»

Подпишитесь на новости: