2016-08-24T03:07:38+03:00
КП Беларусь

Что бы еще такого сделать, чтобы ничего не делать

В этом учебном году нас ждет множество неприятных «сюрпризов»
Поделиться:
Фото: Николай СУХОВЕЙ
Изменить размер текста:

В предыдущей статье я высказал свое мнение о предложении поднять нижнюю планку на ЦТ. Сейчас я предлагаю обсудить возможные изменения в правилах приема в вузы.

Неожиданностью стала идея превратить тест по русскому или белорусскому языку в зачет.

На мой взгляд, реализация этой идеи крайне негативно скажется на общем уровне образования жителей страны. В условиях резкого падения грамотности, массового перехода на язык интернета, почти полного исчезновения сочинений из школьной программы, ЦТ по государственным языкам остается, по сути, единственной возможностью подтолкнуть молодых людей к их изучению. Будь моя воля, я уменьшил бы в ЦТ по языку количество теоретических вопросов и увеличил количество практических вопросов на правописание и вопросов на знание пословиц и фразеологизмов. Помню, как после ЦТ по русскому языку меня спросил ученик: «А «седьмая вода на киселе» означает что-то сильно разбавленное?» (На ЦТ предлагалось дать правильное объяснение различных фразеологизмов.)

Я понимаю логику предложения превратить тест по языку в зачет - поступающие на технические специальности абитуриенты должны продемонстрировать в первую очередь хорошее знание математики и физики. Но пару лет назад была очень неплохая, но не реализованная идея удвоить баллы по профильным специальностям. Причем удваивать баллы стоит не по одному, а по двум предметам. Именно эта мера помогла бы снизить зависимость технаря от баллов по языку и от среднего балла аттестата, но не позволила бы ему прогуливать школу и вообще не учить язык.

Отмена льгот сиротам, отмена раздельного конкурса для сельских и городских жителей предлагается уже не первый год. Я многократно писал о том, что крайне негативно отношусь к этой идее и считаю ее бесчеловечной. Для меня является постулатом, что забирать что-либо у беззащитных и неимущих, не предлагая ничего взамен, аморально. По сути, сирот лишают реальной возможности получить высшее образование, так как денег на курсы или репетиторов у них нет. Сельские ребята учатся с середины октября до середины апреля, остальное время они «на полях страны». И за это их еще и наказывают! И никакое манипулирования с цифрами, процентами, баллами не может служить обоснованием для отмены льгот.

Сначала сельским ребятам надо вернуть полноценный учебный год или заменить пропущенные месяцы учебы полноценными бесплатными подготовительными курсами, а затем можно и отменить раздельный конкурс. У сирот также должна быть возможность полноценно подготовиться к ЦТ на бесплатных годичных (как минимум) курсах.

Здесь же я хочу напомнить, что в стране практически отсутствует высшее и среднеспециальное образование для инвалидов, и, кроме произнесения умных фраз (например, «инклюзивное образование»), ничего не происходит. Мой ученик после ЦТ по русскому языку рассказал, что с ним сдавал экзамен парень с ярко выраженным ДЦП. Аудитория находилась на пятом этаже вуза, лифты не работали. И парень без посторонней помощи на костылях поднимался по лестнице.

Каждый раз при обсуждении темы отмены льгот кто-нибудь приводит убийственный, на первый взгляд, аргумент: «А Вы хотите, чтобы вас оперировал врач –троечник, или, чтобы ваш ребёнок учился у учителя – двоечника»? Конечно же, не хочу! Но как высокая планка ЦТ или отмена льгот предотвратит появление горе-специалистов в медицине, образовании и т.д.? Если говорить об учителях (особенно математики и физики), то скоро у нас останется выбирать между двумя вариантами: предпочесть школу, где учитель есть, пусть и с низкой квалификацией, или школу, где из-за отсутствия учителей некоторые предметы преподаваться вовсе не будут. Правда, на физфак пединститута сейчас приняли группу студентов из Туркмении. Возможно, кто-нибудь из них захочет остаться и поработать в наших школах… Что касается медицины, то, если следовать логике аргумента о враче – троечнике, получается, что среди плохих врачей значительная доля бывших льготников или тех, кто получил на ЦТ низкие баллы? Чушь, конечно! В мединститут поступить трудно даже на платное, учиться там еще сложнее, поэтому бездельники и глупцы в мединститут поступают очень редко, а заканчивают его и получают диплом ещё реже. А в том, что не очень хороших врачей достаточно много, виноваты не льготы или проходной балл ЦТ, а крайне низкая зарплата врачей. Заметьте, что обязательное ЦТ появилось всего 10 лет назад, поэтому нечестно списывать на него все наши беды.

Общегосударственное электронное зачисление в вузы существует уже много лет, в том числе и в прибалтийских странах. То, что его у нас нет, объясняется, на мой взгляд, двумя причинами. Первая - ничего толкового в системе школьного образования уже много лет в принципе не создается. Я не знаю ни одного качественного учебника, толковой учебной программы, хорошей школы, ну хоть чего-нибудь полезного, созданного за последние 10 лет. Вторая причина - нежелание приемных комиссий вузов потерять последнюю возможность влиять на процесс зачисления студентов. В последний день подачи документов в вузы происходит много «удивительных историй». Я был бы рад, если бы полноценное электронное зачисление заработало в следующую приемную кампанию, но слабо в это верю.

Обратите внимание, что реализация любой из предложенных новаций даже частично не решает ни одной проблемы в системе школьного образования. Мне не лень перечислить эти проблемы еще раз: чудовищная бюрократия, критически низкий социальный статус учителя, бестолковые учебные программы, отвратительные учебники. А главное - школа все меньше напоминает место, куда дети приходят учиться.

Уже много лет вместо решения реальных проблем системы образования мы видим лишь иммитацию. Решаются лишь несуществующие или малозначительные проблемы. На осень запланировано обсуждение новой редакции Правил приема в вузы. Думаю, что и здесь нас ждет имитация этого обсуждения.

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также